В Смоленске народный драматический театр СГМУ «Зеркало» провёл необычный творческий эксперимент – поставил спектакль по уникальной российской пьесе, которая хоть и была написана в 1856 году, то есть 163 года назад, но ещё ни разу не ставилась на сцене.
Пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» знают все. Но мало кому известно, что у этой знаменитой пьесы есть ещё и продолжение, написанное не Грибоедовым, а талантливой русской писательницей графиней Евдокией Петровной Ростопчиной (1812-1858). Название пьесы звучит так: «Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки».
И вот народный драматический театр СГМУ «Зеркало» впервые в России представляет грандиозный театральный арт-проект – спектакль « Чацкий. Возвращение в Москву ». Спектакль органично соединяет два литературных произведения: «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Возвращение Чацкого в Москву после 25-летней разлуки» Е. П. Ростопчиной.
Немногие россияне, к сожалению, знакомы с «Возвратом Чацкого». Поэтому мы расскажем вкратце об авторе этой уникальной пьесы, а также о фабуле произведения.
Графиня Ростопчина писать стихи стала еще в юности, но активную творческую жизнь она начала достаточно поздно – после неудачного брака. Тем не менее, успех её стихотворений в свете был ошеломляющим.
Главной темой творчества Евдокии Петровны стала женская неразделённая, но очень красивая любовь, мир одинокой светской дамы. Это была настоящая женская поэзия, отличавшаяся изящной формой и тонким светским вкусом. О ней очень лестно отзывались Пушкин, Лермонтов и Жуковский. Лермонтов посвятил Ростопчиной свое стихотворение «Я знаю – под одной звездою // Мы с вами были рождены…»
Первый сборник её стихов вышел в 1841 году и был встречен просто с восторгом. Жуковский даже передал графине Ростопчиной одну из своих реликвий – незаконченный альбом стихов А.С.Пушкина, доставшийся ему после смерти поэта. Передавая альбом Жуковский сказал, что только Евдокия Петровна сможет закончить работу, начатую Пушкиным.
Однако политические общественные настроения всё-таки оказали влияние на позднее творчество графини. Революционные демократы – Белинский, Чернышевский и Добролюбов, недолюбливали поэтессу. Они считали её стихи хоть и талантливыми, но «пустыми» и «ретроградскими». Оно и понятно – в молодости графиня не писала о тяжелой доле народа и о грядущей революции, и мечтала о чистой любви, которая впоследствии будет объявлена «мещанским пережитком прошлого». А революционеры, как известно, любовью и женщинами не интересовались. К тому же в двух произведениях, написанных в 1856 году («Возврат Чацкого в Москву» и «Дом сумасшедших»), Ростопчина одинаково карикатурно изобразила не только славянофилов, но и западников, чего, естественно, радетели за народное счастье ей простить не смогли.
Правительство также усмотрело в этих произведениях крамолу, и они были запрещены цензурой. Таким образом Ростопчина оказалась в конфликте и с власть предержащими, и с правыми, и с левым. Её продолжение «Горе от ума» было опубликовано только в 1865 году, через семь лет после смерти графини. Кстати, многие современники Ростопчиной считали эту пьесу не только талантливым подражанием А.С.Грибоедову, но и очень своевременным произведением.
Полное название пьесы звучит так: «Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки». Действие происходит в Москве в доме Фамусова в 1850 году.
И начинается этот «разговор в стихах» примечанием самой Е.П. Ростопчиной о возрасте действующих лиц: «При означении лет, мы приняли, в расчет, что «Горе от ума» написано… и ходило по рукам в России до 1826 года, стало быть, действие могло относиться к предыдущему, то есть 1825 году, а так как у Грибоедова говорится про Софью Павловну: «В семнадцать лет Вы расцвели прелестно!», то мы должны полагать, что в 1850 году ей около 43-х лет, а так как в «Горе от ума» не раз говорится, что Чацкий воспитан с Софьей, что они детьми вместе играли, поэтому мы думаем, что Чацкий не может быть много старше Софьи, а вероятно, какими-нибудь четырьмя-пятью годами».
Получается, что в пьесе Чацкому и Молчалину по 48 лет, Скалозубу – 55, а Фамусову уже 78.
В ремарке к первому явлению Ростопчина пишет: «Чацкий довольно сухой человек, с лицом уставшим, бледно-жёлтого цвета, с большой лысиной на голове, он носит усы, бородку козлиную a la Napoleon III и даже рояльку на подбородке – это знамя независимости; одет самопроизвольно и небрежно, на нем пальто неопределённого цвета, жилет de fantaisie, в руках у него круглая соломенная шляпа и большая трость, галстук его яркого цвета и повязан на нем свободно, одним словом, он весь так и смотрит туристом или американским плантатором».
Чацкий очень много путешествовал и занимался все это время науками (статистикой и геологией), печатался в различных научных журналах. В Москву он приехал из Брюсселя «с конгресса учёных и любителей наук».
Все высмотрел!..
Пора уж на покой!..
Дай, – думаю, –
отправлюсь я домой!..
Авось-ли с Родиной
теперь я уживуся?..
Я хладнокровней стал,
умнее и добрей,
Так с суетой мирской
и глупостью людей
Скорей сойдусь
и помирюся!..
Но в доме Фамусовых он встречает практически то же общество, что и до отъезда. Сплетни, интриги, клевета, низость, глупость – вот с чем вновь сталкивается Чацкий.
Внучка графини Хрюминой, кокетничая с неженатым Чацким, рассказывает ему все сплетни и слухи о событиях последних лет.
От графини он узнает, что его юношеская любовь – Софья Павловна вышла замуж, но не за Молчалина, а за Скалозуба, который за эти годы стал военным губернатором в какой-то провинциальной губернии. Графиня не без ехидства раскрывает историю замужества Софьи: отец увёз её в свое саратовское имение и целый год держал там, а потом тихо обвенчал со Скалозубом.
Впрочем, Софья недолго горевала и теперь полностью руководит своим мужем – он обязан ей даже своей карьерой. Сам Скалозуб, оказавшись при должностях «с подчиненных взятки брал», а став губернатором «грабить стал обеими руками». У Софьи и Скалозуба четверо детей: две дочери Надя и Вера – 20-ти и 18-ти лет, а также два сына 19-ти и 17-ти лет – студенты московского университета. Кстати, Софья, узнав, что Чацкий богат и ещё не женат, начинает снова заигрывать с ним, чтобы сосватать ему какую-нибудь из своих дочерей.
Молчалин, благодаря Фамусову, попал в Сенат и дослужился до действительного статского советника. Он женился на богатой и красивой тридцатилетней польке Гедвиге Францовне. У них, как и у Скалозубов, четверо детей, но помладше – от 5 до 10 лет.
Семейство Молчалиных живет в доме у Фамусова, который по-старчески влюблён в Гедвигу Францовну. Чтобы угодить своей молодой пассии Фамусов выделил её детям «особый капитал» и сделал Молчалина опекуном своих имений. Теперь Молчалин решает все денежные вопросы несостоявшегося тестя, а Гедвига Францовна в своих интересах управляет Фамусовым.
Из-за этого развивается конфликт между семьей Молчалиных, претендующих на особую роль в доме и часть наследства старика Фамусова, и семьей Скалозубов, где Софья считает себя единственной наследницей состояния отца.
Но все эти житейские коллизии не являются главными в пьесе. Основной темой, как это ни странно, стало предчувствие надвигающегося конфликта в российском обществе, которое тонко уловила Ростопчина в умонастроениях тех лет.
Собирающееся у Фамусова общество, повинуясь всеобщей моде, разделилось на западников и славянофилов, которые до хрипоты и ненависти постоянно спорят друг с другом о том, каким путем и куда должна идти Россия, предлагая взаимоисключающие векторы движения.
Чацкий, стараясь быть над этой политической схваткой, не поддерживает ни тех ни других, более того он обрушивается с беспощадной критикой на представителей обеих враждующих сторон. В результате он снова оказывается в меньшинстве: его поддерживает только новый персонаж пьесы – княгиня Ольга Юрьевна Цветкова, прообразом которой стала сама Ростопчина.
Кульминацией произведения является спор Чацкого со славянофилами и западниками. В этой вечной и до сих пор идущей в России разрушительной дискуссии заключен смысл всего произведения. А слова, вложенные Ростопчиной в уста Чацкого, вообще оказались пророческими:
О, проповедники слепые уравненья!..
О! поджигатели общественного мненья!
Грядущего жрецы!.. Прости вам Бог, что вы,
Безумно жаждая и славы и молвы,
Смущаете наш век несбыточным мечтаньем
И тленных благ земных болезненным желаньем;
Что сеете вы горечь и раздор,
Что дразните вы чернь мишурным блеском
Лжеистины, что ваш высокопарный вздор
Детей увлек ко злу хлопушным треском!..
Прости вам Бог ваш неразумный бред
И человечеству уж нанесенный вред, –
И все, что впереди, посеянное вами,
Взойдет погибелью над нашими сынами!..
Дмитрий ТИХОНОВ
На фото: сцены из спектакля «Горе от ума» Смоленского драмтеатра им. А.С. Грибоедова
Фото: www.culture.ru