В Смоленске один за другим закрываются отделения Сбербанка. Жители густонаселенной Королёвки вынуждены ездить за банковскими услугами в соседний микрорайон. Складывается впечатление, что крупнейшее финансово-кредитное учреждение страны постепенно покидает не только смоленскую глубинку, но и областной центр. Неужели дела на Смоленщине так плохи, что заниматься банковским бизнесом и оказывать гражданам услуги стало совсем невыгодно?
В 2015 году наша редакция уже рассказывала, что Смоленская область заняла второе место в стране по числу закрытых банковских офисов и банкоматов. Тогда на Смоленщине было закрыто 55 банковских кредитно-кассовых и операционных офисов (сокращение – 22,6%). Такие цифры приводила газета «Известия», со ссылкой на данные Центробанка. Причем самое большое закрытие офисов и банкоматов произошло в Сбербанке.
Минувшей осенью Сбербанк анонсировал сокращение в 2017 году числа своих банкоматов на семь-восемь тысяч из существующих порядка 80 тысяч. Глава Сбербанка Герман Греф также сообщил, что «банк не собирается дальше расширять банкоматную сеть и намерен даже ее сокращать по мере снижения доли наличных в денежном обороте».
[see_also page_id=»49114″]И это, по меньшей мере, очень странная политика руководства банка. Ведь на карточки Сбербанка «подсажено», как на наркотик, больше половины населения страны – услугами этой финансово-кредитной организации пользуются 110 миллионов человек. Практически все работники бюджетной сферы (врачи, учителя и т.д.), а также пенсионеры получают свои зарплаты и пенсии на пластиковые карты Сбербанка. На него же завязаны и многие другие социально значимые выплаты, а также оплата коммунальных платежей населением.
Естественно, что сокращение офисов и банкоматов создает реальные трудности россиянам. Из-за закрытия филиалов и банкоматов Сбербанка особенно много проблем возникает в деревнях и небольших поселках. Сельские бюджетники, чтобы обналичить свои зарплаты и пенсии, вынуждены ездить в райцентры, а с учетом того, что в районах автобусы теперь ходят крайне нерегулярно, такие поездки отнимают у граждан много времени и сил.
На Смоленщине в сельской местности со сбербанковскими отделениями и банкоматами становится все хуже и хуже. В 2015 году было много шума в центральной и смоленской прессе из-за закрытия десяти филиалов Сбербанка в Сафоновском районе. Жители сафоновских деревень и поселков, чтобы оплатить коммунальные квитанции или получить пенсию, вынуждены ездить в соседние населенные пункты, расположенные в нескольких километрах. Например, жители поселка Горного ездят в Сафоново, которое находится в шести километрах. Об этом даже был показан критический репортаж на ОТР. А уже в этом году жители самого Сафонова стали жаловаться на закрытие в райцентре филиала Сбербанка.
Кстати, в 2015 году управленцы Сбербанка обещали, что наладят работу так называемых передвижных модулей, которые будут разъезжать по отдаленным сельским пунктам. Однако жители смоленских деревень их почему-то до сих пор не видели.
В областном центре ситуация с офисами и банкоматами Сбербанка не намного лучше. В 2015 году только в центральной части Смоленска было закрыто девять точек с банкоматами Сбербанка, в том числе четыре отделения. По словам возмущенных смолян, и в других районах города теперь существуют проблемы со сбербанковскими офисами и банкоматами: нет отделения в большом микрорайоне Королёвка, исчезла большая часть банкоматов на улице 25 Сентября.
В этом году сокращение офисов продолжилось. Были закрыты еще два отделения: на улице Конёнкова и на улице Нахимова. И теперь в центре города найти банкомат стало проблематично, так как остался всего один офис Сбербанка – на улице Коммунистической. Понятно, что там во время оплаты коммунальных платежей собираются очереди.
Жители же улицы Нахимова и других ближайших улиц теперь вынуждены ходить в офис Сбербанка на Нормандии-Неман. В этом районе вообще произошло значительное сокращение банкоматов. Например, ликвидировали банкомат и офис на трикотажной фабрике, в офисе на улице Нахимова было семь банкоматов и два терминала, а вместо них в ближайшем магазине «Пятерочка» установили всего три.
[see_also page_id=»54744″]Естественно, что в этой ситуации многие смоляне начинают подумывать о замене карточек Сбербанка на карточки других банков, офисы и банкоматы которых расположены в шаговой доступности. Некоторые смоляне старшего поколения вообще предпочитают не пользоваться карточками, от которых у них слишком много проблем. Ведь пожилых людей никто не обучает, как пользоваться электронными платежными системами. И не надо забывать, что у многих пенсионеров возрастные проблемы со зрением и памятью.
К тому же в сельской местности практически отсутствуют необходимые технические условия для ежедневного использования пластиковых карточек, поэтому люди там предпочитают наличный расчет. Мобильная связь с Интернетом есть еще далеко не везде. На Смоленщине вообще есть районы, где и обычное эфирное телевидение не принимается.
Однако, судя по всему, руководство Сбербанка всего этого совершенно не понимает или считает, что клиентами банка являются исключительно молодые «продвинутые» пользователи всевозможных современных гаджетов, проживающие в крупных городах. Но, увы, это далеко не так.
В 2015 году, в преддверии выборов, на проблему закрытия Сбербанком своих филиалов и банкоматов в некоторых деревнях и поселках области обратил внимание губернатор Алексей Островский.
«Администрация региона, я как высшее должностное лицо субъекта, не собираемся мириться с тем, что на смолянах негативно сказываются те или иные действия со стороны Сбербанка. Мы во всех вопросах стоим на страже интересов жителей нашей области. И в этом смысле, нас волнуют любые изменения в обслуживании населения Сбербанком, так как моя основная обязанность – забота о Смоленщине и смолянах. Изменения в обслуживании населения Сбербанком сказываются на деятельности региона в силу масштабов этой организации и большого ее влияния на жизнь простых смолян», – возмущенно критиковал Сбербанк тогда Алексей Островский.
Прошло два года. Давно состоялись губернаторские выборы, и, как всегда, забылись обещания, данные тогда. Ничего не было сделано. Губернаторская забота о смолянах оказалась фальшивой. И жители Смоленщины по-прежнему продолжают испытывать большие неудобства из-за действий банка-монополиста.
Денис ТИМОФЕЕВ
Наша редакция попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию в региональном отделении Сбербанка. Вот что нам ответила пресс-служба Смоленского отделения ПАО «Сбербанк»:
– Сбербанк сохраняет широкую сеть филиалов и устройств самообслуживания. Только в Смоленске расположено свыше 20 офисов банка и порядка 560 устройств самообслуживания (360 банкоматов и 200 платежных терминалов). Банк проводит программу по перемещению устройств из мест, не в полной мере отвечающих требованиям безопасности, а также тех устройств, которые показывают низкое количество операций, совершаемых клиентами. На днях в Смоленске установлены семь дополнительных устройств в следующих магазинах: «Пятерочка» (Нахимова, 14), «БВС» (Гризодубовой, 3А), «Фортуна» (Автозаводская, 21А).
Сбербанк демонстрирует стабильную и эффективную деятельность. По итогам 2016 года Смоленское отделение вошло в ТОП-10 головных отделений в системе Сбербанка России.
Отметим, что Сбербанк предлагает современные дистанционные каналы обслуживания, которые позволяют осуществлять большинство банковских операций в круглосуточном режиме без посещения банка и обращения к сети устройств самообслуживания: «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк», автоплатежи и т.д.