Предупреждаем сразу, что этот текст не является апологией сталинского режима. Мы не даём оценку людям и вождям, а также тому времени, страшному и героическому. Едва ли не самому страшному и героическому в истории нашей страны.
Жизнь наших земляков в самом массовом из искусств на протяжении 30 сталинских лет – вот содержание этой работы. Оказывается, смоляне представлены в том своеобразном кинематографе куда значительнее, чем может показаться на первый взгляд. Напомним, специально для сталинской киноиндустрии историки кино придумали термин «малокартинье»…
Высшая лига
Можно сказать и по-другому: кинематографическая элита. При Сталине в неё входили два представителя земли Смоленской, причём дама заметно опережала джентльмена в заметности – ещё бы, ведь тот стоял по другую сторону киноаппарата! А если серьёзно – она многих опережала в заметности. Всех.
Если были при тов. Сталине в Советском Союзе кинодивы, суперзвёзды и кумиры миллионов, то это, безусловно, Любовь Орлова и Марина Ладынина. Вот вторая, Ладынина, и является нашей землячкой! Шутка ли сказать – пять Сталинских премий! (У Орловой – только две.)
Напомним, у Ладыниной это награды за следующие фильмы: «Трактористы» (премия 1941 года, фильм, конечно, вышел раньше), «Свинарка и пастух» (1942), «В шесть часов вечера после войны» (1946), «Сказание о земле Сибирской» (1948), «Кубанские казаки» (1951). Режиссёром всех этих звёздных фильмов был муж актрисы Иван Александрович Пырьев.
В 1950 году после выхода «Кубанских казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР.
Творческий союз «Ладынина – Пырьев» был одним из самых успешных в советском кино. Однако последний их фильм – «Испытание верности» (1954) – наград не снискал, более того, после съёмок творческий союз распался. Уличённый в измене жене, вспыльчивый и мстительный Пырьев умышленно сломал дальнейшую кинокарьеру Ладыниной, фактически изгнав её из профессии. Совершить этот подлый поступок ему помогла высокая должность, которую он занимал. Любвеобильный Пырьев последовательно занимал несколько очень ответственных постов, позволявших ему добиваться (и губить!) приглянувшихся женщин, но происходило это уже в послесталинскую эпоху…
«Мы из Кронштадта»
В творческой биографии «Ладынина – Пырьев» наше внимание привлёк любопытный эпизод, в который была вовлечена другая известная смолянка.
Как мы уже говорили, у Марины Ладыниной пять Сталинских премий, у её деспота-мужа – шесть. Все пять «ладынинских» позиций совпадают с «пырьевскими». Однако есть ещё один фильм-лауреат, шестой, причём Марина Ладынина в нём тоже снималась, но отмечена не была. Это знаменитый «Секретарь райкома» (1942), за который были награждены только два создателя – режиссёр Иван Пырьев и исполнитель главной роли Василий Ванин.
Первоначально снимать «Секретаря райкома» доверили другому режиссёру, Ефиму Дзигану. Однако вскоре от этой работы его отстранили. Говорят, уже первый отснятый материал не был одобрен худсоветом киностудии, который отметил плохую игру актрисы Есиповой, супруги режиссёра. И ведь Ефим Дзиган не был новичком в кино – за его плечами было уже девять значимых работ, в том числе – знаменитая картина «Мы из Кронштадта» (1936 год). Причём в «Кронштадте» главную женскую роль играет всё та же жена режиссёра Раиса Есипова, и нареканий её игра ни у кого не вызывала. Потому что в 1936 году, после выхода фильма, режиссёр был награждён ордена Ленина, а в 1941 году за «Мы из Кронштадта» и за «Если завтра война…» (1938) Ефим Дзиган был удостоен Сталинской премии!
Так вот, Раиса Давыдовна Есипова (1906 – 1994) – наша землячка. Родилась в Смоленске, в семье служащего и домашней хозяйки. В 1925 году окончила Школу-студию киноактёров под руководством Бориса Чайковского, тогда же дебютировала в кино. До 1935 года снималась на различных киностудиях страны: «Белгоскино», «Украинфильм», «Госвоенкино». В 1929 году впервые работала с будущим мужем на съёмочной площадке фильма «Бог войны». Её главные достижения в кино связаны с Ефимом Дзиганом.
Известный историк кино Алексей Тремасов лучшей ролью Есиповой считает «простую, забитую жизнью крестьянку Машу в фильме «Женщина» (1932). Её героиня пожелала выбраться из дебрей крестьянского быта, привязанности к дому, хозяйству, захотела стать механиком и достигла, в итоге, своей цели».
В 1935-1941 годах Раиса Есипова, следуя за мужем, – актриса киностудии «Мосфильм», в 1941-1942 годах – ЦОКС.
Несмотря на описываемую неудачу, Ефим Дзиган сумел остаться в кинематографе, снял ещё девять фильмов, в том числе цветной широкоформатный (а это очень дорого в производстве) «Железный поток» (1967). Со временем был удостоен высокого звания народный артист СССР, много преподавал.
Успехи нашей землячки оказались куда скромнее. После провала с «Секретарём райкома» она стала актрисой Первого фронтового театра ВТО. Судя по всему, их пути с Дзиганом разошлись. За всю дальнейшую жизнь актриса снялась всего в двух фильмах в ролях второго плана (1955, 1957), причём у других режиссёров. В 1954-1957 годах Раиса Давыдовна – актриса Театра-студии киноактёра, в 1957-1961 годах числилась в штате киностудии им. Горького. С 1965 года занималась литературной деятельностью. Увы, это всё.
В семье кинооператоров
Второй наш суперуспешный – при Сталине – земляк, это кинооператор Александр Владимирович Шеленков (1903-1996), четырежды лауреат Сталинской премии. Проверьте себя, все ли его фильмы-лауреаты вы видели? В 1946 году Шеленков был награждён за картину «Зоя» (в те времена не нужно было собирать на неё деньги всем народом; режиссёр Л. Арнштам), в 1947-м – за ленту «Глинка» (режиссёр Л. Арнштам), в 1950-м – за фильм «Райнис» (режиссёр Ю. Райзман), в 1951-м – за «Далеко от Москвы» (режиссёр М. Столпер).
Надо сказать, что и в дальнейшем Александр Владимирович снимать кино не разучился, однако Госпремий после смерти вождя уже не получал. Хотя среди его работ – выдающийся фильм «Коммунист» (1957) и эпические «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (оба – 1953). (К слову, любители советских комедий без труда вспомнят милый фильм «Жили три холостяка» 1973 года – предпоследний в карьере Шеленкова.)
Как ни парадоксально, но фильм «Коммунист», имевший грандиозный успех в Советском Союзе и в мире, был мало отмечен профессиональными наградами. У картины только почётный диплом кинофестиваля в Венеции (1958) и премии всесоюзного фестиваля в Киеве (1959).
Для сравнения, вот как «отец народов» поощрил творцов биографической картины «Райнис»: помимо Сталинской премии, режиссёр Юлий Райзман был удостоен звания народный артист Латвийской ССР (сразу, без промежуточных республиканских званий), оператор Шеленков – премии и звания заслуженный деятель искусств Латвийской ССР; исполнитель главной роли Янис Грантиньш – премии и звания заслуженный артист Латвийской ССР… Спросите, о чём же этот блистательный фильм? Портал kino-teatr.ru даёт очень скромную справку: «О латышском писателе, поэте Янисе Райнисе (1865 – 1929), творчество которого оказало заметное влияние на развитие латышской литературы. За революционную деятельность Райнис неоднократно подвергался заключению и ссылке».
А вот как угрюмо написал о недооценённых фильмах Шеленкова киновед Александр Фёдоров: «Михаил Ромм всегда достаточно сдержанно отзывался об этой своей работе, считая её вынужденной уступкой «государственному заказу». В самом деле, «Адмиралу Ушакову» свойственны все черты лент так называемой историко-биографической серии, получившей официальную поддержку во времена «малокартинья». Между тем, батальные сцены этой морской эпопеи были поставлены совсем недурно, да и актёрский ансамбль был подобран не из последних. Примерно в том же ключе была поставлена М. Роммом и вторая часть фильма под названием «Корабли штурмуют бастионы». Так или иначе, именно этой дилогии суждено было стать в ряду последних томов кинематографической «Жизни замечательных людей», вычерченной по сталинскому проекту. Вскоре после выхода «Адмирала Ушакова» на экран наступила «оттепель» и принесла в кино иные жанры и сюжеты…»
Мы же отметим вот какую важную деталь в творческой судьбе нашего земляка. В 1944 году, на съёмках «Зои», он знакомится со своей будущей женой, китаянкой Иоландой Чен (настоящее имя Чен Ю-лан), дочерью революционера и дипломата, министра иностранных дел в нескольких китайских правительствах, выпускницей операторского факультета ГИКа. С 1945 года судьбы двух операторов неразрывно связаны друг с другом и с киностудией «Мосфильм» – Александр Владимирович работает в паре с Иоландой Евгеньевной. Вспомните об этом, когда будут идти титры ваших любимых фильмов, например, «Война и мир» Сергея Бондарчука. А известная наша спортсменка и телекомментатор Иоланда Чен – это родная внучка этой пары.
Первая песня страны
Вам говорит о чём-то фамилия «Гурецкая»?
Женщина, её носившая, была гораздо, в разы популярнее многих и многих сегодняшних певиц. Более того, мы до сих пор (на протяжении вот уже 85 лет!) помним главную песню в её исполнении – настоящий всесоюзный хит, первый отечественный кино-шлягер (он родился ещё до фильма «Весёлые ребята»!). Это знаменитая «Песня о Встречном» из кинофильма «Встречный», вышедшего на экраны 7 ноября 1932 года. Помните? «Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река…» Автор музыки – Дмитрий Шостакович, стихи написал Борис Корнилов. Однако фамилии поэта в титрах не ищите.
Борис Петрович Корнилов был арестован в марте 1937 года, обвинён в антисоветской деятельности, троцкизме и терроризме, казнён в феврале 1938 года. Вычеркнутому из истории (казалось, навечно), ему не было и 32 лет…
Страшная судьба поэта не остановила массовый успех его произведения – песню охотно распевали всё новые и новые поколения советских людей. Она стала одним из символов своей эпохи и в целом – Советского Союза.
Строго говоря, Татьяна Ивановна не является нашей землячкой в полном смысле этого слова. Она родилась в Закавказье, в городе Ахалцихе Тифлисской губернии 3 декабря 1904 года. Вскоре отец, полковник артиллерии, был переведён на службу в Смоленск, и вот тут-то и прошли детство и юность будущей звезды, здесь она окончила среднюю школу в 1922 году. Затем два года работала инструктором физкультуры Совета физкультуры Смоленска и машинисткой в комиссии помощи инвалидам войны.
Дебют Татьяны Гурецкой на экране состоялся ещё в 1921 году, во время её учёбы в школе – в эпизодической роли агитфильма «Деревня на переломе». Видимо, опыт съёмок в кино повлиял на окончательный выбор будущей профессии. В 1924 году девушка уезжает в Северную столицу и поступает на актёрское отделение Ленинградского техникума экранного искусства, но заканчивает только два курса – в 1926 году учебное заведение закрывается. Однако Татьяна не опускает руки и поступает в кинематографическую группу «Фабрики эксцентричного актёра», возглавляемую режиссёрами Г. Козинцевым и Л. Траубергом. Актриса начинает много сниматься.
В 1927 году режиссёр Семён Тимошенко приглашает её на главную роль в фильм «Турбина №3», после чего она была зачислена в актёрский штат кинофабрики «Совкино» (позднее – «Ленфильм»).
Однако на смену немому кино идёт звуковое, и, постигая мастерство актрисы, Татьяна поступает в труппу Театра Краснознамённого Балтийского флота. Сценическая практика позволяет ей уверенно войти в эру звукового кинематографа и стать ведущей актрисой «Ленфильма». В 1932 году она играет свою звёздную роль в фильме С. Юткевича и Ф. Эрмлера «Встречный». В 1935 году удостоена звания заслуженной артистки РСФСР за заслуги в развитии советского кинематографа.
Татьяна Гурецкая снялась в таких известных в своё время фильмах, как «Ордер на жизнь» (1927), «Два броневика» (1928), «Мятеж» (1928), «Зыбун» (1931), «Три товарища» (1934), «Вратарь» (1936), «Профессор Мамлок» (1938), «Возвращение» (1940), «Парень из нашего города» (1942)…
Гурецкая стала любимой актрисой режиссёра Семёна Тимошенко – он снял её в шести своих фильмах. Напомним, этот режиссёр поставил такой сталинский шедевр, как «Небесный тихоход». Гурецкой, правда, там уже нет. И вот почему.
Во время войны «Ленфильм» был эвакуирован в Алма-Ату, и Татьяна Ивановна стала работать помощником у всё того же И.А. Пырьева. С её участием был снят фильм «В шесть часов вечера после войны». Приехав в Москву в 1943 году для работы над картиной, она осталась в столице насовсем.
После войны Т.И. Гурецкая работала в Театре киноактёра, которым руководил ещё один выдающийся смолянин – Н.С. Плотников. Продолжала сниматься в кино, правда, в эпизодических ролях. Эпизод, который помнят все – это ассистент кинорежиссёра в фильме «Весна» (режиссёр Г. Александров): «Как он видит! Вы видите, как он видит?!»
И ещё. В 1945 году «Песня о Встречном» стала гимном только что созданной Организации Объединённых Наций…
Солдат и конферансье
Партнёром Гурецкой в фильмах «Встречный» и «Вратарь» был наш земляк Яков Матвеевич Гудкин. Между прочим, именно он должен был играть Петьку в легендарном фильме «Чапаев», но обо всём по порядку.
Яков родился 19 марта 1905 года по дороге (!) в Смоленск, куда семья красильного мастера Матвея Гудкина перебиралась на постоянное жительство из ельнинской деревни Клемятино. На артистическую стезю юного Якова благословил великий актёр Александринского театра В.Н. Давыдов, с которым Гудкин познакомился во время его гастролей в Смоленске.
Окончив Институт экранных искусств в Ленинграде (1925), молодой человек становится актёром экспериментальной киномастерской «КЭМ», организованной Фридрихом Эрмлером. Дальнейшая творческая судьба актёра тесно связана с этим знаменитым режиссёром и «Ленфильмом».
Жизнерадостные, озорные, изобретательные персонажи Гудкина хоть и не были главными героями, но появляясь даже в эпизодах надолго запоминались зрителям. Когда готовились к съёмкам фильма «Чапаев» в 1933 году, Яков Гудкин предполагался на роль Петьки, он даже прошёл пробы и был утверждён на роль, однако после нескольких пробных дублей его кандидатура была отклонёна, и Петьку сыграл Леонид Кмит. В предвоенные годы Гудкин служил в Ленинградском ТЮЗе, снимался со знаменитой Гурецкой…
Воевал на Великой Отечественной, кавалер ордена Красной Звезды, после войны вернулся на любимый «Ленфильм». В 1946-1962 годах – конферансье в музыкально-эстрадном объединении в Ленинграде, затем – актёр Театра-студии киноактёра при «Ленфильме». Объездил с концертами самые дальние уголки нашей страны.
Мастер эпизода, Гудкин знаком современному зрителю по таким картинам, как «Небесный тихоход» (режиссёр С. Тимошенко, 1946), «Дама с собачкой» (режиссёр И. Хейфиц, 1959), «Каин XVIII» (режиссёр Н. Кошеверова, 1963), «Три толстяка» (режиссёр А. Баталов, 1966), «Снегурочка» (режиссёр П. Кадочников, 1968), «Сержант милиции» (режиссёр Г. Раппапорт, 1974)…
Нельзя сказать, что Гурецкая и Гудкин в зрелые годы были избалованы общественным вниманием. Но надо упомянуть, что 1962 году кинематографическая общественность отметила 30-летний юбилей фильма «Встречный». Этот факт показательный – тогда не было принято отмечать дни рождения кинокартин, поскольку кино являлось молодым искусством, да и нравы в обществе были другими.
19 января 1978 года наша областная газета «Рабочий путь» опубликовала заметку «Судьба песни, спетой смолянкой». Читателям рассказали о том, что знаменитую «Песню о Встречном» исполнила бывшая ученица 8-й школы Татьяна Гурецкая, а смолянин Яков Гудкин сыграл в этом фильме роль комсомольца-рабочего. Неизвестно, знали ли об этой публикации её герои. Якова Матвеевича не стало 7 октября 1979 года, Татьяны Ивановны – 19 августа 1983-го…
Наш рассказ можно было бы начать словами: «Татьяна Ивановна Гурецкая – очень красивая женщина». Мы не сделали этого только потому, что и другие актрисы-смолянки – ослепительно красивые женщины: Марина Алексеевна Ладынина, Раиса Давыдовна Есипова… Как жаль, что блистательные внешние данные и безусловный талант не принёс этим женщинам счастья! Это просто поразительно…
Продолжение следует.
Сергей МУХАНОВ
Фото: kino-teatr.ru
При подготовке материала использованы сведения из справочника «Смоляне – в кино, кино – в Смоленске» (Смоленск, 2016).
Автор благодарит за помощь в работе сотрудниц Смоленской областной универсальной библиотеки им. Твардовского Веру Ивановну Карпеченкову и Людмилу Викторовну Лисовскую.