Жизнь как роман

Общество
В истории Смоленского края много славных страниц и имен связано с авиацией. На смоленской земле родились выдающиеся летчики и космонавты, деятели авиационной науки и техники.
Смолянами были авиатор Глеб Алехнович, летчики-герои Борис и Александр Туржанские, маршал авиации Александр Колдунов, генерал-полковник авиации Владимир Лавриненков, знаменитый советский авиаконструктор Семен Лавочкин. Первый российский летчик – смолянин Михаил Ефимов и первый космонавт планеты – смолянин Юрий Гагарин, который был и летчиком.
Среди этих мужественных покорителей неба есть ещё один наш земляк, 100-летний юбилей которого отмечается в этом месяце, – Герой Советского Союза, заслуженный пилот СССР, заслуженный пилот Югославии, почетный гражданин греческого города Кардица – Павел Михайлович МИХАЙЛОВ (1917-2005). 

Деревенский пастушок

Жизнь Павла Михайлова была как самый настоящий книжный роман, ведь он был ровесником революции и советской власти. Будущий летчик транспортной авиации родился в 1917 году на Смоленщине, в деревне Гришково Холм-Жирковского района, в очень бедной многодетной крестьянской семье. Его отец – Михаил Захарович – умер, когда Павлу не было еще и четырех лет. Поэтому мальчику с малолетства пришлось помогать матери – Анне Дмитриевне – по хозяйству. Маленький Павел пас коров, нянчил младших братьев и сестер, делал глиняные и деревянные игрушки, которые потом продавал на базаре.

пастушок

Семья жила очень бедно, но в 1933 году Павел окончил в Холм-Жирковском семилетнюю школу и поступил в Вяземское педагогическое училище. Однако сильная нужда вынудила его временно оставить учебу – чтобы помочь семье он работал в колхозе. Через год Павел снова вернулся в училище, которое окончил в 1937 году, и стал работать учителем в одной из школ своего района. При этом он учился заочно в Смоленском пединституте.

Мечты о небе и война

В те времена практически вся советская молодежь увлекалась авиацией, многие молодые люди хотели стать летчиками. Мечтал об этом и Павел Михайлов. Когда ему исполнился 21 год, он по комсомольской путевке поступил в Тамбовское авиационно-техническое училище. Окончив летное училище в 1940 году, Павел Михайлов стал пилотом-инструктором учебной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Орле. Здесь он и встретил начало войны.

В одном из последних своих интервью в газете «Транспорт России» Павел Михайлович Михайлов так вспоминал тяжелые военные дни и ночи:

«Весть о вероломном нападении, конечно, потрясла меня. Первая реакция, во многом неосознанная, была такая: сесть в самолет и дать «прикурить» фашистам. Я попросился на фронт – мне дали отлуп: учи молодежь! Война разгорается, враг жмет и давит, а ты вроде бы стоишь в стороне в роли наблюдателя. Год бегал с рапортами, не находил себе места. Наконец, направили в авиагруппу особого назначения после освоения тяжелого двухмоторного самолета Ли-2 («Дуглас Си-47»).

Ли-2

Проблем с обучением не было. В октябре 1942 года я прибыл во Внуково, где базировалась 1-я авиатранспортная дивизия Гражданского воздушного флота. Вначале я летал вторым пилотом, а затем командиром транспортного корабля Ли-2. Говорю «летал», а ведь это были не рядовые полеты из пункта «А» в пункт «Б». Это были боевые вылеты при любой погоде и преимущественно ночью. Доставлял в районы боевых действий срочные военные грузы и вывозил раненых; пересекал линию фронта и высаживал десант в тыл врага; забрасывал в партизанские отряды оружие и разведчиков.

Летать приходилось в самые горячие точки: в районы Курской битвы, на правый берег Днепра, в Каховку… Только на Курскую дугу совершил 180 вылетов и доставил тонны боеприпасов. А тяжелораненые… Их не оставишь на поле боя. Вывез 450 искалеченных солдат и командиров. В битве за Курск я получил свою первую награду – орден Красной Звезды.

01На досуге я как-то подсчитал: в тыл противника мною сделано 217 боевых вылетов. И однажды с задания мог не вернуться. На Сандомирском плацдарме в тылу врага действовали наши десантники. Мой экипаж благополучно доставил им снаряжение, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. Взлетели. Пошли обратно. Добрались до линии фронта Брест-Ковель. И тут началось: зенитки гвоздили по самолету, как по учебной мишени. Осколками снарядов были ранены я и штурман. Приборная доска и компас перестали существовать. Кровь заливала мне лицо, но штурвал держал в руках мертвой хваткой. Чем руководствовался – не знаю, наверное, интуицией – бросил машину в сторону и выскользнул из-под огня. Стало легче, прислушался – моторы гудят ровно, управление не повреждено. Сориентировался, куда довернуть, добрался до аэродрома и благополучно приземлился. Попали сразу же в руки медиков. Осколки из моего лица извлекли, а оставшийся шрам всю жизнь напоминает мне о том тяжелом ночном рейсе».

В грозном небе Балкан

Летом 1944 года выписавшийся из госпиталя Михайлов был направлен командованием в группу особого назначения для оказания помощи партизанским отрядам в балканских странах. Так бывший смоленский пастушок, а теперь летчик-ас, оказался в Италии на англо-американской авиабазе в Барии, откуда вместе с союзниками стал летать в Югославию, Албанию и Грецию.

002

Экипаж гвардии лейтенанта Павла Михайлова совершал разведывательные полеты, координировал наступательные операции, высаживал бойцов в тыл врага, доставлял местным партизанам продовольствие, оружие и боеприпасы, эвакуировал раненых и больных. Однажды ночью 19 сентября 1944 года самолет Михайлова доставил югославского маршала Иосипа Броз Тито на встречу с советским Верховным главнокомандующим Иосифом Сталиным.

На Балканах летать приходилось в очень трудных погодных и боевых условиях, под обстрелом врага, а посадки совершать на неподготовленные площадки в горных районах. Это требовало огромного мастерства и мужества. Поэтому неудивительно, что смолянин Павел Михайлов был награжден высшей наградой Югославии – орденом «Партизанская звезда» I степени.

А 29 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР летчику Павлу Михайловичу Михайлову было присвоено звание Героя Советского Союза «за героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками». Наш земляк также был награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом «Красная звезда», медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За освобождение Белгорода», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

В мирном небосводе

После войны летчик Павел Михайлов не покидает небесную профессию, а становится рейсовым пилотом Гражданского воздушного флота. Доставлял пассажиров во многие страны мира, испытывал и осваивал передовую авиационную технику, прокладывал новые воздушные трассы.

«Я первым в гражданской авиации возглавил группу по освоению реактивной техники. Далеко не все было гладко, шли на риск, как на фронте. Вместе с конструкторами доводили реактивные лайнеры до «ума». Я освоил шесть типов реактивных самолетов – Ту-104, Ту-114, Ил-62… Довелось быть первооткрывателем воздушных линий Москва – Якутск, Москва – Владивосток, Москва – Петропавловск – Камчатский.

ТУ-104
Самая яркая страница в моей летной биографии – участие в 1957 году в пробном беспосадочном полете на Ту-104А в США по маршруту Москва – Лондон – Исландия – Канада – Нью-Йорк. Свой последний, прощальный полет я выполнил зимой 1971 года по маршруту Москва – Токио – Москва.
Налетал миллионы безаварийных километров. Я прожил тяжелую жизнь, но я счастлив, потому что и сделал много, и повидал немало», – рассказывал смолянин Михайлов в уже упомянутом интервью.

Летчик и литература

После войны у Павла Михайловича открылся еще один талант – писательский. Видимо, пережитое в годы военных тревог требовало творческого осмысления. И это неудивительно. Ведь его жизнь была как исторический роман.

В 1959 году он написал и издал свою первую книгу – документальную повесть «10 000 часов в воздухе», в которой поведал о боевых и мирных буднях простого советского летчика. Затем им были написаны еще 20 книг о героической летной профессии, воспоминания о голодном деревенском детстве и о войне.

книги2

Самыми известными произведениями Павла Михайлова стали книги «Кострам навстречу», «После заката – взлёт», «Сто ночей в горах Югославии», «В небе двух полушарий», «Небо покоряется сильным», «Москва – Нью-Йорк – Москва», «Есть у подвига крылья». Он стал членом Союза писателей и лауреатом премии Международных журналистов. Некоторые из его книг были переведены на греческий и другие языки, издавались за рубежом.

книги 3

Павел Михайлович был знаком со многими советскими литераторами. А известный поэт-песенник Евгений Долматовский, когда узнал о военных подвигах Михайлова в Греции и Югославии, посвятил ему свое стихотворение «Миф о лётчике Павле».

На малой родине

Не забывал Павел Михайлович и свои родные места в Холм-Жирковском районе Смоленщины – часто приезжал, навещал маму и друзей. А после выхода на пенсию бывать в Холм-Жирковском стал чаще, жил по несколько месяцев, когда писал книги. Постоянно помогал землякам решать различные насущные проблемы, встречался со школьниками и ветеранами войны, организовывал их поездки в Москву. Именно благодаря Павлу Михайловичу на въезде в поселок Холм-Жирковский установлен танк Т-34. Он зажег Вечный огонь в поселке в 1995 году.

Земляки не остались в долгу – всегда торжественно отмечались дни его рождения, а затем именем Героя Советского Союза П. М. Михайлова была названа одна из центральных улиц поселка.

004

Умер Павел Михайлович в 2005 году, похоронен в Холм-Жирковском на Новом кладбище рядом с могилой матери.

005

Недавно в поселке отметили 100-летний юбилей Павла Михайлова. Отметили душевно: сначала возложили цветы на его могилу, а затем состоялся замечательный концерт в Доме культуры. В зале собралось много гостей. Приехали даже москвичи – потомки бойцов Ростокинской дивизии народного ополчения. Был показан фрагмент большого документального фильма о летчике. Все знавшие Павла Михайловича делились своими воспоминаниям об этом удивительном человеке. Смоляне хранят память о выдающемся летчике, родившемся на нашей земле. А это значит, что жизнь Героя, как исторический роман, продолжается…

Подготовил Дмитрий ТИХОНОВ

SmolNarod.ru