Кто больше всех получил в 2015 году на поддержание позитивного имиджа смоленского губернатора и его администрации? В распоряжении редакции «Смоленской народной газеты» оказался документ, который, по понятным причинам, стараются не «светить» в открытых источниках. Мы убеждены: налогоплательщики вправе знать, в какие суммы обходится появление руководства области на телеэкранах и страницах газет.
«Сводный отчет о расходовании бюджетных ассигнований на информационное обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации и поддержку средств массовой информации на 1 января 2016 г.» — за этим канцелярским названием кроются суммы, которые администрация Смоленской области израсходовала на СМИ.
[see_also page_id=»64063″]Бюджет на СМИ, и весьма солидный, имеется также в распоряжении Смоленской областной Думы; деньги на работу со СМИ выделяют администрации муниципальных образований, в частности, мэрия Смоленска и Смоленский городской Совет. Так что сразу оговоримся: речь в данном документе (и в данной статье) идет только об администрации Смоленской области.
Итак, всего в 2015 году на работу со СМИ администрация Алексея Островского израсходовала 43 766 995 рублей. Распределением этих средств занимается департамент Смоленской области по внутренней политике, который возглавляет одна из самых высокооплачиваемых заместителей губернатора – Илона Кротова.
Выделение средств ведется по двум статьям. Первая – «возмещение затрат, связанных с изданием периодического печатного издания», иными словами, деньги выделяются на полиграфию. Вторая статья – «услуги по информационному сопровождению реализации на территории Смоленской области государственной политики в различных сферах деятельности», деньги по которой раздаются печатным и электронным СМИ – телекомпаниям, радиостанциям и интернет-изданиям.
Все вместе это позволяет контролировать СМИ, добиваться безупречного имиджа областной власти, а также купировать нежелательную информацию. Любой «шаг вправо – шаг влево» карается грозным звонком из департамента по внутренней политике и чреват отлучением от «кормушки». Поскольку все районные издания при губернаторе Островском потеряли самостоятельность и перешли в разряд СОГУП (Смоленское областное государственное унитарное предприятие), теперь они находятся в прямом подчинении губернаторского зама. Остальные, казалось бы, независимые издания, юридически не связаны с областной властью, однако получение солидной финансовой поддержки встраивает их в «информационную вертикаль».
[see_also page_id=»61652″]Как удалось выяснить «Смоленской народной газете», подавляющее большинство госконтрактов «на освещение деятельности» заключалось на безальтернативной основе (с единственным поставщиком), а значит, скорее всего, победители аукционов были известны заранее.
Итак, лидером по получению средств из областного бюджета является СОГУП «Объединенная редакция», в которую входят «Смоленская газета», сайт Smolensk-i.ru («О чем говорит Смоленск каждый день») и радиостанция «Смоленская весна». В общей сложности на поддержку данного ГУПа и аффилированных с ним ООО-шек в 2015 году было израсходовано почти 11 млн рублей. Сюда входит оплата услуг ООО Торговая фирма «Мираж-ЛТД» в размере 3 млн рублей (владеет лицензией на радиовещание радиостанции «Весна») и 1,008 млн рублей на издание журнала «О чем говорит Смоленск», зарегистрированного на ООО «Группа ГС».
На выходе смоляне получают официоз власти на страницах «Смоленской газеты», сервильный журнал и сайт «О чем говорит Смоленск», готовые написать абсолютно всё по указанию вышестоящего начальства, а также бравурный нарратив о трудовых подвигах губернатора Островского в новостных блоках радиостанции «Весна».
Второе место в списке самых любимых властью СМИ — у ГТРК «Смоленск». За услуги телерадиокомпании администрация Смоленской области заплатила в 2015 году 6,72 млн рублей. Успехи губернатора Островского и его свиты освещаются в выпусках новостей и ТВ-программах на телеканалах «Россия-1 Смоленск» и «Россия-24 Смоленск». К сожалению (или счастью?) для зрителей, региональные новости на телеканале «Россия» постепенно становятся экзотикой: дело в том, что ГТРК «Смоленск» по-прежнему работает лишь в аналоговом вещании, либо в некоторых кабельных сетях, а значит, набирающие популярность цифровой формат DVB-T2 и спутниковое телевидение оставляют все меньше шансов десяткам тысяч смолян смотреть областные «врезки». Впрочем, в труднодоступных уголках Смоленщины, где о цифровом ТВ ничего не слышали, а телевизоры, в основном, родом из 90-х, сигнал ГТРК по-прежнему востребован. На что и расходуются миллионы из областной казны.
[see_also page_id=»59410″]В аналогичной ситуации оказались телекомпании «Феникс» («ТНТ-Смоленск») и «ЭС-Си-ЭС» («РЕН-Смоленск»). Первые получили от областной администрации 2,56 млн рублей, вторые – 1,78 млн. Оба телеканала также доступны только в аналоговом вещании.
Более 16 миллионов рублей из областного бюджета выделено на поддержку районных изданий. Всего в отчете значится 21 газета. Меньше всего досталось ершичской газете «Нива» — 323 тысячи рублей, больше всего – газете из Демидовского района «Поречанка» — 1,550 млн рублей. На поддержание позитивного имиджа областной власти получили средства также газеты «Рабочий путь» — 1 млн рублей, и «Смоленские новости» — 800 тысяч рублей.
Также господдержку в 2015 году получили ООО «Издательская группа ТМ» – 281 тысяча рублей, ООО «Камертон» и ООО «Радио плюс» — по 400 тысяч рублей, ООО «Брянский печатный двор» и ООО «Репортер» — по 300 тысяч рублей, ООО «Проект-студия «Наш ГОРОД» – 200 тысяч рублей.
Не забыла администрация Алексея Островского и о публикациях в федеральных изданиях. Например, вот это интервью для РИА «Новости» (МИА «Россия Сегодня») и еще несколько статей на данном сайте обошлись бюджету Смоленской области в 1,2 миллиона рублей.
Исчерпывается ли финансирование пиар-политики губернатора цифрами, указанными в отчете? Скорее всего, нет. По имеющимся у нас сведениям, некоторых крупных предпринимателей Смоленской области обложили «платой за лояльность», обязав оказывать поддержку «правильным» изданиям. Мы не будем называть эти издания и их спонсоров, так как не располагаем документальными подтверждениями таких «поборов». Однако о том, что они есть, знаем из достоверных источников.
Анализ бюджета 2016 года показывает, что расходы на СМИ в текущем году увеличатся на 4 млн рублей (до 47 млн 782 тыс. рублей). Есть в этом и объективные причины – полиграфическая бумага становится дороже, а значит, подскочит стоимость самих газет.
47 миллионов — много это или мало? Все познается в сравнении. Как мы уже рассказывали, в бюджете Смоленской области, который разработала администрация Алексея Островского, на капитальный ремонт сетей тепло- и водоснабжения заложено всего 5 млн рублей. На 2 млн больше заложил на подготовку Смоленска к зиме в 2016 году Николай Алашеев. Причем из года в год эта сумма снижается. К примеру, в 2012 году на подготовку Смоленска к зиме закладывалось более 70 млн рублей, то есть в десять раз больше, чем сегодня.
Максим ЗАХАРОВ