Для владельцев ресторанов и кафе настало непростое время. В стране усиливаются карантинные меры в связи с пандемией коронавируса. Число посетителей сократилось, выручка падает. Мы поинтересовались мнением смоленского ресторатора Ольги Большаковой о том, как заведения общественного питания справляются с кризисом в Смоленске.
— Как обстоят дела с посещаемостью заведений общественного питания?
— Дела обстоят плохо. Посещаемость сократилась в два раза. Спад начался дней десять назад. Сейчас мы пишем письма нашим арендодателям, просим снизить арендную плату. Кто-то идет навстречу, кто-то нет. У нас стоит задача выжить, не закрыть заведения и не распустить людей. Потому что люди потеряют рабочие места. У нас очень много людей работает, достаточно хорошие зарплаты, мы всегда платим налоги, но получается, что никакой поддержки от государства нет.
— Какую поддержку вы ожидаете от государства?
— Гильдия рестораторов пишет в Думу с просьбой отменить налоги на несколько месяцев. Также необходимо принять меры по кредитам, которые активно раздавались и рекламировались. В ближайшие месяцы необходима отсрочка по уплате кредитов. Если будет принято решение по кредитам и налоговым платежам – будет легче.
— Есть ли у ваших заведений запас прочности?
— Максимум месяц. Если еще апрель мы сможем как-то пережить, то потом – вряд ли. Мы платим зарплаты, налоги, аренду, коммуналка у нас высокая. Все съедают платежи.
— Сейчас многие компании переходят на доставку.
— Мы активно развиваем доставку, в том числе круглосуточную. Но это не спасет никого абсолютно, это не даст того оборота, который необходим, чтобы выжить.
— Принимаются ли какие-нибудь меры по дезинфекции и ужесточению санитарных норм?
— У нас все меры по дезинфекции приняты. Куплены дозаторы и развешены в зале. Посадочные места расставлены на метр, по рекомендации Роспотребнадзора. Все предписания, по пунктам, все выполнены. Вся посуда у нас моется в посудомоечной машине при высокой температуре. Повара на раздаче работают в перчатках и с посудой руками не контактируют.
— Людей пытаются дистанцировать друг от друга, делают маркеры на полу, чтобы обозначить безопасное расстояние. Планируется ли эту практику внедрять в ваших заведениях?
— Мы опасаемся лишней паники. Многие люди просто могут этого не понять. Люди услышали «вирус» — побежали покупать гречку. Паника – это самое плохое, что может быть, а сейчас как раз создается состояние паники.
— Какой сегмент ресторанного бизнеса наиболее уязвим?
— Высокий ценовой сегмент в Москве вообще почти закрылся. Пострадают все. Всюду призывают сидеть дома, но мало кто понимает, что закрывается весь малый бизнес. Кто будет платить налоги? Смогут ли люди потом возобновить свой бизнес? Ситуация плачевная.
Накануне нашему изданию дал комментарий главный санитарный врач Смоленской области Сергей Рогутский. Он отметил, что поскольку нет лекарства от коронавируса и нет вакцины, единственной мерой профилактики и недопущения заболеваемости является разобщение людей. «Во всем мире, и у нас в стране в том числе, принимаются меры по сокращению контактов между людьми. И вот режим самоизоляции, рассчитанный в первую очередь на сознательных людей, должен привести к тому, что количество инфицированных начнет снижаться», — отметил наш собеседник.