Около школ Смоленска установят светофоры. По замыслу властей, появление регулируемых пешеходных переходов около смоленских школ обезопасит детей от водителей-лихачей. Однако у этой на первый взгляд благостной идеи есть и обратная сторона. В проблеме разбирался наш журналист Дмитрий ТИХОНОВ.
У наших чиновников все время где-то зудит и свербит, все время где-то что-то чешется. Поэтому любят они делать бессмысленную работу, чтобы с одной стороны, отвлечь свой организм от чесотки, а с другой стороны, чтобы создать иллюзию бурной деятельности. К чему это автор, так далеко заходит? – подумают читатели. – А вот к чему, – отвечает им автор.
Уж несколько раз наша газета обращала внимание на то, какие странные вещи творятся в Смоленске со светофорами. Например, мы рассказали о четырех неработающих светофорах, установленных еще в декабре 2013 года возле гостиницы на пересечении улиц Ленина и Коненкова. Все смоляне тогда задались одним вопросом: зачем их там поставили? К тому же они почти целый год не работали. После нашей публикации их все-таки спилили.
Светофоры в этом месте действительно оказались никому не нужны, и бюджетные деньги действительно были потрачены впустую. Хотя известно, что установка одного светофорного объекта из-за стоимости оборудования, работ и согласований со всеми коммунальными службами (электрики, связисты, водоканал) обходится в 1-1,5 миллиона рублей.
И вот у чиновников опять что-то где-то зачесалось: решили, что нужно установить светофоры возле 18 смоленских школ. Этот светофорный зуд обойдется городской казне в 13 миллионов 104 тысячи рублей.
Конечно, деньги будут потрачены вроде как на благое дело – светофоры возле школ «призваны обеспечить безопасность юных пешеходов». Однако давайте разберемся – везде ли нужны эти недешевые электронные регулировщики? И не создадут ли они смолянам и детям дополнительные трудности?
Вот, например, возьмем школу № 8 на улице Нахимова, возле которой уже начали устанавливать такие светофоры.
Смоляне знают, что школа эта расположена в самой непосредственной близи от перекрестка улиц Багратиона-Нахимова. То есть от школы до регулируемого перекрестка-перехода менее 100 метров. И там уже стоят четыре светофора, которые и регулируют движение. Зачем еще два на расстоянии менее 100 метров? Для создания больших пробок?
Все знают, что на этом участке в часы пик пробки немаленькие – зачастую автомобильная очередь растягивается почти на километр, и доходит до самого низа дамбы. А что будет, если заработают еще два светофора?
Но местные жители, собственно, не этого опасаются. Смолян, живущих возле школы № 8 на улицах Нахимова и Нарвская, больше беспокоит другое.
Дело в том, что уже сейчас по улице Нарвской, которая является внутридворовой, пешеходам трудно пройти. Многие автомобилисты по Нарвской объезжают светофорный перекресток Багратиона-Нахимова. Поэтому здесь достаточно интенсивное движение. Создается реальная опасность детям, которые ходят этой внутридворовой дорогой в школу № 8 и играют на детской площадке.
Вот местные жители и опасаются, что после установки еще двух светофоров на Нахимова, поток машин через Нарвскую возрастет. И ситуация станет еще хуже.
Между тем улица эта совершенно не приспособлена для такого количества транспорта. Дорога очень узкая, к тому же многие местные автовладельцы используют ее в качестве стоянки, а это сужает дорогу в половину. Поэтому и сейчас там бывает сложно разъехаться двум машинам, едущим в противоположные стороны.
Более того, очень опасным (особенно зимой) является крутой спуск с Нарвской на Нахимова. Из-за этого тут часто случаются аварии. Зимой прошлого года там столкнулись шесть (!) автомашин, включая полицейскую. Движение транспорта по Нахимова было полностью блокировано. Кстати, именно поэтому местные жители называют этот крутой спуск/подъем «дорогой дураков».
И вот возникают вопросы. А может не надо усугублять ситуацию? Может не надо так «помогать» детям? Может не нужно тратить бюджетные деньги на установку того, что потом опять будет демонтировано?
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию эксперта, сопредседателя общественной организации «Сделай Смоленск лучше!» Евгения Пленкина:
– Сразу надо сказать, что светофоры возле школ, которые расположены у автодорог, теперь предписывает устанавливать федеральное законодательство. Понятно, что в такой ситуации совершенно не учитываются местные реалии. Поэтому и происходят почти анекдотичные случаи, когда, например, возле школы № 11 вынуждены были поставить псевдосветофор, так как полноценный светофор там не нужен.
Что касается опасений жителей улиц Нахимова и Нарвской, то тут надо сказать следующее. Нельзя, чтобы проезжей частью становились дворы и внутридворовые дороги. Для борьбы с этим явлением нужно, чтобы сами жители возмутились и проявили свою гражданскую активность. Надо также прибегать к методам успокоения трафика – создавать искусственные препятствия, которые снижают скорость проезда по таким дорогам. Это делает бессмысленным объезд светофоров через дворы.
Если же говорить о пробках, которые могут возникнуть из-за дополнительных светофоров, то, на мой взгляд, эти опасения жителей излишни. Светофоры не создают пробок, они регулируют движение. Если создается пробка, то это говорит о том, что неправильно регулируется движение. К тому же мы зачастую просто не умеем правильно пользоваться светофорами – они у нас плохо отрегулированы.
Поэтому светофоры на перекрестке улиц Багратиона-Нахимова должны быть связаны с новыми светофорами возле школы, и тогда не будет никаких проблем при движении транспорта.