Обновлено:
28.05.2020 09:00 26.05.2020 11:33 29.05.2020 08:50
USD71.1+0.04
EUR78.26+0.35
16+
.ru

Смоленскавтодор «раскрыл карты» государственных закупок

Смоленскавтодор «раскрыл карты» государственных закупок
Автор фотографии: пресс-служба СОГБУ

В Смоленской области стартовали аукционы на закупку материалов для ремонта дорог, которые проводит СОГБУ «Смоленскавтодор». Суммы закупок исчисляются сотнями миллионов рублей, поэтому всякий раз, разбираясь со стоимостью, возникают сомнения в их чистоте с точки зрения коррупционной составляющей.

О том, почему крупный опт в дорожной отрасли может стоить дороже, чем розница, мы решили выяснить у руководства организации, направив редакционный запрос. Вместо ожидаемой в таких ситуациях отписки, на наши вопросы в личной беседе согласился ответить первый заместитель директора Смоленскавтодора Рафис ЛАТЫПОВ.

— Рафис Темиргалиевич, нас интересует тема оптовых закупок материалов. При подготовке публикаций мы делали запросы в фирмы, которые занимаются их поставками. И выяснялось, что поставщики зачастую предлагают более низкую цену, чем та, которую платит за аналогичную продукцию Смоленскавтодор. С чем это связано?

— В вопросах закупок есть множество факторов, которые неизвестны неспециалистам в дорожной отрасли, в том числе и журналистам. Поэтому, казалось бы, очевидные вещи, если начать в них вникать, оказываются более сложными.

— Ну тогда давайте посвятим наших читателей в «дорожную кухню», тем более, что все мы платим налоги, и хотим, чтобы за наши деньги мы получили больше объемов и качества дорожных работ.

— Что касается поставщиков нерудных материалов и фирм, которые обещают привезти дешевле, я задаю и им, и вам один и тот же вопрос: почему они не участвуют в торгах? Аукцион открытый, и никто никому не запрещает участвовать. Если поставщик способен привезти нужный нам груз и цена его устраивает – пожалуйста, заходи на аукцион, «бейся» до той цены, которую ты считаешь рентабельной и выгодной.

На деле же получается так: сначала заявляют, что у них ценник дешевле, но потом, когда дело доходит до аукциона, просто его игнорируют. Взять, к примеру, ситуацию с минпорошком, который в Смоленской области не производится и закупается в Калужской области. На аукционы заходят по семь, восемь, девять участников. Бьются, и в итоге цена падает.

— Что касается нерудных материалов. Их же производят в Смоленской области, есть множество карьеров. Почему там цена выше?

— Да, карьеры есть. Но все они работают по предоплате, что отражается на цене, которая указывается в коммерческих предложениях. Однако в рамках 44-ФЗ мы не можем вносить предоплату. Т.е. мы берем сейчас, а платим потом. Получается, что предприятие-поставщик кредитует нас, и делает это несмотря на то, что деньги ему для производства необходимых объемов нужны именно сейчас. Поэтому поставщики, в свою очередь, тоже кредитуются, платят проценты по кредитам. Поэтому цена на такие долгосрочные поставки и с оплатой «потом» может оказаться выше, чем если бы вы просто приехали туда на Камазе и купили, к примеру, машину щебня себе на дачу.

Карьеры знают цену своему товару. Они прекрасно понимают, что в сезон у них все равно всю продукцию выберут. Не мы, значит другие. При этом не каждый поставщик готов работать, отгружая сегодня, а деньги получать через месяц.

— А как получилось, что тот же МУП «Дормостстрой» закупает нерудные материалы по более низкой цене, чем Смоленскавтодор?

— Недавно на межведомственной комиссии поднимался этот вопрос. Речь шла о гранитном щебне. Объяснение очень простое: весь гранитный щебень идет из Республики Беларусь. Приходит на станцию выгрузки на Ново-Московской, возле мелькомбината. Расстояние от мелькомбината до Дормостстроя на Соболева – максимум 5 км. У нас логистика другая – ближайший завод расположен в Лосне, это Починковский район. Расстояние до него — 50 км. Доставка стоит 4.50 рублей тонна/километр, которые и закладываются в конечную стоимость материалов. Вся логистика просчитана по картам. И этот фактор тоже сказывается на стоимости товара.

— К разговору о битуме. Ранее в одной из наших публикаций мы приводили коммерческие предложения по цене ниже, чем вы закупали. С битумом такая же ситуация?

— С битумом ситуация еще сложнее. Мы анализировали этих поставщиков. Ни одна из организаций, куда вы обращались, в госзакупках не участвовала. Ни одного госконтракта по доставке битума у них нет.

Битум – очень сложный материал с ограниченным сроком годности. В его стоимость закладывается не только доставка, но и ее своевременность, бесперебойность, а также риски. Учитывается также то, что у нас нет специальных хранилищ на АБЗ для битума и минпорошка, что позволило бы нам запасать эти материалы. Поэтому нам приходится работать «с колес», и осуществлять выгрузку непосредственно в бункер АБЗ, откуда затем осуществляется доставка материала на участок дороги, где идет ремонт. Одной партии хватает на полдня работы. Если вдруг поставщик не привез хоть одну машину – мы уходим в простой.

У нас в течение всего сезона идет фактически прямая линия с поставщиками, которые докладывают нам, где находится та или иная машина, и во сколько ожидать поставку груза. График у поставщиков такой, что они в любое время суток, в т.ч. ночью, готовы обеспечить АБЗ необходимым материалом, чтобы был непрерывный выпуск асфальта и этот асфальт шел сразу на дорогу. И чтобы рабочие не стояли, условно говоря, оперевшись на лопату. И вот как раз такая бесперебойная работа, гарантия выполнения обязательств тогда, когда это необходимо филиалам, и приводит к тому, что стоимость закупок получается дороже.

На цену также влияет сезонность. Тот же битум: в начале сезона цена ниже, затем она поднимается, достигает своего пика, потом потихоньку начинает снижаться. Мы не можем каждый месяц осуществлять закупки, иначе мы просто останемся без материала и не выполним госзадание. Поэтому нам приходится закупать материал на весь сезон. Естественно, поставщик должен предусмотреть стоимость, которая будет для него комфортна. В том числе, чтобы он не попал с невывозимым битумом себе в убыток.

Есть с битумом и еще один момент. Его продажей не занимаются заводы-производители. Он продается на бирже, где его выкупают поставщики.  Для того, чтобы поставщик бесперебойно поставлял нам товар, он должен заранее выкупить весь наш объем. Для этого он кредитуется, и стоимость кредита также закладывается в стоимость товара.

— А Смоленскавтодор пытается экономить? Есть какие-то идеи, как можно снизить стоимость закупаемых материалов?

— Сейчас мы рассматриваем вопрос закупок битума в начале сезона по низкой цене, попробуем заливать его в кубы, закупить несколько плавилок и попробовать их использовать в процессе дорожных работ — плавить и сразу подавать с завода. Если получится так сработать, и мы увидим, что это дает экономию, мы переведем со следующего года часть закупок на зиму, зальем битум в опалубку в виде твердого материала и будем его перерабатывать с наступлением сезона. И тогда мы сможем удешевить этот процесс без больших вложений со стороны предприятия.

— А почему Смоленскавтодору не удается все вырабатывать на своих карьерах, а приходится закупать у сторонних поставщиков? Ведь очевидно же, что во втором случае в цене присутствует коммерческая составляющая.

— Да, у нас есть карьеры, но, во-первых, у них не хватает мощности, ресурсов, чтобы обеспечить тем количеством материала, которое нам необходимо в сезон. Во-вторых, тот материал, который мы добываем на наших карьерах, не всегда проходит качественные характеристики, которые необходимы для выполнения госзадания. В том числе, прочностные характеристики, на которые мы не можем повлиять, и которые зависят от месторождения. Поэтому 50% материала нам приходится закупать у поставщиков, где есть необходимые прочностные характеристики.

Если мы будем использовать материал, который не соответствует характеристикам и показателям, которые нам необходимы, то мы не сможем приготовить необходимый нам асфальт, и у нас не примут дорогу.

— В прошлом году смоляне заметили активизацию ремонтных работ, которая стала возможной благодаря нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКД). В 2020 году объемы дорожных работ увеличатся?

— Да, объемов в этом году будет больше. Если в прошлом году было выделено в рамках нацпроекта 1,2 млрд, то в этом году планируется освоить 1,6 млрд, плюс нам еще обещают добавить 183 миллиона, а это плюс 15-16 км отремонтированных дорог.

— Как решается, какие дороги будут реконструироваться в рамках нацпроекта?

— Проводились общественные слушания, где город защищал свою часть дорог по БКД, а мы – свою часть дорог. При формировании списка учитывались маршруты трудовой миграции людей из одного города в другой, или из села в город. Следующий приоритет – маршруты со школьными автобусами. Ну и конечно учитывается «Карта убитых дорог», которую составляет Общероссийский народный фронт, поэтому в процесс согласования включен ОНФ. Также будет продолжен ремонт тех дорог, которые были начаты в прошлом году.

— Ранняя весна и фактически отсутствие снега этой зимой позволило сэкономить на содержание дорог?

— На конец года мы делали срез по экономии песко-соляной смеси. Она составила примерно 20-30% по материалам. Примерно к 15 марта мы сможем сказать, сколько денег высвободится с зимнего на летнее содержание и сколько дополнительно мы сможем взять асфальта. Т.е. все сэкономленные деньги пойдут на увеличение объемов текущего обслуживания дорог Смоленской области.



Комментарии

Теги

Сегодня

SmolNarod на Яндекс.Новости