В Смоленске продолжаются работы по возведению монумента воинам-освободителям Отечества. На сегодняшний день строители закончили работы по заливке основания памятника. В начале февраля строители вырыли котлован под основание монумента, а на сегодняшний день уже пройден нулевой цикл. Основание будущего памятника практически готово. Сейчас строители готовят арматуру для дальнейшего продолжения железобетонных работ. Каждый день на объекте одновременно трудится до 10 рабочих. А как обстоят дела с изготовлением самого памятника? Нам удалось побывать на литейном производстве в Катыни, и взглянуть на ход работ.
Технология изготовления памятников достаточно сложная – требуется много места. Поэтому литейное производство состоит из нескольких цехов. Изначально скульпторы приезжают сюда с небольшой моделью, которую они хотят отлить. Эту маленькую модель необходимо увеличить до размеров памятника, то есть в несколько раз. Для этого существует специальный цех увеличения. Работа кропотливая, требующая внимания и мастерства.
Здесь мы встретились со скульптором Игорем Чумаковым, автором многих памятников на Смоленщине и за ее пределами. Он сейчас делает большие фигуры для будущего памятника на площади Победы в Смоленске. При этом сами модели по высоте всего около 30 сантиметров.
– Авторское увеличение – это немалый ручной труд. Сначала из арматуры сваривается специальная конструкция – каркас, на который набрасывается глина, – делится профессиональными секретами Чумаков. – Затем скульптор начинает переносить все детали своей модели на заготовку уже в масштабе. Используется рулетка и делается специальный масштабный циркуль. У нас в этом памятнике увеличение будет в 9 раз. Рулеткой измеряется какое-либо расстояние на модели, а циркуль сразу показывает это расстояние уже в увеличении в 9 раз. Такой способ позволяет исправить кое-какие неточности изначальной маленькой модели.
Затем, по словам Чумакова, когда увеличенная глиняная модель готова, то с нее начинают снимать гипсовые формы. Причем с разных частей, так как памятник отливают по частям. Каждая часть имеет свой порядковый номер, чтобы потом можно было правильно собрать их в единое целое.
Поэтому мы направляемся в цеха, где делают формы и заливают в них расплавленный металл – бронзу или алюминий. Сопровождает нас в этой экскурсии начальник литейного производства Виктор Мацкевич.
– На формы наносится воск – это и будет толщина бронзы, – рассказывает Виктор Викторович. – Когда воск убирается, то толщина литья составляет где-то 7-9 миллиметров. Памятники, как вы понимаете, внутри полые. После еще нескольких подготовительных операций делаются формы из специальной смеси, выдерживающей большую температуру. В них и заливается металл. Затем все детали зачищаются пескоструйным аппаратом и отправляются на сборку. Там части свариваются вместе тем же металлом, то есть бронзой. Внутри для укрепления швов они стягиваются болтами. А чтобы снаружи швы не были видны, их снова зачищают. Также для укрепления памятника внутри делается металлический каркас.
И, конечно же, мы попросили, чтобы нам показали печи, из которых, собственно, и заливают в формы раскаленный металл. И тут нас ожидало настоящее удивление. Мы, естественно, повинуясь еще школьному стереотипу, ожидали увидеть огромные печи, пышущие жаром и искрами, которые часто раньше нам показывали по телевизору. Но, как оказалась, катынские литейные печи абсолютно другие. Они совсем небольшие, и по размерам чем-то напоминают бочки для разливного кваса. Однако температура в этих «бочках» достигает 1300 градусов по Цельсию!
Еще одно наблюдение: в литейной мастерской различные скульптуры находятся везде. В сборочном цехе мы увидели уже почти готовый памятник узникам концлагеря, который был в Крыму. Здесь же, напротив друг друга стоят бронзовый Спаситель и Савва Морозов для подмосковных городов. А во дворе цеха на зимнем солнышке ожидает отправку в Санкт-Петербург памятник Петру и Февронье.
Дмитрий ТИХОНОВ
Фото Григорий КАЛАЧЬЯН