В Смоленске запущена в эксплуатацию улица Николаева, которая реконструировалась более полугода. Наряду с очевидным прогрессом – ходить и ездить по улице стало гораздо удобнее — смоляне отметили и множество недочетов. Smolnarod.ru обратился к генподрядчику ООО «Корпорация Стройиндустрия» с просьбой ответить на замечания жителей.
Как пояснил нашему изданию главный инженер проекта Илья Гарпунов, проектно-сметная документация, которая была приложена к тендеру, была составлена в 2013-2014 годах. Когда «Корпорация Стройиндустрия» выиграла тендер, к нему был приложен именно этот устаревший проект, по утратившим актуальность ГОСТам и иным нормативам. Заказчик и генподрядчик приняли решение внести в проект корректировки. Первоначально в проекте не были учтены работы по замене канализационного коллектора, защите газопровода, перекладке водопровода, монтажу праздничного освещения. Трамвайные пути были запроектированы по устаревшему проекту с применением деревянных шпал.
Строители решили, что делать капитально улицу но не обновлять коммуникаций никак нельзя. Иначе было бы не избежать постоянных раскопок и нарушения целостности асфальтового покрытия. Чтобы выполнить эту работу и не вылезти за смету, было принято решение оптимизировать расходы. Например, в качестве покрытия тротуаров изначально предлагалось укладывать гранитную плитку, но без замены подземных коммуникаций. Подрядчик решил использовать обычную плитку с современным дизайном. Это позволило изыскать средства на замену коммуникаций. Корректировка документации была сделана по согласованию с заказчиком (МКУ «Строитель») и администрацией города. В процессе корректировки проекта администрация города дважды провела публичные слушания, чтобы выслушать мнение общественности и принять его во внимание. Это мнение максимально учли, проект повторно прошел госэкспертизу и 25 мая 2020 года заказчик получил положительное заключение. После чего генподрядчик приступил к работам по откорректированному проекту.
Сегодня улица Николаева живет своей обычной жизнью. Хотя еще полгода назад, когда старые трамвайные пути, асфальт и коммуникации были разворочены, казалось, что этот ужас не закончится никогда. Ближе к завершению работ у смолян начали возникать претензии к подрядчику. Казалось, что в спешке работы делаются недостаточно качественно, а некоторые решения, примененные на улице Николаева, как минимум спорные.
Трамвайные платформы
Одним из таких спорных решений стала посадочная трамвайная платформа на перекресте с ул.Октябрьской революции. Первоначально проект их не предусматривал, однако общественные активисты предложили администрации города обустроить такие платформы. Проектировщик, реагируя на мнение общественности, запроектировал платформу, но только на улице Октябрьской революции. Как признался главный инженер ООО «Корпорация Стройиндустрия» Иван Шавров, решение делать остановочную платформу в Смоленске было экспериментальным. Ранее такого опыта у города не было. Поэтому чтобы получить такой опыт было принято решение сделать только один подобный объект. Если опыт его эксплуатации окажется удачным, возможно, городские власти запроектируют такие платформы при реконструкции и других улиц.
Что касается ширины платформы, на которую уже поступают жалобы, то она, со слов нашего собеседника, соответствует ГОСТу. Более того, в Смоленске эксплуатируется четыре типа трамваев с разной шириной и высотой вагонов, поэтому проектировщикам было сложно привязать ее к какому-либо типу вагонов. Было решено учесть мнение организации, эксплуатирующей трамвайную сеть – МУТТП. Одна платформа имеет ширину около 2 метров, вторая – 2.40. Хотя ГОСТ устанавливает минимальную ширину 1.80 м. Получается, что платформы сделаны шире минимальных требований ГОСТа. Что касается замечания по поводу затрудненного обзора, когда водители из-за защитного ограждения не видят пешеходов, то оно компенсируется тем, что пешеходный переход оборудован светофором. Если пешеходы будут двигаться по правилам, никакого риска для них быть не может.
Брусчатка и лужи на тротуарах
Множество нареканий смолян вызвала брусчатка, уложенная осенью. На некоторых участках тротуара она буквально «играла» под ногами. У смолян сложилось впечатление, что строители впервые столкнулись с разнокалиберной плиткой и не могут с ней совладать.
«Когда начался ремонт тротуара, люди жаловались в администрацию, заказчику, что им негде пройти. Сначала мы сделали деревянные мостки, возле камерного театра, домов №№24,26, но и тогда были жалобы, что по ним неудобно ходить. Мы решили сделать предварительную укладку тротуарной плитки, чтобы людям было удобно ходить, и им не приходилось вытаптывать зеленые зоны. В ноябре мы уложили брусчатку капитально, исправив все первоначальные огрехи. Все недостатки, которые будут выявлены в ходе эксплуатации улицы Николаева в зимний период, будут устранены подрядчиком в рамках гарантийных обязательств. Подрядчик местный, смоленский, никуда не денется», — заверил нас Иван Шавров.
Исправить обещают и образовавшиеся лужи на нескольких съездах с улицы Николаева во дворы. Со слов подрядчика лужи образовались в виду перепада высот отремонтированной улицы и дворов, ремонт которых не предусмотрен проектом. Подрядчик обещает сделать так, чтобы луж либо не было вообще, прорубив ливневку, либо чтобы они уходили максимально быстро за счет исправленной разуклонки.
Озеленение
В общей сложности деревьев и кустарников было высажено более 2,5 тысяч. Смоляне обратили внимание, что с наступлением зимы туи и можжевельники поменяли цвет. «Все они были высажены до морозов. Я думаю, насаждения успешно перезимуют, если, конечно, жители города не будут принимать участие в их уничтожении. Такие случаи уже неоднократно были на этой улице. Одну похищенную тую мы нашли и при наступлении благоприятной погоды вернем на место. Сотрудники УМВД по камерам видеонаблюдения вычислили похитителя. Аргумент похитителя был прост: шел пьяный, она ему понравилась, и он унес ее к себе на приусадебный участок. Такая вот любовь с первого взгляда. Виновник обратился в нашу организацию и предложил пойти на мировую. Мы согласились. Те деревья, которые не приживутся, будут также заменены в рамках гарантийных обязательств на новые с наступлением весны», — пояснил Иван Шавров.
Сколько это стоило
В общей сложности все ремонтные работы на ул. Николаева обошлись в сумму более 500 млн рублей. Все работы на улице выполняли два генподрядчика – ООО «Корпорация Стройиндустрия» и ООО ЖДК, которая осуществляла замену трамвайных рельсов, канализационного коллектора и железобетонных световых опор с праздничным освещением, а также замену остановок. Все эти работы стоили чуть больше 220 млн рублей. Что касается ООО «Корпорация Стройиндустрия», то на ее работы было потрачено более 290 млн. В эту сумму включены строительство новой ливневой канализации, замена старого водопровода на новый, замена футляра газопровода, устройство подпорных стен, озеленение, благоустройство, замена дорожного покрытия и тротуаров. Что интересно, из этих 290 миллионов ремонт проезжей части с заменой земельного полотна, укладкой асфальта по новым ГОСТам составляет всего 89 млн. рублей.
Весной мы вернемся на улицу Николаева и проконтролируем, удалось ли генподрядчику устранить выявленные замечания.