После масштабного ремонта городских дорог к 1150-летию Смоленска у обновленных пешеходных переходов в городе появилась необычная, рельефная плитка жёлтого цвета. Данное новшество ни что иное, как тактильная плитка, предназначенная для безопасного передвижения по городу слабовидящих людей. В Москве наличие таких плиток на тротуарах – дело давно привычное, в Смоленске же она появилась впервые лишь несколько лет назад. Однако это благое новшество смоленские власти решили испоганить, подвергнув слабовидящих смолян реальной опасности на дорогах.
Тактильная плитка у пешеходных переходов на улицах Нормандии-Неман, Кирова, Дзержинского лежит уже не первый год. И странно, что за это время смоленские власти не замечали или не хотели замечать, что инвалидам по зрению крайне опасно находиться на обновленных тротуарах Смоленска.
Чтобы понять, как работает тактильная плитка, приведем несколько выдержек из официальных документов. А именно, на ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению». Согласно ГОСТу тактильные указатели делятся на предупреждающие и направляющие. Направляющие имеют четыре рельефных рисунка (рифы), который нанесён таким образом, чтобы слабовидящий человек, наступив на плитку, смог понять, в каком направлении ему идти: прямо, направо или налево.
Все препятствия (столбы, деревья), встречающиеся на пути следования слабовидящего человека, должны быть обнесены предупреждающей плиткой рельефной формы с конусообразными рифами. Стандартный размер плитки 50 на 50 см. Немаловажно, что снег или грязь не должны мешать функционированию плитки, то есть ее должны регулярно очищать в любое время года и при любой погоде.
Вот наглядная схема правильной укладки тактильной плитки
Выдержка из ГОСТА: «Предупреждающие указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве и избегать опасностей, способных нанести вред здоровью, на пути следования внутри общественных зданий и сооружений, на территории и застройке населенных пунктов по предназначенным для них пешеходным маршрутам».
А что же на самом деле? Пройдемся по улице Дзержинского. Пешеходный переход возле фонтана: рельефы плитки «предлагают» инвалиду повернуть направо и пройти прямо на проезжую часть, хотя здесь должны быть установлены плитки с продольными рифами.
Пешеходный переход, ведущий к памятнику героям Отечественной войны 1812 года и Скверу памяти Героев: часть плитки (выложенная слева) утверждает, что переход справа, другая (выложенная справа) — что слева. Хотя здесь также должны быть установлены плитки с продольными рифами.
Возле здания УМВД по Смоленской области есть пешеходный переход, но возле него почему-то тактильный указатель вообще не установлен.
Не менее абсурдный вариант укладки тактильной плитки на улице Нормандии-Неман: перехода нет, а плитка есть
Единственная улица, на которой тактильные указатели уложены без нареканий и по всем пунктам ГОСТА – улица Кирова
В чем причина такого халатного отношения к укладке плитки на улицах Нормандии-Неман и Дзержинского и добросовестной работы на улице Кирова — не известно. Но есть один интересный факт, дорожным ремонтом на Нормандии-Неман занимался московский подрядчик — ООО «Ресурс». Эта же компания осваивала средства на ремонт улицы Дзержинского (свыше 205 млн. рублей). Понятно одно: улицы делали разные организации, соответственно и отношение к работе разное, но вот кто контролировал эти работы и принимал их? Наверняка, на этот вопрос знает ответ управление ЖКХ по Смоленску.
Тем временем, еще в 2012 году губернатор Алексей Островский утвердил долгосрочную областную целевую программу, направленную на создание условий для улучшения качества жизни инвалидов, в том числе, на повышение транспортной доступности, доступности социально значимых объектов, информационных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями, – «Доступная среда» на 2013-2015 годы. Общий объем финансирования программы составил 55 миллионов 279 тысяч рублей.
Напомним, что основная цель программы: создание условий для улучшения качества жизни инвалидов.
В 2012 году Совет по реабилитации инвалидов администрации Смоленска, созданный в 2011 году, рапортовал: «интересы инвалидов учитываются при ремонте и реконструкции улиц и дорог. На пешеходных переходах укладывают специальное покрытие с измененной фактурой, светофоры оснащают звуковыми сигналами. В ближайшее время будет проведено комплексное обследование улично-дорожной сети с целью выявления недостатков, ограничивающих возможности инвалидов».
Пока администрация Смоленска и области продолжает на бумагах и отчетных заседаниях «облегчать» жизнь смоленских инвалидов по зрению, в реальности они день за днем подвергается опасности.
Людмила РЫЖИКОВА