В Смоленске есть только один магистральный маршрут, и тот — трамвайный. Сам город занимает почётное третье место с конца в списке городов страны, где есть магистральные маршруты.
Исследование магистральных маршрутов в городах страны провели специалисты компании SIMETRA — Транспортное моделирование. Они обратили внимание, что в 29 городах с населением больше 200 тысяч человек о магистральных маршрутах говорить вообще не приходится.
Магистральный маршрут вычисляется по требованиям «БКД». Это тот, где работает подвижной состав большого или особо большого класса, тариф регулируемый, интервал не более 10 минут с 7 до половины десятого утром и с половины пятого до семи — вечером. То есть, в часы пиковой нагрузки.
В магистральные маршруты включали трамвайные, троллейбусные, автобусные и метро. Смоленск оказался в десятке, где есть только один маршрут, отвечающий требованиям магистрального. Для сравнения: в Череповце, где население сопоставимо со Смоленском, работает восемь магистральных маршрутов. Семь из них автобусные и один трамвайный. Город занимает девятую строчку сверху в списке крупных населённых пунктов с внятной транспортной сетью.
Магистральный маршрут считают опорой для развития всей транспортной сети города. Ну, и кроме того, федеральные ведомства раздают вкусные «плюшки» для хорошей транспортной сети. Те, кто создаёт и развивает маршрутную сеть, могут рассчитывать на обновление подвижного состава. Нам это пока грозит.