За последние годы наши доморощенные «великие комбинаторы» в городских и областных органах власти столько всего наобещали смолянам, что Смоленск и Смоленская область давно должны были бы стать если не Арабскими Эмиратами, то, по крайней мере, ничуть не хуже столицы. Но, увы, что-то пока ничего не получается. Потому что в погоне за инвестициями смоленские власти зачастую входят в весьма сомнительные проекты.
В качестве примера приведем странную ситуацию вокруг двух скоростных автомагистралей в Китай, которые изначально должны были пройти через Смоленщину. Тут надо кое-что пояснить. Прохождение подобных магистралей по территории того или иного субъекта РФ важно для региона тем, что выкупаются земельные участки под строительство дороги, вкладываются инвестиции в дорожную инфраструктуру, создаются дополнительные рабочие места, платятся налоги (правда, не известно, в какой бюджет).
Итак, речь идет о строительстве международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай», строительством которого занимается госкомпания «Автодор», а также о частной автотрассе «Меридиан» – проекте ЗАО «Русская холдинговая компания». Оба этих проекта направлены на то, чтобы соединить Европу, Россию, Казахстан и Китай единым международным транспортным коридором, обеспечивающим более быструю и более выгодную доставку грузов из Старого Света в Поднебесную и обратно.
В настоящее время доставка грузов из Азии в Европу морским путем (24000 км) через Суэцкий канал занимает 45 суток, по Транссибирской железной дороге (11500 км) – 14 суток. А если будут построены автодороги через Россию (ок.8500 км), то время доставки сократится до 10 суток. Правительство РФ после споров поддержало оба проекта, но в 2016 году частный «Меридиан» признали ответвлением международного государственного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
При этом многие эксперты уже давно задаются вопросом: а для чего надо иметь фактически две одинаковые магистрали, незначительно отличающиеся только маршрутом? Ведь единственное принципиальное отличие этих дорог в том, что магистраль Минтранса РФ, которую будет делать «Автодор», поворачивает в конечном итоге на Псков и Петербург, а «Меридиан» – в сторону Беларуси и затем идет по трассе М1 в Европу. Обе дороги сходятся в одном месте — в пропускном пункте Сагарчин, что на границе с Казахстаном, в Оренбургской области.
Полная стоимость строительства и реконструкции проекта ГК «Автодор» оценивалась в 1 трлн руб., из них 825 млрд руб. должны быть выделены из бюджета. А разработчики проекта «Меридиана» утверждают, что их дорога оценивается в 594 млрд руб., что вдвое дешевле трассы ГК «Автодор», и построена она должна быть в 2022 году исключительно на частные капиталы без использования государственных средств.
Понятно, что после окончательного ввода в эксплуатацию эти автодороги станут конкурентами и в конечном итоге будут мешать друг другу, так как их грузопоток и прибыль будут располовиниваться. Зачем две дороги? Ведь можно было сделать одну трассу, но с двумя ветками, которые расходятся в разные стороны где-нибудь в ЦФО. Так было бы значительно дешевле при строительстве и выгоднее при эксплуатации. Но на этот вопрос ответа нет.
Более того, вопросов становится всё больше и ситуация вокруг двух автотрасс становится всё страннее. В конце февраля в Москве представители госкомпании «Автодор» обсудили с бизнес-сообществом реализацию своего маршрута. На встрече было официально заявлено, что коридор «Европа – Западный Китай» через Смоленщину проходить не будет. Часть этой магистрали пройдет по небольшому участку трассы М-1, но на территории Московской области.
О причинах такого решения в «Автодоре» не сообщили, но можно предположить, что данная магистраль не будет проходить через Смоленскую область, так как областная власть решила поддержать проект конкурентов «Автодора» – частную трассу «Меридиан», принадлежащую ЗАО «Русская холдинговая компания».
[see_also page_id=»237406″]Дальше тоже возникают «непонятки». Например, директор Корпорации инвестиционного развития Смоленской области утверждает, что «на территории Смоленской области в полном объеме проведены мероприятия по формированию проектируемой полосы отвода автомагистрали «Меридиан»». Однако ИА РЖД-Партнер почему-то сообщает: «В департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству не поступали сведения о расположении на территории региона скоростной частной автомагистрали «Меридиан»». Такая информация поступила в редакцию РЖД-Партнера в ответ на запрос о ходе реализации проекта».
При этом ИА РЖД-Партнер приводит комментарий заместителя генерального директора проекта ООО «Меридиан» Дмитрия Сапожникова, который поясняет, что взаимодействие с местными чиновниками в принципе не ведется: «Решается вопрос с землей для участков под трассу. Мы покупаем ее за свои деньги. Государство к этому никак не привлекаем. Работа ведется специальными операторами – частными компаниями, они выкупают коридор трассы». То есть получается, что смоленский областной бюджет не получит денег от продажи земельных участков под автодорогу «Меридиан»?
Есть вопросы и к главному инвестору проекта – ЗАО «Русская холдинговая компания» (РХК). Например, в Интернете почему-то почти нет информации ни о РХК, ни о проекте автодороги «Меридиан». Странно и то, что у ЗАО «РХК», как и у проекта дороги «Меридиан» до сих пор нет своих сайтов. По данным Kartoteka.ru, ЗАО «РХК» зарегистрировано в Москве в 2002 году и имеет уставный капитал – 647 млн руб. На 100% принадлежит экс-депутату Госдумы РФ и бывшему первому зампреда правления «Газпрома» Александру Рязанову. Доход РХК за 2017 год составил – 12 011 000 руб., а расход – 12 510 000 руб. То есть чистый убыток – 499 тысяч рублей.
По данным журнала Forbes, к началу 2019 года «Меридиан» выкупил 100% земли в Самарской и Тамбовской областях, 96% в Смоленской и 90% в Оренбургской. Всего из 2023 км будущей трассы куплена земля в коридоре длиной 1371 км. На это было потрачено примерно 300 млн рублей. Большие трудности с выкупом земли возникли в Брянской области, где маршрут трассы проходит по территории компании «Мираторг». Совладелец «Мираторга» Виктор Линник наотрез отказывается продавать землю «без компенсации потерь».
Министерство транспорта в большей степени поддерживает проект «Автодора». В августе 2018-го ведомство официально возражало против внесения проекта «Меридиан» в федеральный план магистральной инфраструктуры. Однако Forbes пишет, что в январе 2019-го Минтранс уже стал рассматривать «возможность признания частной автомагистрали «Меридиан» частью транспортного коридора «Западный Китай – Европа». То есть все равно приоритет отдается государственному проекту, а не частному.
Известно также, что ЗАО «РХК» просит правительство и Минтранс не начинать проект «Автодора» в период окупаемости «Меридиана», а отложить его на более поздний срок. Будет ли здесь достигнут компромисс – пока неясно, ведь в обоих случаях речь идет об очень больших деньгах.
Впрочем, есть еще две очень серьезные проблемы, связанные с частной автодорогой «Меридиан». И обе эти проблемы также обозначает журнал Forbes. Во-первых, в России пока нет законодательства, позволяющего частным компаниям вести дорожное строительство без участия государства. Поэтому в компании г-на Рязанова ЗАО «РХК» надеются на принятие нового пакета законов о специальных инвестиционных контрактах или Соглашения о защите прав инвесторов. Сбудутся эти надежды или нет – тоже неясно.
И, во-вторых, проблема в том, что неизвестно, кому достанутся китайские инвестиции в этот новый Шёлковый путь из Азии в Европу. Ведь Китай готов потратить на него 1 трлн долларов. И, судя по всему, Минтранс с «Автодором» и ЗАО «РХК» рассчитывают на какую-то часть этих китайских средств.
Однако, как отмечают аналитики, китайские банки обычно требуют в качестве предварительного условия финансирования, чтобы основными подрядчиками в проектах были строительные компании из КНР (преимущественно государственные). Иными словами, Китай строит транспортный коридор для своих товаров силами своих компаний на деньги своих банков, пишет журнал Forbes.
И, если суммировать все вышеназванные проблемы, то перспективы проекта «Меридиан» на Смоленщине весьма туманны.