Предвыборная кампания по выборам губернатора Смоленской области входит в активную фазу. На первый взгляд, обыденный факт повседневной политики, если не вдаваться в подробности того, за чей счет оплачивается все это веселье. Так вот, отвечаем: пиар губернаторской персоны в региональных СМИ идет за счет налогоплательщиков, т.е. за наш с вами счет. Более 70 млн рублей в 2014 году планируется потратить «на освещение деятельности администрации области».
Через многочисленные госконтракты, которые окутывают буквально всю прессу региона – от районных многотиражек до основных телеканалов и областных газет, ведется создание позитивного имиджа губернатора. Так что, увидев Алексея Островского на телеэкране, важно понимать, что «билет» на этот «кинопоказ» оплачен, в том числе, и из нашего кошелька.
Чтобы имидж сиял как можно ярче, заниматься этим «государственной важности» вопросом в Смоленск прибыла главный политтехногол ЛДПР. Ей поставлена сложная но выполнимая задача: сделать так, чтобы губернатор звучал из каждого утюга, но при этом был мил избирателю и радовал его разнообразными речами. Если с первым пунктом плана все прошло гладко – так на нашем телевидении появились новые передачи «Лицом к области», «Территория ответственности», ежедневные репортажи о поездках губернатора и его свиты по районам, то со вторым – как-то не задалось. И дело вовсе не в том, что политтехнолог что-то не предусмотрел, а в том, что сам объект пиара – губернатор Алексей Островский – категорически отказывается радовать смолян разнообразием, из передачи в передачу нося с собой универсальные штампы, наподобие известного персонажа Ильфа и Петрова. Если кто помнит, был в незабвенном «Золотом теленке» чиновник Полыхаев, руководивший «Геркулесом». Чтобы не тратить силы и время на написание резолюций, он придумал изготовить универсальные штемпели, которые без труда можно было применить к любой бумажке.
Летом 2012 года, когда Алексей Островский решился на первую пресс-конференцию, многие отметили необычную манеру разговора нового губернатора: «я навожу порядок», «я и моя администрация работаем над этим», «я вам врать и обещать не буду», «я говорил и ещё раз повторю», «я пытаюсь вернуть доверие к Смоленской области», «моя принципиальная позиция», «по моему поручению этим вопросом занимается»… Иногда «я» сменяется на «мы» («мы та власть, которая с вами», «мы эту проблему в состоянии решить»), однако даже из-за «мы» упорно проступает гигантское, гипертрофированное «я» («Мы, Алексей Островский, император и самодержец всесмоленский»).
Поначалу особенность губернаторской риторики списали на неопытность: мол, губернатор осваивается, входит в курс дел, да и топнуть ногой не лишне, чтобы знали, кто в доме хозяин. Но прошел год, полтора, а заезженные штемпели так и кочуют из одного интервью в другое. Слово «Я», возведенное в абсолют, стало главным в губернаторских речах, при этом доля конкретики, цифр, фактов, анализа, странным образом не прибавлялась.
В какой-то момент общественность начала задаваться вопросом: не является ли однообразное якание штампом управленческого кризиса Островского? Тут вспоминается еще один литературный персонаж из повести Салтыкова-Щедрина «История одного города». В летописи градоначальников города Глупова был Дементий Брудастый. Его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!». Скудный репертуар градоначальника был результатом игры органчика, встроенного в его голову. И всякий раз, когда подчиненных надлежало поставить по струнке (а иным градоначальник не занимался) органчик в голове Брудастого исполнял один и тот же мотив — «Не потерплю!», «Разорю!». Но позвольте, Смоленск – это ведь не город Глупов, и Островский – не литературный персонаж. Почему из совещания в совещание, из одного телешоу в другое мы слышим одно и то же: «я никому не позволю наживаться», «меня как главу субъекта категорически не устраивает», «я работал, работаю и буду работать на благо смолян» и еще с десяток популистских штампов?
Массовое помешательство перекинулось на подчиненных. Пытаясь подстроиться под своего начальника, универсальными штемпелями обзавелись и его замы. «По поручению губернатора заместитель Пучков провел брифинг», «по поручению Алексея Островского Ольга Окунева провела оперативное совещание»… Не отстает и пресс-служба. Через предложение она радует читателя дежурными оборотами типа: «благодаря решениям, принятым на совещании под председательством губернатора, удалось решить проблему», «результаты достигнуты при непосредственной поддержке Губернатора Алексея Островского»…
Пропаганда губернатора творится каждый день и всеми средствами. Однако складывается впечатление, что сверхзадача этой кампании – не повысить популярность Алексея Островского. Ее цель – в другом: окончательно убить в гражданах, в избирателях, хоть какой-то интерес к тому, что происходит в коридорах власти.
Чиновникам удобнее всего управлять безразличной, серой массой, которая не ходит на выборы, не отстаивает свои права, не интересуется происходящим вокруг, молчаливо заботясь лишь о проблемах, не выходящих за пределы собственного подъезда. Согласитесь, разве можно всерьез интересоваться «брудастыми» и «полыхаевыми», если только не на страницах гениальных книг российских классиков?
Чиновники этим пользуются, меняют шикарные лимузины, летают вертолетами в Москву, живут в роскошных загородных резиденциях и упиваются властью. Кого это волнует? Да никого. Они уже давно никому не интересны. Тем и живут.
Максим ЗАХАРОВ