Жители Смоленска адаптируются к новой транспортной реальности, возникшей после закрытия путепровода на ул.Степана Разина. Казалось бы: несколько десятков квадратных метров полотна, выпавшего из ежедневного дорожного сообщения смолян… Однако в одночасье получилось, что именно эти метры изменили привычный ритм жизни тысяч автомобилистов, которые теперь вынуждены лишние пол часа в день проводить в пробках и искать пути объезда по пути из Заднепровского района и обратно . Почему перекрытие незначительного с виду участка дороги привело к такому осложнению дорожного движения? Нужен ли Смоленску еще один мост, и насколько эффективно используются существующие? Что нужно сделать для нормализации дорожного движения в ближайшем будущем и отдаленной перспективе? Ответы на эти вопросы мы искали в беседе со специалистами в сфере городской инфраструктуры трех поколений.
Точка зрения Евгения Плёнкина, активиста движения «Сделай Смоленск лучше»:
Проблема Смоленска в том, что дороги в нашем городе очень плохо соединены между собой. И «небольшой» путепровод является довольно важным звеном в связности дорог. Другая проблема заключается в том, что у нас на каждый автомобиль приходит слишком маленькая площадь, и увеличить её до значений, необходимых для беспрепятственного использования личных автомобилей, мы не сможем. К примеру, в Европе в среднем на одно авто приходится 100 кв.м., в США, Канаде и Автралии — порядка 200 кв.м. В Москве этот показатель равен 28 кв.м на один автомобиль. По Смоленску точных данных у меня нет, но не думаю, что больше. Так что американского показателя мы не достигнем, увы, никогда. При этом строительство новых дорог ситуацию не сильно изменит. Следуя постулату Льюиса-Могриджа можно смело сказать, что со строительством новых дорог мы опоздали. И, даже если они и появятся, это не принесёт ожидаемого облегчения, а скорее всего, даже осложнит ситуацию. К тому же, крест на выполнении генплана в части строительства новых дорог поставила активная точечная застройка.
Чтобы избежать заторов в Заднепровье на время ремонта путепровода, по моему мнению, нужно было по ул. Фрунзе, Пятницкому путепроводу и Витебскому шоссе выделить линии для общественного транспорта. Тогда пассажиры автобуса и трамвая могли бы беспрепятственно добираться до работы. При этом сознательные граждане, для кого машина является всего лишь средством доставки на работу и обратно, могли бы на время ремонта пересесть в автобус или трамвай. Тогда тем, для кого личные автомобили – «рабочие лошадки», свободнее бы могли перемещаться в часы «пик» по служебным делам.
Что касается строительства новых мостов, то они бы, конечно, увеличили бы связность дорог и удобство перемещения по городу. Но пока мы не достигли максимальной эффективности и из существующих трех.
По одному мосту могут перемещаться десятки тысяч людей в час, однако сейчас перемещаются только тысячи. Связано это с тем, что все предпочитают ездить на личных автомобилях, а также малоэффективных маршрутных такси. Иными словами, сколько мостов не строй, мы все равно будем стоять в пробках. Мосты — это временная мера по разгрузке дорог, которая не является решением проблемы.
Генеральным планом города Смоленска предусмотрено ещё 3 моста в черте города. 2 из них должны быть построены до 2025 года: один – через Днепр, а второй – путепровод. Но сегодня сложно говорить о реализуемости этих планов. И дело не только в финансовых затратах. Жители домов, на месте которых должны быть мосты, не хотят покидать насиженные места. Другие, в свою очередь, не хотят потом лицезреть под окнами магистраль. Так может, вместо многомиллардных трат на мосты направить деньги на альтернативные способы перемещения по городу — общественный транспорт, велосипед и пешеходные дорожки?
Точка зрения Сергея Лебедева, депутат Смоленского городского Совета, с 1992 по 2002 годы возглавлявшего администрацию промышленного района города Смоленска
Все меры, направленные на нормализацию транспортной инфраструктуры Смоленска, я бы разделил на краткосрочные и долгосрочные. К первым я отношу текущую эксплуатацию дорог в городе. Например, на сегодняшний день по Проспекту Строителей машины ползут, как черепахи, объезжая ямы и ухабы. Хотя сама по себе дорога широкая. В результате движение притормаживается, создаются пробки. И таких примеров очень много. То же самое касается погодных коллизий – гололеда и снегопадов. Нередко в часы пик отключаются светофоры. Поэтому в первую очередь необходимо навести порядок на дорогах. Это не требует больших затрат. Это, в первую очередь, требует дисциплины и профессионального подхода к организации движения.
Второй момент – нужно последовательно расширять дороги, продумывать новые схемы движения автотранспорта, и начинать поэтапную реализацию того генплана, который у нас есть. Тот генплан, который мы, депутаты, утверждали в 2009 году – это достаточно амбициозный и продуманный документ. Конечно, построить новые мосты мы сможем вряд ли, но строительство новых магистралей – это менее затратно и это нам вполне по силам. В первую очередь — соединение Рославльского шоссе с Проспектом Гагарина, продление ул.Маршала Конева с выходом на Краснинское шоссе, и ряд других наработок. С учетом помощи из областного и федерального бюджетов это может быть реализовано.
Но в отдаленной перспективе мы все равно придем к тому, чтобы построить четвертый мост в Смоленске с путепроводом на улицу Лавочкина. Это строительство еще одного путепровода, соединяющего улицу Твардовского с улицей Кирова, т.н. «Чертов мост». Конечно, малой кровью этого не сделать, там все уже позастроено, но мы рано или поздно будем это делать. Но решаемо все это лишь с поддержкой федерального бюджета.
Что касается соотношения общественного и личного транспорта – то от последнего мы никак не уйдем. Мы проходим тот этап, который прошли многие западные страны, где обеспеченность личным автотранспортом гораздо выше, чем у нас. С ростом благосостояния количество машин будет увеличиваться. Поэтому мы придем и к платным парковкам в центре города, и к ограничению на въезд в центр. Уже сейчас практика эвакуации неправильно припаркованных автомобилей приносит свои результаты.
Ну и конечно, развитием транспортной инфраструктуры Смоленска должны заниматься профессиональные специалисты, научно-проектные организации. Они должны сделать анализ транспортных потоков, продумать перспективное строительство дорог, систему общественного транспорта – где пустить трамваи, троллейбусы, автобусы, а где оставить автобусы малой вместимости. Сегодня маршрутки создают серьезные проблемы на дорогах, и нужно подумать, где их оставить, а где заменить на вместительные автобусы.
Точка зрения Александра Дадыченкова, ветерана труда, в 80-е годы — руководителя проектной группы по архитектуре Смоленского горисполкома
В начале 80-х годов, когда я приступил к работе в Смоленске, все внимание властей было направлено на проект реконструкции набережной Днепра. Планировалось делать от здания Обкома партии спуск, лестницу, на которой бы расположились архитектурные группы, посвященные воинским частям, освобождавшим Смоленск. Было это при Иване Ефимовиче Клименко. Но потом этот вопрос спустили на тормозах. Видимо, не хватило денег. Было желание, но не было возможностей. Вот так и с мостами. Желание не совпало с возможностями, хотя вопрос этот поднимался. То же самое происходит и сейчас.
По моему мнению, ожидать новых мостов стоит едва ли, в Смоленской области очень тяжелое финансовое положение. Возможности размахиваться по масштабам миллионного города у нас нет, при этом автотранспорта становится очень много. Смоленск — город старинный. Его улицы были рассчитаны на кареты и трамвай, а не на тысячи частных автомобилей.
Если бы люди воздержались от покупки машин… Но этого не остановишь.
Какие меры можно предпринять сейчас? Сейчас при росте парка автотранспорта в Смоленске очень плохая организация движения. Нет согласованности между ГИБДД и организациями, эксплуатирующими транспорт и занимающимися обслуживанием дорог. Даже в 80-е, когда машин было на порядок меньше, ограничивали движение по городу грузового транспорта. Сейчас этого не придерживаются. Поэтому я бы посоветовал городским властям более грамотно эксплуатировать то, что мы уже имеем.
Подготовил Максим ЗАХАРОВ