Совет Федерации на пленарном заседании одобрил закон о поправке к Конституции РФ. За принятие закона проголосовали 160 сенаторов, один — против, трое воздержались. Как поправки повлияют на жизнь россиян, и каков «тайный замысел» их инициатора – президента Владимира Путина?
Итак, изменения вносятся в 6 из 9 глав Конституции РФ. Нетронутыми остаются Глава 1. «Основы конституционного строя», Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» и Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Они могут быть пересмотрены только при участии специально созванного Конституционного собрания.
Неприкасаемые
О чем говорится в «неприкасаемых» статьях Конституции? Глава 1. «Основы конституционного стоя» провозглашает народ источником власти в РФ и носителем суверенитета. Права и свободы человека объявлены высшей ценностью. Закладывается структура государственного устройства – с точки зрения территориального деления и органов власти. Никуда не делась и статья 12, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При этом в измененных статьях Конституции появляется новый термин – «публичная власть», которая фактически нивелирует эту норму. Светский статус государства соседствует с появившейся в Главе 3 «верой в Бога».
Глава 2 – «Права и свободы человека и гражданина» также осталась неизменной. Здесь и всеобщее равенство перед законом и судом, и право на жизнь, и достоинство личности, которое охраняется государством. Нетронутыми остаются статьи о неприкосновенности жилища, а также личной, частной жизни; свободе передвижения, совести, вероисповедания, а также свободе слова. Всего Глава 2 состоит из 48 статей, которые благостно описывают Россию как правовое государство.
Странные нормы
А теперь о новшествах. Они начинаются в Главе 3. «Федеративное устройство». Так, появляется новое понятие – «федеральные территории» (ст.67), которые могут быть созданы федеральным законом; пункт о защите Россией суверенитета и территориальной целостности. Новая статья 67.1. являет читателю оценочные, а потому наиболее противоречивые положения о правопреемстве СССР, «памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога», почитании памяти защитников Отечества, детях, как о важнейшем приоритете государственной политики России.
В статье 68, которая провозглашает русский язык государственным на всей территории страны, появляется тезис о «государствообразующем народе». Чтобы нивелировать перекос в сторону «русскости», статья 69 обещает беречь «культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ». Добавлена норма о поддержке соотечественников, проживающих за рубежом. Вопрос о том, какое отношение все эти нормы имеют к федеративному устройству, полагаем, останется без ответа.
Ограничения чиновникам и «плюшки» пенсионерам
Значительное количество поправок связано с ограничениями руководителям государственных и муниципальных органов власти, а также федеральным судьям и прокурорам. Им запрещено иметь двойное гражданство и открывать вклады в иностранных банках.
Статья 75 дополняется положением о МРОТ, который должен быть не ниже величины прожиточного минимума, а также об индексации пенсий не реже одного раза в год. Однако с точки зрения законодательства нового в этом ничего нет. По сути, в Конституции дублируется существующая норма из статьи 133 Трудового кодекса РФ и статьи 17 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Президентский «безлимит»
Самые существенные поправки в Конституцию, ради которых, судя по всему, все и затевалось, начинаются в Главе 4. «Президент Российской Федерации».
В ней появляются совершенно новые положения, которые ограничивают возможность граждан РФ занимать должность президента. К ранее существовавшей норме о возрасте (не моложе 35 лет) добавляется ценз оседлости — постоянное проживание в РФ не менее 25 лет. А также ограничения, связанные с двойным гражданством, которое президенту нельзя иметь не только на момент избрания, но и вообще никогда. Исключения делаются только для тех территорий, которые были приняты в состав РФ. Видимо, речь идет о республике Крым.
Ну и, наконец, самое интересное – ограничения по срокам. В текущей редакции Конституции одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. В новой редакции слово «подряд» исключено. Но документ дополнен новым пунктом 3.1, в котором изложены «переходные положения». Согласно им, ограничение, изложенное в пункте 3, не действует на лицо, занимающее должность президента на момент принятия этой поправки. Т.е. Владимир Путин может пойти на новые президентские выборы в 2024 году. А может и не пойти.
Усиление Совфеда
В главах 4-6 фиксируется перераспределение полномочий между президентом, правительством и Федеральным Собранием. Кандидатура премьер-министра и его заместителей утверждаются Государственной Думой по представлению президента. В текущей редакции Конституции премьера назначает президент с согласия Госдумы. Также Госдума может выразить недоверие правительству. Однако отставка премьера, его заместителей и министров принимается или отклоняется президентом единолично. Что касается министров, в том числе, силовиков, то их назначает на должность президент после консультации с Совфедом. В текущей редакции Конституции таких консультаций не предусмотрено.
С сенаторами президенту придется консультироваться при назначении и освобождении от должности генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и иных спецструктур. Кроме того, сенаторы будут рассматривать по представлению президента ключевые кадровые вопросы, связанные с Конституционным и Верховным судами РФ, а также Счетной палатой РФ. Госдуме доверят лишь назначения заместителя председателя Счетной палаты и половины от общего числа ее аудиторов.
Президент – начальник правительства, госсовета и совбеза
Президент, согласно новой редакции Конституции, начинает осуществлять общее руководство Правительством РФ, отдавая ему поручения (статья 115). В текущей редакции Конституции такой нормы нет.
Что касается правительства РФ, то его функции расширены номинально: оно обеспечивает социально-ориентированную политику государства. Помимо ранее закрепленных направлений организует заботу о детях, семье, инвалидах, волонтерах; занимается сохранением окружающей среды, научно-техническим развитием России, поддержкой предпринимательства.
В Конституции впервые прописан орган власти, формируемый президентом – Государственный Совет, который «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ». Более широкое толкование в Конституции (без какой-либо конкретики) получил и Совет безопасности.
Неприкасаемый экс-президент – пожизненный сенатор
В статье 92.1 прописаны гарантии бывшему президенту РФ. Речь идет о неприкосновенности, которой может лишить Совет Федерации лишь по основаниям, прописанным в статье 93: в случае выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или совершении иного тяжкого преступления. Но прежде его должен подтвердить Верховный Суд РФ.
После отставки бывший президент «по умолчанию» делегируется в Совет Федерации, где (по своему желанию) становится пожизненным сенатором. Наличие «пожизненных сенаторов» — также конституционная новация.
Публичная власть
В обновленной Конституции появляется термин «публичная власть», который встречается восемь раз. В текущей редакции Основного закона его нет вообще. Судя по всему, через понятие «публичной власти» будет нивелироваться автономия местного самоуправления от органов государственной власти, досаждающая глав российских регионов и федеральный центр. Расшифровки понятия в новой редакции Конституции нет.
«Организация публичной власти» дебютирует в статье 71 о том, что находится в ведении РФ. В статье 80 (Глава 4.) обеспечение функционирования системы публичной власти относится к числу полномочий президента.
Статья 113 Главы 7 обновленной Конституции определяет, что органы государственной власти могут участвовать в решении кадровых вопросов местного самоуправления – назначении и удалении в отставку местных глав.
Для чего Путину нужны поправки в Конституцию?
«Все поправки в Конституцию можно подразделить на три типа: ритуальные, функциональные и стратегические, — считает главный редактор Smolnarod.ru Максим Захаров. — Т.н. ритуальные поправки — это весь набор оценочных категорий, которые появились в 3 Главе Конституции и описывают миссию российского народа и России в целом. Через ритуальные поправки Путин обращается к тем социальным категориям граждан, от участия которых в голосовании в первую очередь зависит его успешность: интеллигенции, военным, патриотам, деятелям культуры, медикам, верующим, русским, национальным меньшинствам… На эти категории граждан возложена миссия сделать легитимным как само голосование, так и все дальнейшее пребывание Путина у власти.
Функциональные поправки призваны закрепить сформировавшийся за годы правления Путина общественный запрос на справедливость. Речь идет об ограничениях для всех категорий чиновников относительно двойного гражданства, счетов в иностранных банках, а также социальных гарантий относительно МРОТ и индексации пенсий. Они носят прикладной характер и в целом непротиворечивы. Хотя необходимости принятия поправок, скажем, о МРОТ или пенсиях, нет – эти нормы уже зафиксированы в действующем законодательстве.
Наконец, набор стратегических поправок, касающихся перераспределения властных функций, ради чего все и затевалось. В него заложено несколько точек бифуркации, которые будут иметь значение на завершающем этапе транзита власти ближе к 2024 году. Каждая из точек закладывает находящуюся под контролем Путина неопределенность для властных элит. Эта неопределенность функциональна, потому что не позволит элитам до самого окончания президентского срока Путина начать самостоятельную игру и дестабилизировать ситуацию в стране. При этом она создает для президента несколько легитимных сценариев сохранения во власти – либо через снятие ограничений по количеству президентских сроков, либо через миграцию в новый конституционный орган – Государственный Совет или в усиленный Совет Федерации. Она же позволит Путину и безопасно покинуть власть, сохранив за ним прописанную в обновленной Конституции неприкосновенность от уголовного преследования и пожизненное сенаторство».