Верховный суд России оставил без изменений решение Смоленского областного суда, подтвердив тем самым незаконность выплат, которые депутаты Смоленского городского Совета получали до июля 2017 года.
Ежемесячные выплаты, которые депутаты получали в качестве так называемой компенсации расходов на депутатскую деятельность, ушли в прошлое. Народные избранники лишились последнего финансового резерва, который позволял им хоть как-то облагодетельствовать своих избирателей.
История депутатских фондов в Смоленском городском Совете началась в середине двухтысячных. Депутаты имели два финансовых резерва: первый — это средства на исполнение наказов избирателей, зарезервированные в бюджете города (так называемый депутатский фонд), второй — это компенсационные выплаты. Средства депутатского фонда распределялись по заявкам депутатов, а его распорядителем являлось финансово-казначейское управление мэрии. Депутаты имели возможность благоустраивать дворы, ремонтировать дороги, оказывать помощь образовательным учреждениям. Благодаря депутатским фондам во дворах смолян появлялись, например, малые архитектурные формы (качели, лавочки, горочки), которые депутаты записывали себе в актив и которыми хвастались перед избирателями накануне очередных выборов.
Что касается компенсационных выплат, то это были деньги, которые депутат получал себе в карман. Якобы для того, чтобы покупать на них письменные принадлежности, оплачивать труд помощников и так далее. Поговаривают, будто некоторые депутаты, пользуясь тем, что эти деньги неподотчетны, использовали их себе в качестве зарплаты.
[see_also page_id=»5237″]Первый «тревожный звоночек» для депутатов раздался в 2012 году, когда глава города Александр Данилюк добился того, чтобы с компенсационных выплат, размер которых составлял на тот момент 43 тысячи рублей в месяц, уплачивались 13% подоходного налога. В 2013 году, в связи со скудностью городской казны и, как следствие, проблемами с исполнением расходных обязательств, у депутатов отобрали депутатские фонды. На тот момент для исполнения наказов избирателей за каждым депутатом было зарезервировано 4 миллиона рублей. Однако компенсационные выплаты так и продолжали выплачиваться.
В 2017 году прокуратура усмотрела нарушение в этих выплатах. Один из доводов заключался в том, что Смоленск — дотационное муниципальное образование, которому субсидии и дотации выделяются из областного бюджета. А раз город является несамодостаточным муниципальным образованием, то и выплаты его депутатам не положены. Сначала доводы прокуратуры удовлетворил областной, а затем Верховный суд РФ.
Стоит отметить, что законодательство все-таки предусматривает механизмы компенсации депутатам их расходов, но только по факту таких расходов и при наличии необходимых подтверждающих документов (квитанций, чеков и так далее). Например, за проезд, телефонные разговоры, канцелярские товары, аренду приемной и тому подобное. Однако в Смоленске решили идти по пути наименьшего сопротивления (и наибольшей выгоды) для депутатов — выдавать депутатам раз в месяц фиксированную сумму без каких-либо отчетов о ее расходовании. С июля 2017 года таким выплатам положен конец.
Впрочем, как стало известно smolnarod.ru от осведомленного источника, председатель горсовета Юрий Сынкин уже прорабатывает вопрос о том, как финансово помочь депутатам в их многотрудной деятельности. До тех пор все депутаты Смоленского горсовета не будут получать из городского бюджета вообще ничего.