Инвентаризация, проведенная сектором экономической безопасности СОГБУ «Смоленскавтодор», выявила многочисленные финансовые нарушения на предприятии. Однако ни факт нарушений, ни попытка и.о. директора предприятия Латыпова заблокировать «утечку информации» аудиторам, пользуясь служебным положением, так и не стали поводом для возбуждения уголовного дела.
История, о которой пойдет речь, началась год назад, когда в кресле директора СОГБУ «Смоленскавтодор» находился очередной и.о. – В.А.Каменский. С момента бегства заграницу Владислава Апакова это был уже второй руководитель в статусе и.о. и один из четырех, отработавших в этой должности за минувшие два года. Напомним, сейчас организацией в статусе и.о. руководит бывший футболист команды «Смоленскавтодор» Игорь Савкин.
[see_also page_id=»265187″]Несмотря на то, что все и.о. продолжают использовать те же методы, что и беглый Апаков (при котором «Смоленскавтодор» сформировался в его сегодняшнем виде), некоторые временные руководители все-таки пытались навести порядок в организации, включающей в себя, помимо головного смоленского офиса, 28 районных ДРСУ. В их числе оказался «столичный» и.о. начальника «Смоленскавтодора» Вадим Каменский.
Исполняющие обязанности
Принцип, по которому областная власть назначает руководителей главной дорожной организации области, непонятен. После бегства Апакова «Смоленскавтодор» возглавил Аркадий Мусаилов, в прошлом возглавлявший, пожалуй, самую «мутную» организацию-заказчика многочисленных бюджетных строек в Смоленске МКУ «Строитель». Затем ему на смену пришел Вадим Каменский, который совсем скоро уступил место и.о. директора давнему другу Владислава Апакова, выходцу из Ижевска Рафизу Латыпову. Причина, по которой г-н Латыпов был вынужден ретироваться из «Смоленскавтодора», уступив место футболисту Игорю Савкину, возможно, и будет изложена ниже.
Чем заслужил г-н Каменский право руководить СОГБУ «Смоленскавтодор» — нам неизвестно. Зато известно, что год назад, 26 ноября 2018 года, он подписал приказ «О проведении инвентаризации филиалов СОГБУ «Смоленскавтодор». Видимо, опытный предприниматель, отметившийся, как пишут СМИ, на ниве работы с оффшорными организациями, очень не хотел «присесть» за грехи своих предшественников. И грехов накопилось много.
Инвентаризация Каменского
Например, в марте 2018 года в Вязьме филиал «Смоленскавтодора» был замечен за проведением ямочного ремонта с помощью снега. Ямки не подготавливали, кидали в них снежную массу и укатывали протекторами шин. Летом того же года мы рассказывали о том, как десятки миллионов рублей проходят мимо бюджета Смоленской области из-за отсутствия должного весового контроля за автомобилями и, как следствие, непоступлением в казну средств от уплаты госпошлин за перегруз. Вместо этого сотрудники автодора брали взятки с перевозчиков и даже стали фигурантами уголовного дела. Но главное – организация закупок велась по привычной схеме — десятки госконтрактов на поставку материалов для строительства дорог заключались по завышенным ценам, нанося тем самым колоссальный убыток бюджету Смоленской области.
По материалам проверки, проведенной сектором экономической безопасности «Смоленскавтодора», как и ожидалось, было выявлено множество нарушений практически во всех филиалах организации. Где-то речь шла о банальной бесхозяйственности. Например, в Новодугинском, Сычевском, Ершичском и Рославльском филиалах аудиторы обнаружили пересортицу дорожных знаков. Где-то – нарушения серьезнее. Например, в Гагаринском филиале проверяющие не досчитались семи аэродромных плит. На территории Духовщинского филиала обнаружили трактор и грейдер, не состоящие на балансе организации.
[see_also page_id=»263190″]На асфальтобетонном заводе в Старинках выявлены массовые недостачи и излишки, т.е. фактически неучтенные нерудные материалы – гравий, песок и щебень. Например, в АБЗ в Старинках аудиторы насчитали недостачи на 2,8 млн рублей, а неучтенки – на 1,3 млн. На АБЗ в Верховье недостача составила 736 тысяч, а неучтенка – 1,2 млн. Но не стоит думать, что тем самым автодоровцы обогатили бюджет области. Скорее всего, нерудные материалы были проданы лишь на бумаге, а фактически – остались на складах предприятия. В результате у руководства АБЗ открылись перспективы нелегального сбыта продукции с перечислением выручки себе в карман. Похожая ситуация сложилась и в Вязьме, где аудиторы выявили недостачу на 1,2 млн рублей. Напомним, именно работники Вяземского ДРСУ «отличились» ямочным ремонтом с применением снега.
Сопротивление Латыпова
Так получилось, что результаты инвентаризации легли на стол не Вадиму Каменскому, который инициировал проверку, а его сменщику Рафизу Латыпову. Как следует из документа, который имеется в распоряжении Smolnarod.ru, аудиторы рекомендовали г-ну Латыпову провести служебную проверку по выявленным фактам. Но вместо того, чтобы дать ход делу, Латыпов начал всячески препятствовать проверяющим, которые, понимая, что могут оказаться крайними в этой истории, нажаловались на своего начальника в ОЭБиПК УМВД России по Смоленской области.
Весной 2019 года начался конфликт между сотрудниками сектора экономической безопасности «Смоленскавтодора» и директором Латыповым. В УМВД России по городу Смоленску было направлено заявление начальника сектора экономической безопасности Александра Гехта, в котором он попросил привлечь Латыпова к уголовной ответственности за то, что тот, используя служебное положение и под угрозой увольнения, препятствовал проведению проверок, запретив предоставлять аудиторам документы без своего личного разрешения.
Речь в заявлении проверяющего шла о контракте между ярцевским ООО «Трансстрой», которое в июле 2018 года получило от СОГБУ «Смоленскавтодор» 650 тонн асфальто-бетонной смеси на сумму 1,75 млн рублей. Вплоть до начала ноября оплата за товар не поступала. Вадим Каменский поручил аудиторам провести проверку по данному факту, в результате в ООО «Трансстрой» было направлено уведомление о необходимости в течение 5 календарных дней произвести расчет.
Как только и.о. директора «Смоленскавтодора» стал Рафиз Латыпов, он немедленно и без объяснения причин запретил проводить проверку и изъял всю документацию. Вместе с недоимкой от «Трансстроя» под запрет попали и результаты той самой инвентаризации, о которой мы рассказывали выше. Служебная записка с предложением провести служебную проверку осталась без внимания. Результаты инвентаризации в правоохранительные органы не предоставлены, — заявили в ходе общения со следователем аудиторы.
Неудачливый дознаватель
Дальше произошло невообразимое. Дознаватель УМВД России по г.Смоленску капитан полиции А.И.Медведев начал проверку по поступившему заявлению и направил в СОГБУ «Смоленскавтодор» соответствующие запросы.
[see_also page_id=»186005″]А далее цитата: «Согласно полученных из СОГБУ «Смоленскавтодор» ответов на запросы установлено, что в соответствии с приказом №541 «О проведении инвентаризации филиалов СОГБУ «Смоленскавтодор» в филиалах была проведена проверка имущества, в ходе которой инвентаризационной комиссией не было установлено недостачи нефининсовых активов».
Позвольте, а о чем же идет речь в служебной записке, где черным по белому приводятся конкретные факты недостачи материалов? Что касается претензий к ООО «Трансстрой», то и здесь, по мнению дознавателя Медведева, никаких проблем нет. Дело находится на рассмотрении в арбитражном суде. Ввиду отсутствия признаков состава преступления в действиях Латыпова Р.Т. в возбуждении уголовного дела было отказано.
Каков был мотив капитана Медведева, отказавшего в возбуждении уголовного дела в отношение Латыпова? Этот вопрос, полагаем, ему должен задать начальник УМВД России по Смоленской области Василий Салютин. А вот какой умысел был у Рафиза Латыпова сокрыть результаты инвентаризации – нам очевидно. Дело в том, что до своего назначения на должность и.о. директора СОГБУ «Смоленскавтодор» г-н Латыпов был ни кем иным, как руководителем Вяземского филиала. Так что и миллионная недостача, и асфальт, который вперемешку со снегом укладывали в ямы – на его совести.
Просим считать данный материал официальным заявлением в УМВД России по Смоленской области с просьбой дать правовую оценку фактам, изложенным в публикации.