Крепостной пленэр. Как смоленские художники видят реставрацию?

Итоги летнего пленэра на крепостной стене стали темой новой экспозиции. Тематика немного озадачила маститых живописцев: крепость во время реставрации представляет собой совсем не живописную картину. Однако организаторы решили иначе. Сам процесс – дело временное, посчитали они, поэтому надо запечатлеть. Что получилось?

Художники под впечатлением – не каждый раз можно побродить по строительным лесам и выбрать объект изображения. Тематически выставка сыграла – показан процесс работы. Все полотна так или иначе связаны с реставрацией. Кроме необычной тематики живописцев и графиков привлекло заверение директора музея «Смоленская крепость», что работы будут экспонироваться в Москве. Часть смолян клюнула на эту удочку. Крючок, похоже, оказался пустышкой: две недели итоги пленэра побудут в КВЦ. Что потом – неясно. О столичном путешествии картин предпочитают помалкивать.

Недоумение вызвал и сам выбор площадки. У музея, организатора выставки, есть великолепные экспозиционные помещения в башне Маховая. Раньше там был «Музей счастья», теперь счастливым наследником выступает «Смоленская крепость». По мнению некоторых участников пленэра три десятка работ органично вписались бы в старинные интерьеры. Ещё весной директор Сергей Пиляк обещал, что этот участок крепости будет открыт для посещения. Похоже, в очередной раз обещать поторопился. Никакого посещения башни и прясел, не говоря уже о выставках, нет и в помине.

Крепостной пленэр. Как смоленские художники видят реставрацию?
фото:Андрей Рожков

 «Я считаю, что КВЦ – это лучшая экспозиционная площадка в городе», — вскользь прокомментировал ситуацию молодой директор.

Спорить с этим сложно, но почему бы не заявить о «Смоленской крепости» именно на крепости? Несмотря на прозрачные намёки журналистов, руководство музея не спешит знакомить смолян, что же стало с самой башней. Отчего туда – не надо?

И ещё: смущает фраза в анонсе мероприятия о том, что «впервые в мировой практике реставрируемый объект стал пространством вдохновения и воплощения творческих идей». Наверное, руководству музея имеет смысл получше узнать историю реставрации своего же памятника. Хотя бы из уважения к участникам и гостям выставки. В открытом доступе есть пронзительные по содержанию фотографии начала 20 века, где профессиональные архитекторы занимаются восстановлением крепости. Есть кадры и работы, посвящённые реставрации смоленских усадеб. Но выставку надо увидеть, оценив творчество тех смолян, которые в прямом смысле слова вписали себя в историю Стены.

SmolNarod.ru