Неожиданная кончина актёра Смоленского государственного драматического театра имени Грибоедова, заслуженного артиста России Николая Коншина стала трагическим событием не только для его родственников и близких, но и для всего Смоленска. Сегодня мы вспоминаем этого удивительного человека.
Николай Сергеевич прослужил в нашем театре 35 лет, почти все эти годы являлся «официальным голосом Смоленской области» – вёл военные парады и самые ответственные церемонии. Были у него и замечательные работы в кино.
Николай Сергеевич являлся не только прекрасным актёром мхатовской школы, но и очень доброжелательным, интеллигентным человеком. Уверены, все, кому посчастливилось быть знакомым с Коншиным, надолго запомнят свет его личности!
Вспоминая Николая Сергеевича, мы хотим предложить вашему вниманию стенограмму передачи с его участием на радио «Весна». Запись состоялась 22 апреля 2014 года и была приурочена к 60-летнему юбилею актёра. Эфир провели Анна Балакирева и Сергей Муханов.
– Здравствуйте! У нас в студии блистательный актёр Смоленского государственного драматического театра имени Грибоедова, заслуженный артист России Николай Сергеевич Коншин.
– Здравствуйте!
– У Николая Сергеевича на днях юбилей, мы воспользовались этим информационным поводом и пригласили его в гости. Хотим поговорить о многих вещах, в том числе совершенно неюбилейных, и как журналисты мы очень рады этой возможности!
– Я тоже очень рад, что мне предоставлена такая возможность – пообщаться с вами, дорогие друзья, уважаемые радиослушатели, и поговорить о самой сложной, самой эфемерной профессии под названием «актёрство».
– Давайте напомним нашим слушателям, где смоляне и не только они могут вас видеть и слышать вне стен Драматического театра имени Грибоедова.
– Господь мне послал такую возможность, такой голос, чтобы вести парады, вести демонстрации, и с 1984 года я вёл демонстрации 1 Мая и 7 Ноября. Это было очень ответственно, очень памятно и очень непросто. А потом, с 1995 года – военные парады, и я надеюсь, что меня сейчас пригласят на Парад Победы 9 Мая, который станет моим девятнадцатым, и я надеюсь дожить до двадцатого Парада Победы, который будет в 2015 году.
Понимаете, даже просто сказать «Слава Вооружённым силам России!» – для этого нужно иметь ещё что-то внутри про Россию! А мы как русские, российские люди – любим нашу Родину (не все, правда, но основное большинство), мы любим наш Смоленск!.. /улыбается/ Вот смотрите, сейчас я продемонстрирую /декламирует/: «Слава Вооружённым силам России!» Это одно, как бы нейтрально. А когда я вкладываю всю любовь к своей Родине /показывает с густыми актёрскими красками/. Сейчас – особенно с возвращением Крыма /воодушевляется/, который мы наконец-то вернули, с Божьей помощью, и это такое великое дело, что сейчас уже и парад, наверное, пойдёт по-другому, уже и интонации будут какими-то другими!.. Потому что мы великая, великая нация, великая страна, а не какие-то прихвостни с Запада. Ему уже конец, – ладно, Бог с ним, не будем говорить…
– Вы готовитесь к проведению парада так же, как к выходу на сцену, или есть особые актёрские хитрости, особенный подход?
– Прежде всего, там, на площади Ленина, всегда проходят репетиции. Кстати, за эти годы многое менялось. Сначала парад проводил военкомат или первая «катуковская» армия, сейчас – академия ПВО. У меня есть замечательный помощник, капитан, если уже не майор, по имени Алексей. Мы репетируем, репетиции проходят 5 – 6 – 7 мая. Конечно, без репетиций нельзя, потому вся церемония, всё движение выверено по минутам и секундам, выверена каждая строчка, и не дай Бог кого-то упустить, кого-то не назвать… Я вспоминаю первый парад, 1995 года, к 50-летию Победы – тогда шло очень много ветеранов, много героев, которых надо было всех-всех перечислить, а сейчас уже, простите меня, они в мире ином, наши великие люди, наши великие герои, и сейчас уже этого перечисления нет… Что ж, время идёт, очень больно и жалко, что всё так происходит…
– Хотелось вот какую сторону вашей деятельности осветить. Безусловно, вас очень хорошо знает театральный зритель, но вас знают и все остальные смоляне – все, кто включает телевизор, слушает радио и таким образом сталкивается с рекламой…
– В рекламе я сейчас практически не работаю, но, кстати, был смешной случай /смеётся/. Несколько лет назад был рекламный ролик, его снимал наш замечательный актёр Игорь Голубев. «Если «докторская», то – «Бычков»! – говорил я, больше ничего. Это участие принесло мне популярность как минимум на полгода! Я встречал на себе очень серьёзные взгляды окружающих – в маршрутках, на улице… Из-за докторской колбасы. А до этого я проработал почти тридцать лет в театре, что-то играл – это всё мимо! Представляете, что такое реклама?!
– Вы также работали в кино, сейчас на канале «Культура» можно увидеть документально-игровые фильмы с вашим участием. Вы сыграли, например, «красного генерала» Михаила Бонч-Бруевича…
– Чтобы играть в кино – много и хорошо – нужно жить только в Москве! У меня было много всяческих предложений, но мне говорили: «Если мы завтра позвоним, то через час вы должны быть у нас. Как вы доедете из Смоленска? Поэтому бросайте театр, бросайте Смоленск, снимайте в Москве квартиру, живите и ждите звонка в любую минуту». Так многие мои однокашники и делают…
– Да, так и есть. Но почему же вы так не сделали?
– Ну, что же, я полный идиот, что ли?! Ради какой-то дури всё бросить… Деньги там, правда, совершенно другие, но ехать туда и ждать у моря погоды… Я себя уважаю, я уважаю свою профессию. Понимаете, кино, которое я сейчас вижу, все эти сериалы и так далее – это типажи. Это может каждый: вы, вы, любой!.. Главное – снять, вас озвучат, фильм смонтируют, но пройдёт год, другой, пять – и вы никто! Главное для актёра это, конечно, театр! В театре актёр, настоящий актёр, получает психофизический тренинг. В ролях! Я – человек школы переживания.
– Вы окончили Школу-студию МХАТ, великий театральный институт. Насколько сложно было учиться?
– Нет… Учение в Школе-студии – это радость! Мои педагоги – Павел Владимирович Массальский, Алла Константиновна Тарасова, Александр Михайлович Комиссаров, сегодняшний зритель, может быть, их и не знает… Помните фильм «Цирк» с Любовью Орловой? Мой педагог, профессор Массальский, народный артист СССР, играл иностранного циркача, который преследует героиню Орловой. А второй мой педагог, Комиссаров, – это инженер Скамейкин в этом же фильме… По тем временам, когда я у них учился, это была фантастическая популярность! /улыбается/ Я вспоминаю, как Володя Высоцкий, учившийся у моих же педагогов, только раньше меня, вдруг приходит на репетицию – это был третий курс, мы репетировали «Иванова». А он в своё время в Школе-студии играл Боркина… А это уже был 1973 год, слава Высоцкого гремела, и вдруг приходит маленький такой, в джинсовом костюме. И три часа он просидел на репетиции тихо-тихо, рядом с нашим шефом, бывшим своим педагогом Павлом Владимировичем Массальским. Высоцкий – скромный такой… Перерыв, мы вышли покурить. Высоцкий с нами курит, на маленькой площадочке… А мы все из себя, конечно, большие артисты – что нам Высоцкий?! Мы все поклонялись Галичу! Галич – на Западе, мы пели песни Галича, а Высоцкий… Нет пророка в своём отечестве, рядом он /усмехается/. Вот такая была встреча.
– Ваши любимые роли в театре?
– Как принято говорить, все роли – любимые. Но, конечно, есть некоторые… У меня ведь до Смоленска было ещё три театра – Тула, Псков, Пермь. В Туле я играл Павку Корчагина, Глумова, Михаила Пряслина – в Пскове. Играл четырёхчасовой спектакль в Перми – графа Монте-Кристо. А здесь мои любимые, знаковые роли – Несчастливцев (моя первая роль в смоленском театре), потом, конечно, Алексей Турбин, Изольд Тимофеевич Кукин в «Аккомпаниаторе» (этот спектакль шёл 12 лет)… Ну и конечно, замечательный был спектакль по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Сейчас, 24 апреля, будет мой бенефис – спектакль по Фёдору Михайловичу Достоевскому «Дядюшкин сон», где я играю Князя.
– Есть ли какая-то роль, о которой вы мечтаете?
– /сразу и твёрдо/ Нет.
– Почему?
– Мне очень жалко тех артистов, у которых вся жизнь фанатически зациклена на театре! Вот они – мечтают. А жизнь ведь многообразнее, кроме театра есть ещё много чего, о чём можно мечтать, думать, делать. Поэтому я не хочу фанатически зацикливаться на театре, потому что, понимаете, уходит время, уходят силы… Мне особенно жалко женщин, актрис, которые привыкли играть определённые роли, а потом возраст берёт своё, и переходить на другие роли им очень сложно. Мужчинам-то проще, конечно. Но всё равно: если я сегодня мог сыграть эту роль, завтра я, в силу возраста, уже не смогу. Я знаю таких, знаете, фанатичных актёров, а потом, когда для них всё кончается, – несчастные люди! – они сразу умирают. К театру надо подходить как к одному из занятий, которое тебе больше всего нравится. Мне нравится ещё и другое! Я ведь по первой профессии – настройщик пианино! /смеётся/ У меня в трудовой книжке первая запись: настройщик четвёртого разряда.
– Секрет вашего успешного существования в творческом коллективе – это как раз позиция «театр – одно из проявлений жизни», так?
– Да, конечно.
– Что для вас было большим разочарованием в работе?
– А разочарования сплошные… Разочарования в режиссёре, в театре, в партнёрах; думаю, и во мне тоже разочаровывались. Вы знаете, когда у Никиты Сергеевича Михалкова спросили, какие качества должны быть у артиста, он сказал: талант, трудолюбие и чувство юмора. Почему чувство юмора? Потому что ты вкладываешь много-много-много чего, что-то делаешь, а потом пшик – и ничего! Надо к этому с юмором отнестись, чтобы не залезть в петлю от того, что ничего не получилось! /смеётся/ Вы понимаете, профессия-то эфемерная: сегодня мне один скажет, что Коншин – хороший артист, а другой: да ну, дерьмо, а не артист! И доказать-то ничего нельзя. Профессия жуткая, страшная профессия!..
– Интересно, что снится театральным актёрам?
– Ой, знаете, мне иногда жуткие сны снятся! Вот профессиональное: мне сейчас нужно выходить на сцену, а я никак не могу найти ботинки или какой-то костюм, а вот уже пора… В холодном поту просыпаешься. Или ещё: я же не повторил текст, я же не помню, с чем я выхожу!.. Это ужасно. Наяву у меня таких проблем – забыть текст – слава Богу, пока нет. Актёры, как правило, повторяют роль – перед спектаклем, за день до спектакля… Но текст ведь не главное, текст – это только первая ступенька. Текст помнит не только голова – руки, ноги, мизансцены. Я уже чувствую: когда я здесь сел, у меня вот эти реплики идут… Я о тексте не думаю, если только не ввод, не какие-то критические случаи.
– Кто ваш любимый автор из тех, в чьих произведениях вы играли или хотели бы сыграть?
– Гоголь, Достоевский, Чехов, Булгаков… Пушкин! Автор «Аккомпаниатора» Галин. Гоголь – он на грани двух измерений, на грани пятого – шестого чувства. Гоголь – до сих пор неразгаданный автор, это потрясающий автор!..
– К событиям на Украине и не только. Как вы считаете, к чему мы идём в окружающем мире, что будет, чего следует бояться, чего нельзя ни в коем случае допустить и чем всё это закончится?
– Бояться ничего не нужно. Боятся пусть те, кто не верит. И они – боятся. А нам не надо ничего бояться: Украина – наша родина, Киев – мать русских городов. Боятся пускай те, а нам-то ничего не страшно. Крым вернулся к нам – слава Богу, это замечательно! Если к нам вернутся и другие территории, которые искони были русскими – значит, так и должно быть.
Подготовил Сергей МУХАНОВ
P.S. Фотография с последней премьеры Николая Сергеевича Коншина. Тогда он вышел на сцену 16 сентября 2016 года, на открытии нового театрального сезона. Труппа играла «Горе от ума» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского. Николай Коншин – в роли князя Тугоуховского.
На следующий день Н.С. Коншин сыграл свой последний спектакль – «…И что я здесь делаю?!» по произведениям Василия Шукшина.
Фото: Виктор ПОЯРКОВ