«Черный рынок» пассажирских перевозок в Смоленске, казалось, навсегда ушел в прошлое. Такое явление, как «бомбилы» на «Газелях», без лицензии, без медицинского освидетельствования, на подчас неисправных машинах, казалось бы, осталось в 90-х. В реальности это явление не только не исчезло, но, напротив, процветает и активно развивается.
Тревожный звоночек поступил из Ярцева. «Серые бомбилы» здесь обретают второе рождение, а само явление плавно, как плесень, разрастается, пересекая границы района. Эти ребята не платят налогов в городскую казну, не получают лицензию на пассажирские перевозки, откровенно подвергают опасности пассажиров. И все это — на глазах у инспекторов ГИБДД и при попустительстве областного департамента по транспорту, который, как может показаться, либо не замечает происходящего, либо и вовсе имеет во всем этом самоуправстве свой интерес. Впрочем, это лишь наше предположение.
Один день из жизни пассажира
Каждое утро тысячи жителей Ярцева отправляются по делам, на работу, собираясь на автобусных остановках. К слову, Ярцево – один из немногих райцентров области, который может похвастаться цивилизованной организацией общественного транспорта: новые низкопольные автобусы повышенной вместимости, светодиодные информационные табло на остановках, всего этого нет даже в Смоленске. Однако идиллию нарушают «бомбилы». Наблюдаем, как прямо перед носом у ЛИАЗа вклинивается «Соболь». Атрибутика, на первый взгляд, рейсовая: на лобовом стекле – тариф, в салоне – распечатанная на принтере просьба пристегнуть ремни безопасности. Правда, номер маршрута не указан. Почему? Об этом чуть позже. А пока – посмотрим за его дальнейшими перемещениями.
«Соболь» подлетает на остановку и забирает пассажиров, которые уверены, что едут на легальном, рейсовом автобусе. Отработав в часы пик, микроавтобусы покидают улицы города. У водителей – сиеста. Видимо, решив, что толкаться по городу в полдень – себе дороже, большинство делает перерыв до вечера.
Решаем совершить пробную поездку. Забираемся внутрь изрядно обтрепанного салона. Сиденья явно перекочевали сюда из списанного туристического автобуса, а значит, когда-то этот «Соболь» был переоборудован из грузового в пассажирский. Оплачиваем проезд, просим билет. Билетов нет. А что будет в случае ДТП? Как нам доказать, что мы действительно ехали на этом автобусе, интересуемся мы у водителя? Отвечает: я же такси. Хотите, выпишу вам квитанцию, на любую сумму. Такса до Смоленска – тыщща рублей! Однако на нашу просьбу сменить маршрут (это же такси!) последовал отказ. Смена маршрута в указанный тариф (14 рублей) не входит.
Что же происходит в Ярцеве?
Кто эти люди, методично подрезающие у официального перевозчика клиентов в часы пик? За разъяснением мы обратились к руководителю ассоциации перевозчиков «Смолавтотранс» Сергею Лаврику:
— В Ярцеве есть «белые», а есть «серые» перевозчики. Наша ассоциация оказывает помощь тем, кто работает в рамках закона, несет ответственность перед пассажирами и тянет все расходы, связанные с хозяйственной деятельностью. В данном случае, мы – на стороне автотранспортного предприятия, которое выиграло муниципальный контракт, имеет солидную базу, новые вместительные автобусы, выполняет все требования по страхованию пассажиров и транспортной безопасности.
Ему противостоят «серые» перевозчики. Это восьмиместные микроавтобусы, которые оформлены как обычное такси, а многие вообще не имеют никаких разрешений. К примеру, в Ярцеве их сейчас приблизительно 25 единиц. И они под видом такси занимаются регулярными перевозками по муниципальным маршрутам. То есть этот «таксист» не подаст вам машину во двор и не сменит маршрут. У граждан создается иллюзия, что это рейсовый автобус. Эти машины не имеют никаких ограничений по срокам эксплуатации, можно поставить любого года выпуска. Естественно, многие машины не соответствуют требованиям безопасности. Есть микроавтобусы, переделанные из грузовых в пассажирские, и это никто не проверят. По сути – это тот же тайский тук-тук, только в ярцевском исполнении.
— Что теряет город от таких перевозчиков?
— Эти перевозчики наносят прямой урон муниципальной казне. Дело в том, что официальному перевозчику часть расходов компенсируется в виде дотаций, для сдерживания роста тарифа за проезд. Соответственно, чем меньше прибыль, тем выше дотации. То есть это прямой урон бюджету. Второй момент – как мы видим на примере Ярцева, перевозчик вкладывает средства в развитие транспортной инфраструктуры, соответственно, «серые» перевозчики лишают его возможности направлять прибыль на повышение качества услуг, обновление автопарка, индексацию заработной платы водителям и т. д.
Если сейчас не начать регулировать этот вопрос, то такие «серые» перевозчики скоро появятся и в Смоленске. В Ярцеве количество «бомбил» постоянно растет. К слову, такие перевозчики с 2014 года уже активно работают в Рославле, пока три единицы.
— Кто несет ответственность за ситуацию?
— Официальных перевозчиков контролируют три организации: областной департамент по транспорту, ГИБДД и транспортная инспекция. В первую очередь на контроль проблему должна взять ГИБДД. Сейчас они ее попросту не замечают. Почему? Остается только догадываться. На совещаниях в высоких кабинетах представители ГИБДД разводят руками: якобы это такси, все законно, и вообще, это конкуренция. По итогам таких совещаний проводились точечные проверки с выписыванием разовых штрафов, для отчета, на этом все заканчивалось, никаких системных, совместных усилий не предпринималось.
— К слову о конкуренции. Почему «серые» перевозчики не легализуются?
— Во-первых, ездить «по-серому» намного дешевле. Официальный перевозчик обязан сначала победить в серьезном конкурсном отборе. Для этого он должен иметь базу, приобрести новые автобусы, а автобусом считается машина, имеющая более восьми мест. Ну и потом быть готовым к тому, что его будут постоянно контролировать – от уплаты налогов до проверок на безопасность. Штрафы у регулярных перевозчиков гораздо выше, чем у таксистов. Еще один аспект – это тарифы, которые у легальных перевозчиков устанавливаются областным департаментом. «Серые» перевозчики могут ставить любой тариф, который они сочтут выгодным. Официальный перевозчик в обязательном порядке отдельно оплачивает страхование пассажиров, выполняет требования транспортной безопасности, что сегодня является весьма актуальной проблемой и напрямую связано с безопасностью пассажиров. Все эти требования не нужны для деятельности такси.
— Какие шаги намерена предпринимать ваша ассоциация для решения проблемы?
— Должна быть создана рабочая группа, в рамках которой мы наладим взаимодействие для регулярного пресечения таких перевозок и наведения порядка. В эту рабочую группу должен войти департамент по транспорту Смоленской области, который выдает разрешения на такси и который сможет повлиять на ГИБДД, чтобы регулярно выделялись сотрудники для проверок. Ну и Управление государственного автодорожного надзора, которое, уверен, должно пойти нам навстречу, поддержать общественную организацию. Это ведомство должно работать вместе с ГИБДД, поскольку у них есть грамотные специалисты, но нет даже права останавливать транспортные средства для проверки.
Тем временем в Сафонове
Аналогичной точки зрения придерживается руководитель транспортного предприятия, обслуживающего муниципальные маршруты в Сафонове, Светлана Зуева. Предприниматель убеждена, что «черный» рынок перевозок – это явление родом из Сафонова. «Все это началось в 2002 году, когда по городу начали курсировать обычные легковые автомобили и подбирать пассажиров на автобусных остановках. Это обычные машины, они ездят вообще нелегально, без всяких лицензий, без всего. На них нет вообще никаких опознавательных знаков, даже такси. Они вообще никуда не платят. Они платят только в карман чиновникам. Иначе, как объяснить то, что их никто не гоняет, куда бы мы не обращались — в налоговую, в прокуратуру. Поступают одни отписки, мол, была проверка и никого они на маршруте не нашли. Кстати, у этих «бомбил» стоянка прямо напротив налоговой инспекции».
О том, удалось ли частным перевозчикам сесть за стол переговоров с властью и наметились ли предпосылки к наведению порядка, мы расскажем в одной из наших следующих публикаций.
Иван АЛЕКСЕЕВ