Верните нашего мальчика

Культура
В доме №8 по улице Беляева давно никто не живет. В доме есть парикмахерская, агентство недвижимости и что-то еще. С этим смоленским домом связана одна старая, но очень красивая легенда. Легенда о мальчике, который жил под крышей. В 2013 году этот мальчик пропал. 

Тонкости реставрации 

Зачастую реставрация зданий в Смоленске ассоциируется не с приведением их в первоначальный вид, а с разрушением исторического наследия. Эта история об одном доме, реставрация которого может стать не только символом прошедшего юбилея Смоленска, но и символом борьбы смолян за облик своего города. 

При подготовке к 1150-летию Смоленска ремонт жилых домов в центре города, многие из которых являются памятниками архитектуры, делался под видом реконструкции и реставрации. В нарушении самой концепции реставрации обвиняли бывшего главного архитектора Смоленска Бориса Ляденко. И хотя основными претензиями в проводимой реконструкции было качество работ, как минимум в одном случае так называемые реставраторы нарушили саму историческую концепцию здания. Фактически лишив один из домов его главного элемента — маленькой куклы, служившей символом дома №8 по улице Беляева. 

Мало кто обращал внимание на неприметную фигурку мальчика на самой верхотуре фасада дома, расположенного напротив Заднепровского рынка. Между тем, кукла мальчика просидела там с конца XIX века и пережила революцию, Великую Отечественную войну и перестройку. Не пережила только реставрацию века 21-го. 

крыльцо Беляева №8 после военное фото

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

И так сойдет 

Ремонтно-реставрационные работы на фасаде дома №8 по улице Беляева начались в мае 2013-го и должны были закончится 31 июля того же года. Согласно проектно-сметной документации реставрация фасада этого дома обошлась городскому бюджету 1 млн 800 тыс. рублей. Работы проходили в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Подготовка и проведение празднования 1150-летия образования города Смоленска».  

Но за полгода до юбилея что-то пошло не так. Работы застопорились и дом простоял в строительной сетке практически до середины 2014 года. 

Вообще реконструкция фасада этого дома как-то сразу не заладилась. Жилой дом 2-й половины XIX века вначале нарядили в строительные леса, после этого долго решали, что делать дальше. С горем пополам начали штукатурить, потом вдруг выяснилось, что надо менять кровлю, а денег на реконструкцию крыши запланировано не было. Тогда запустили еще один аукцион  на реконструкцию кровли. В итоге крышу перекрыли, естественно встал вопрос с отливами. Поиск подрядной организации занял еще какое-то время. В итоге водосточные трубы установили только в конце января сего года. 

В целом, качество выполненных работ даже у неспециалиста вызывает тихий ужас. Убедиться в этом может любой прохожий. Кстати, внутри дом не ремонтировали, трещины и облезлые стены памятника регионального значения навевают тоску и уныние. 

дом внутри сейчас

 

 

Чтобы вы понимали, все перечисленные работы (ремонт фасада, кровли, отливов) проводили совершенно разные компании. Так вот, одна из этих компаний, сотрудники которой, преимущественно, были представителями Средней Азии, внесли архитектурные коррективы в облик здания. Вольно или невольно — этого мы, наверное, никогда не узнаем. Именно в период так называемой реставрации, с фасада дома пропала возможно главная его историческая ценность — кукла мальчика, копия маленького сына бывшего владельца этого дома. 

фасад до и после реконструкции

Легенда дома №8 

В доме №8 давно никто не живет. Здесь есть парикмахерская, агентство недвижимости, тут даже можно снять вполне просторный и недорогой офис. Долгие годы дом находился в плачевном состоянии. В 2013-м его фасад «отреконструировали» и теперь дом находится в плачевном состоянии только изнутри. На заднем дворе фасадный кирпич покрасили коричневой краской. Видимо, кому-то показалась, что так будет красиво. 

Когда два с половиной года назад строители начали ремонт фасада, те немногие смоляне, знавшие историю дома, были не на шутку встревожены. Они приходили к дому и просили рабочих быть аккуратными с крохотной фигуркой мальчика, закрепленной на лицевом фасаде здания. 

Раньше дом №8 по улице Беляева был купеческий. К сожалению, имя владельца в истории не сохранилось. Известно лишь, что у купца был маленький сын – по всей видимости, единственный, его гордость и надежда. Но случилось горе – мальчик утонул. Безутешный отец заказал фигурку в память о сыне и украсил ею фасад дома. 

Эта версия появления на фасаде дома №8 фигурки мальчика передается в Смоленске из уст в уста уже много лет. Сам по себе дом — памятник архитектуры периода эклектики и стилизаторства, в декоре фасада  имитируются элементы зодчества XVII века. Дом интересен сводчатым подвалом, архаичным для своего времени. Стилистические особенности и характер кирпичной кладки позволяют датировать здание концом XIX — началом XX века. И, судя по архитектуре и внутренней планировке, это было здание общественного назначения. Вопрос, было ли это здание чьим-то родовым гнездом, остается открытым. 

Когда в конце января 2015 года рабочие заканчивали монтаж водосточных труб, мы решили выяснить у них судьбу куклы. Увы, ничего не вышло. Рабочие сказали, что они не знают, кто и чем занимался на объекте до них. Зато об этом знает встретившая нас сотрудница парикмахерской, расположенной на первом этаже дома №8.

«Смотрите, нашего парня не заденьте! Говорила я тогда рабочим. Но им-то что? Штукатурили и палкой какой-то задели нашего мальчика. Он и упал», — рассказала нам женщина.

Разбилась фигурка мальчика или нет, где она сейчас и когда вернется на свое законное место, вот уже на протяжении двух лет выяснить не удается. 

фасад после реконструкции 2

Петиция за нашего мальчика 

В октябре 2013 года в адрес мэрии Смоленска был направлен запрос о судьбе фигурки мальчика. Ответ был получен через месяц: «Кукла демонтирована для ее последующей реставрации». С того времени прошло почти полтора года. Но нашего мальчика так и не вернули на место. На фотографиях видно, что строители заделали выемку в кирпичной кладке, где располагалась голова куклы. Может и не собирались возвращать? 

По информации наших источников в мэрии, после ухода Константина Давидова с поста директора МКУ «Строитель», являвшегося главным заказчиком работ по реставрация фасадов домов в Смоленске, концы в истории с исчезновением фигурки мальчика найти будет очень сложно. 

Несогласные с таким положением дел смоляне разместили в интернете петицию с требованием вернуть фигурку мальчика на ее историческое место на фасад дома №8 по улице Беляева. 

«Мы считаем, что подобная практика является не только нарушением действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, наносит ущерб историческому облику древнего Смоленска, но и создаёт опасный прецедент, при котором уничтожаются отдельные части памятников истории и культуры и никто не несёт за это ответственности», — заявил автор петиции Александр Богомаз. 

Всем кому не безразлична судьба фигурки, могут подписать петицию с требованием принять необходимые меры и вернуть мальчика, который жил под крышей, на прежнее место. 

Кстати, с 2013 года в России ввели самые высокие в Европе штрафы за повреждение и уничтожение памятников архитектуры. Это предусмотрено вступившими в силу поправками в кодекс об административных правонарушениях. До последнего времени строительным фирмам, которые испортили исторический объект, грозил штраф максимум в 30 тысяч рублей. Теперь им придется заплатить от 200 тысяч до 20 миллионов. А за полное уничтожение памятника юридическим лицам могут назначить штраф в 60 миллионов рублей, с физических лиц смогут взимать до 300 тысяч рублей. 

Алексей ВОЛКОВ 

ответ мэрии

 

Историческая справка 

О доме по улице Беляева №8 в Смоленске написано в «Своде памятников архитектуры»: 

«Дом жилой, конец XIX века — начало XX века. Ул. Беляева, 8. Выходит протяженным западным фасадом на красную линию важной транспортной магистрали города, северной стеной примыкает к более высокому послевоенному дому. Кирпичные стены длинных фасадов покрашены по кладке, торцовая оштукатурена. Обильный и разностильный декор характерен для периода эклектики. 

Двухэтажное здание крыто на два ската. Декорирован только уличный фасад. Средняя ось подчеркнута нешироким ризалитом с килевидным завершением фигурного аттика. Боковые части фасада с квадратными окнами отделаны рустованными лопатками. Средние оси промежуточных участков акцентированы балконами. Этажи разделены карнизом с полосой кровли. Венчающий карниз опирается на узкие кронштейны. Фриз с филенками и дисками поддерживают замковые камни в архивольтах арочных окон второго этажа. Вытянутое по вертикали прямоугольное окно лестничной клетки (на средней оси фасада) обрамлено подобием двухколонного портика с пологим фронтоном. Огрубленные капители с плоской лицевой стороной, завершающие полуколонны с поясками, весьма отдаленно напоминают ионические. В тимпане фронтона — скульптурная фигурка городского мальчика. 

Вход с улицы ведет на лестничную клетку, на оси которой — более узкий коридор с выходом на двор. Продольная капитальная стена делит здание пополам».

SmolNarod.ru