В доме №8 по улице Беляева давно никто не живет. В доме есть парикмахерская, агентство недвижимости и что-то еще. С этим смоленским домом связана одна старая, но очень красивая легенда. Легенда о мальчике, который жил под крышей. В 2013 году этот мальчик пропал.
Тонкости реставрации
Зачастую реставрация зданий в Смоленске ассоциируется не с приведением их в первоначальный вид, а с разрушением исторического наследия. Эта история об одном доме, реставрация которого может стать не только символом прошедшего юбилея Смоленска, но и символом борьбы смолян за облик своего города.
При подготовке к 1150-летию Смоленска ремонт жилых домов в центре города, многие из которых являются памятниками архитектуры, делался под видом реконструкции и реставрации. В нарушении самой концепции реставрации обвиняли бывшего главного архитектора Смоленска Бориса Ляденко. И хотя основными претензиями в проводимой реконструкции было качество работ, как минимум в одном случае так называемые реставраторы нарушили саму историческую концепцию здания. Фактически лишив один из домов его главного элемента — маленькой куклы, служившей символом дома №8 по улице Беляева.
Мало кто обращал внимание на неприметную фигурку мальчика на самой верхотуре фасада дома, расположенного напротив Заднепровского рынка. Между тем, кукла мальчика просидела там с конца XIX века и пережила революцию, Великую Отечественную войну и перестройку. Не пережила только реставрацию века 21-го.
И так сойдет
Ремонтно-реставрационные работы на фасаде дома №8 по улице Беляева начались в мае 2013-го и должны были закончится 31 июля того же года. Согласно проектно-сметной документации реставрация фасада этого дома обошлась городскому бюджету 1 млн 800 тыс. рублей. Работы проходили в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Подготовка и проведение празднования 1150-летия образования города Смоленска».
Но за полгода до юбилея что-то пошло не так. Работы застопорились и дом простоял в строительной сетке практически до середины 2014 года.
Вообще реконструкция фасада этого дома как-то сразу не заладилась. Жилой дом 2-й половины XIX века вначале нарядили в строительные леса, после этого долго решали, что делать дальше. С горем пополам начали штукатурить, потом вдруг выяснилось, что надо менять кровлю, а денег на реконструкцию крыши запланировано не было. Тогда запустили еще один аукцион на реконструкцию кровли. В итоге крышу перекрыли, естественно встал вопрос с отливами. Поиск подрядной организации занял еще какое-то время. В итоге водосточные трубы установили только в конце января сего года.
В целом, качество выполненных работ даже у неспециалиста вызывает тихий ужас. Убедиться в этом может любой прохожий. Кстати, внутри дом не ремонтировали, трещины и облезлые стены памятника регионального значения навевают тоску и уныние.
Чтобы вы понимали, все перечисленные работы (ремонт фасада, кровли, отливов) проводили совершенно разные компании. Так вот, одна из этих компаний, сотрудники которой, преимущественно, были представителями Средней Азии, внесли архитектурные коррективы в облик здания. Вольно или невольно — этого мы, наверное, никогда не узнаем. Именно в период так называемой реставрации, с фасада дома пропала возможно главная его историческая ценность — кукла мальчика, копия маленького сына бывшего владельца этого дома.
Легенда дома №8
В доме №8 давно никто не живет. Здесь есть парикмахерская, агентство недвижимости, тут даже можно снять вполне просторный и недорогой офис. Долгие годы дом находился в плачевном состоянии. В 2013-м его фасад «отреконструировали» и теперь дом находится в плачевном состоянии только изнутри. На заднем дворе фасадный кирпич покрасили коричневой краской. Видимо, кому-то показалась, что так будет красиво.
Когда два с половиной года назад строители начали ремонт фасада, те немногие смоляне, знавшие историю дома, были не на шутку встревожены. Они приходили к дому и просили рабочих быть аккуратными с крохотной фигуркой мальчика, закрепленной на лицевом фасаде здания.
Раньше дом №8 по улице Беляева был купеческий. К сожалению, имя владельца в истории не сохранилось. Известно лишь, что у купца был маленький сын – по всей видимости, единственный, его гордость и надежда. Но случилось горе – мальчик утонул. Безутешный отец заказал фигурку в память о сыне и украсил ею фасад дома.
Эта версия появления на фасаде дома №8 фигурки мальчика передается в Смоленске из уст в уста уже много лет. Сам по себе дом — памятник архитектуры периода эклектики и стилизаторства, в декоре фасада имитируются элементы зодчества XVII века. Дом интересен сводчатым подвалом, архаичным для своего времени. Стилистические особенности и характер кирпичной кладки позволяют датировать здание концом XIX — началом XX века. И, судя по архитектуре и внутренней планировке, это было здание общественного назначения. Вопрос, было ли это здание чьим-то родовым гнездом, остается открытым.
Когда в конце января 2015 года рабочие заканчивали монтаж водосточных труб, мы решили выяснить у них судьбу куклы. Увы, ничего не вышло. Рабочие сказали, что они не знают, кто и чем занимался на объекте до них. Зато об этом знает встретившая нас сотрудница парикмахерской, расположенной на первом этаже дома №8.
«Смотрите, нашего парня не заденьте! Говорила я тогда рабочим. Но им-то что? Штукатурили и палкой какой-то задели нашего мальчика. Он и упал», — рассказала нам женщина.
Разбилась фигурка мальчика или нет, где она сейчас и когда вернется на свое законное место, вот уже на протяжении двух лет выяснить не удается.
Петиция за нашего мальчика
В октябре 2013 года в адрес мэрии Смоленска был направлен запрос о судьбе фигурки мальчика. Ответ был получен через месяц: «Кукла демонтирована для ее последующей реставрации». С того времени прошло почти полтора года. Но нашего мальчика так и не вернули на место. На фотографиях видно, что строители заделали выемку в кирпичной кладке, где располагалась голова куклы. Может и не собирались возвращать?
По информации наших источников в мэрии, после ухода Константина Давидова с поста директора МКУ «Строитель», являвшегося главным заказчиком работ по реставрация фасадов домов в Смоленске, концы в истории с исчезновением фигурки мальчика найти будет очень сложно.
Несогласные с таким положением дел смоляне разместили в интернете петицию с требованием вернуть фигурку мальчика на ее историческое место на фасад дома №8 по улице Беляева.
«Мы считаем, что подобная практика является не только нарушением действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, наносит ущерб историческому облику древнего Смоленска, но и создаёт опасный прецедент, при котором уничтожаются отдельные части памятников истории и культуры и никто не несёт за это ответственности», — заявил автор петиции Александр Богомаз.
Всем кому не безразлична судьба фигурки, могут подписать петицию с требованием принять необходимые меры и вернуть мальчика, который жил под крышей, на прежнее место.
Кстати, с 2013 года в России ввели самые высокие в Европе штрафы за повреждение и уничтожение памятников архитектуры. Это предусмотрено вступившими в силу поправками в кодекс об административных правонарушениях. До последнего времени строительным фирмам, которые испортили исторический объект, грозил штраф максимум в 30 тысяч рублей. Теперь им придется заплатить от 200 тысяч до 20 миллионов. А за полное уничтожение памятника юридическим лицам могут назначить штраф в 60 миллионов рублей, с физических лиц смогут взимать до 300 тысяч рублей.
Алексей ВОЛКОВ
Историческая справка
О доме по улице Беляева №8 в Смоленске написано в «Своде памятников архитектуры»:
«Дом жилой, конец XIX века — начало XX века. Ул. Беляева, 8. Выходит протяженным западным фасадом на красную линию важной транспортной магистрали города, северной стеной примыкает к более высокому послевоенному дому. Кирпичные стены длинных фасадов покрашены по кладке, торцовая оштукатурена. Обильный и разностильный декор характерен для периода эклектики.
Двухэтажное здание крыто на два ската. Декорирован только уличный фасад. Средняя ось подчеркнута нешироким ризалитом с килевидным завершением фигурного аттика. Боковые части фасада с квадратными окнами отделаны рустованными лопатками. Средние оси промежуточных участков акцентированы балконами. Этажи разделены карнизом с полосой кровли. Венчающий карниз опирается на узкие кронштейны. Фриз с филенками и дисками поддерживают замковые камни в архивольтах арочных окон второго этажа. Вытянутое по вертикали прямоугольное окно лестничной клетки (на средней оси фасада) обрамлено подобием двухколонного портика с пологим фронтоном. Огрубленные капители с плоской лицевой стороной, завершающие полуколонны с поясками, весьма отдаленно напоминают ионические. В тимпане фронтона — скульптурная фигурка городского мальчика.
Вход с улицы ведет на лестничную клетку, на оси которой — более узкий коридор с выходом на двор. Продольная капитальная стена делит здание пополам».