Про похороны аэропорта в Смоленске, или Что мешает плохому танцору?

В России
Вчера произошло знаковое, но очень печальное событие. Областные власти объявили о том, что после долгой продолжительной болезни скончался смоленский аэропорт. Его теперь не будет в Смоленске никогда. Похороны почившего в бозе прошли в тиши чиновничьих кабинетов…

На последнем заседании Смоленской областной Думы прозвучала печальная для всей Смоленщины новость: в Смоленске не планируется строительство гражданского аэропорта, так как это экономически не рентабельно.

Несколько лет нынешние областные власти героически боролись за жизнь умирающего – изучали возможность реанимации и реконструкции аэродрома «Северный» в Смоленске, чтобы возобновить полёты в небеса. Однако чиновники пришли к выводу, что это невозможно, так как болезнь несовместима с жизнью – существует слишком много проблем. В частности, нужны большие финансовые средства на создание условий для полетов, строительства инфраструктуры, требуется загрузка пассажирами и т.д. К тому же недавно в Подмосковье начато строительство нового аэропорта, который также будет забирать часть пассажиропотока. В общем, пусть земля смоленскому аэропорту будет пухом… Аминь!

«К сожалению, такое строительство [аэропорта] в ближайшее время и в среднесрочной перспективе экономически нерентабельно. Смоленская область не может позволить себе тратить полмиллиарда. К сожалению, жители региона не настолько обеспечены, чтобы пассажиропоток обеспечивал рентабельность», – сообщили депутатам о кончине больного.

Тут надо заметить, что вообще с реконструкцией двух заброшенных смоленских авиационных объектов – гражданского аэропорта «Южный» и военного аэродрома «Северный» – происходит что-то странное и уже достаточно давно.

Разговоры об этом начались ещё при губернаторе Сергее Антуфьеве. Однако, как ни странно, первым идею модернизации смоленского аэропорта «Южный» высказал зимой 2008 года (т.е. 11 лет назад) мэр Москвы Юрий Лужков. Тогда у правительства Москвы был проект по строительству аэропортов в регионах, окружающих столицу.

001

Сообщалось, что уже даже обсуждается «вопрос об учреждении правительством Москвы и администрацией Смоленской области акционерного общества, которое займется восстановлением и реконструкцией аэропорта «Южный» в Смоленске».

Стоимость проекта составляла около 1 млрд рублей, при этом правительство Москвы брало на себя 75% затрат, доля Смоленской области составляла 25%. Было уже подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, а его реализация предполагалась в 2009-2011 годах.

В рамках проекта планировалась реконструкция и удлинение взлетно-посадочной полосы аэропорта «Южный», установка современного аэронавигационного оборудования и строительство нового современного аэровокзала. После реконструкции из обновленного смоленского аэропорта самолёты должны были совершать рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Курск, Орел и Белгород.

Но, увы, что-то тогда не срослось и все эти планы остались только на бумаге. Вполне возможно, что ничего не получилось из-за того, что в апреле 2010 года возле военного аэродрома «Северный» упал польский президентский самолёт, а в сентябре того же года Лужков перестал быть мэром столицы.

004
Фото: РИА Новости

Тем не менее идею реконструкции смоленских авиационных объектов окончательно не похоронили. И в марте 2011 года на пленарном заседании межрегиональной конференции партии «Единая Россия» по «Стратегии развития Центральной России» эта тема вновь была озвучена, но уже на правительственном уровне.

Пленарное заседание проводил тогдашний премьер-министр Владимир Путин, который сообщил, что на модернизацию аэропортов Центрального федерального округа будет выделено около 50 миллиардов рублей.

По словам Путина, в программу модернизации будут включены авиаузлы Воронежа, Курска, Белгорода, Твери, Брянска, Костромы, Липецка, Тамбова, Орла и Смоленска, в которых будет установлено современное оборудование.

В этом заседании принимала участие и делегация Смоленской области во главе с губернатором Сергеем Антуфьевым, который, судя по всему, воспринял слова главы правительства как руководство к действию, и стал активно продвигать идею возрождения гражданской авиации в Смоленске.

Впрочем, в Кремле тоже от этой идеи не отказались, а наоборот – поддерживали. Правда, речь уже шла не о модернизации аэропорта «Южный», а о реконструкции печально знаменитого военного аэродрома «Северный».

В апреле 2011 года, через год после трагических событий с польским самолетом, Смоленск с деловым визитом посетил президент России Дмитрий Медведев. А уже в июле в федеральной и местной прессе сообщалось, что на месте военного аэродрома «Смоленск-Северный» скоро появится новый «международный аэропорт, способный принимать лайнеры класса Airbus A320».

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

«Сейчас аэродром принадлежит министерству обороны России. Поручение провести модернизацию «Северного» дал президент России Дмитрий Медведев, недавно посетивший Смоленск с визитом. Все плоскостные сооружения аэродрома перейдут в собственность министерства транспорта. Реконструкция взлетно-посадочной полосы будет произведена на средства из федерального бюджета. На аэродроме также будет установлена современная навигационная система, появится аэровокзальный комплекс.

Работы уже начаты, закончить их предполагается к сентябрю 2013 года, как раз накануне празднования 1150-летия Смоленска. Вскоре после реконструкции «Северный» может приобрести статус дублера одного из столичных аэропортов», – с восторженной надеждой писали смоленские СМИ в те дни.

Но опять, что-то тогда не срослось и поручение президента России не было выполнено – все эти планы снова остались только на бумаге.

В начале 2012 года невезучий аэродром «Северный» был передан Министерством обороны РФ в ведение тогдашней администрации Смоленской области, но, судя по всему, областные чиновники не знали, как его использовать и что с ним делать. Тем более, в 2013 году выяснилось, что на содержание аэропорта минимально требуются 10-20 млн рублей в год, которых не было в дырявом региональном бюджете. Впрочем, деньги, может быть и нашли, но областные власти по-прежнему не знали, как эффективно использовать аэродром. Проще было отказаться от идеи иметь в Смоленске свою авиационную гавань. Что и было сделано.

Поэтому в августе 2014 года распоряжением №1536-р председателя правительства РФ Дмитрия Медведева аэродром «Смоленск-Северный» был включен в перечень аэродромов совместного базирования РФ.

Как известно, аэродром совместного базирования подразумевает размещение летательных аппаратов различных ведомств. И в правительственно документе многострадальный «Северный» был указан не как «гражданский» или «государственный», а как «экспериментальный», находящийся в ведении Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг РФ) при совместном базировании Минобороны РФ.

Ничего не знал об использовании аэродрома и бывший первый заместитель смоленского губернатора Михаил Питкевич, который в одном интервью на вопрос о судьбе «Северного» сказал: «Будем смотреть… Если аэропорт объективно не нужен никому, то эту площадку можно использовать каким-то другим образом». Но, судя по дальнейшему развитию событий, ничего разумного так и не было предложено. И поэтому в 2014 году «Северный» окончательно ушёл из смоленского подчинения в федеральное, т.е. в Минпромторг и Минобороны.

Так областные чиновники окончательно похоронили надежду смолян иметь хоть какой-то собственный аэропорт. А жаль. Ведь в советские времена из гражданского аэропорта «Южный» самолёты летали не только почти во все районные центры Смоленской области, но и в 13 городов СССР, в том числе в Москву, Ленинград, Минск и Киев.

003

Между тем, во многих регионах ЦФО (даже не самых богатых) аэропорты не только сохранились, но и продолжают действовать. Например, самолёты летают в Брянске, Калуге, Твери, Иваново, Рязани, Белгороде, Пскове, Ярославле, Курске и Липецке.

В общем, похоже, смоленским чиновникам надо напомнить одну древнегреческую истину: «Кто хочет – ищет способы, кто не хочет – причины». Или, как говорят на Руси: «Плохому танцору всегда ноги мешают».

Дмитрий ТИХОНОВ

SmolNarod.ru