Обязательно Много Стащат?

Общество

Прежде чем начать разговор о деятельности смоленского ФОМСа, надо напомнить о некоторых давних событиях.

Ровно десять лет назад, в середине ноября 2006 года, было арестовано шестеро высокопоставленных чиновников Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Генпрокуратура обвиняла тогда директора фонда, двоих его заместителей и еще троих начальников управлений фонда в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток.

То, что у нашей системы обязательного медицинского страхования большие проблемы с законом, было понятно еще 20 лет назад. Именно тогда, в середине 90-х, по всей стране прокатилась волна скандалов, связанных с деятельностью региональных отделений ФОМСа.

Коррупция, протекционизм, воровство, нецелевое использование средств и другие серьезные нарушения финансово-хозяйственной деятельности стали сопровождать деятельность российской системы обязательного медицинского страхования практически с момента ее создания.

[see_also page_id=»54971″]К сожалению, эти скандалы коснулись и Смоленской области, где территориальный ФОМС был организован в 1993 году. А всего через два года, в 1995-м, проверкой, проведенной Управлением Федерального казначейства совместно с областной прокуратурой, было выявлено много нарушений в деятельности этого отделения ФОМСа. Еще через два года, в 1997-м, но уже проверкой КРУ МФРФ, там снова были обнаружены нарушения законодательства.

Оказалось, что в области не было схемы взаимоотношений между ФОМСом и бюджетом здравоохранения области, что позволяло СОФОМСу бесконтрольно расходовать огромные средства налогоплательщиков (в том числе и на свое безбедное содержание). Деятельность фонда сводилась к взиманию с граждан денег (тогда 3,6%) за несуществующие услуги, а затем перераспределению этих средств между «своими» лечебными учреждениями, областным комитетом здравоохранения и дирекцией фонда вместо того, чтобы использовать их по прямому назначению – на создание и финансирование в области системы обязательного медицинского страхования.

Смоленский ФОМС 20 лет назад фактически действовал в интересах очень небольшой группы лиц (председателя правления фонда, исполнительного директора и председателя областного комитета по здравоохранению), которые, пользуясь полной бесконтрольностью, откровенно наживались на здоровье сограждан. Стоит ли удивляться тому, что обязательное медицинское страхование (ОМС) в народе давно уже расшифровывают по-другому – Обязательно Много Стащат.

Зачем обо всем этом говорить спустя столько лет? Ведь смоленским ФОМСом уже давно руководят другие люди. Однако, как показывают события, в этой системе почти ничего не изменилось с тех пор. В последнее время ряд главных врачей смоленских лечебных учреждений выступили с серьезными претензиями к областным медицинским страховщикам.

001Среди тех врачей, которые жестко критикуют деятельность смоленского ФОМСа, и бывший главный врач Смоленского областного онкологического клинического диспансера Сергей ГУЛО:

– Вообще то, что в смоленском территориальном ФОМСе не все в порядке, я понял, будучи главным врачом смоленского онкодиспансера. Внимательно изучая переписку с этим фондом, я пришел к выводу, что смоленский ФОМС просто откровенно искажает статистические данные об объемах медицинской помощи, которые потом показывает в областном департаменте по здравоохранению, а также отсылает в Москву своему руководству и в профильное министерство. А ведь за этими искаженными данными стоят большие деньги.

Федеральным ФОМСом в феврале 2016 года проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании с использованием средств обязательного медицинского страхования Смоленской области в 2015 году. Проверка выявила нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, в частности, отсутствие системного подхода к формированию тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Информация о результатах проверки была направлена в адрес губернатора Смоленской области.

А недавно я получил письмо из областного ФОМСа за подписью его директора Белькова. В письме говорится следующее: «По данным акта-сверки объемов медицинской помощи за десять месяцев 2016 года, ОГБУЗ «Смоленский областной онкологический клинический диспансер» выполнило объемы по обращениям при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи 65,5%; медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, 74,5% (норматив – 83,3%). Просим предоставить пояснения по факту недовыполнения объемов за десять месяцев 2016 года».

002Я не знаю, откуда областной ФОМС берет эти цифры, но они не соответствуют действительности. Более того, могу ответственно заявить, что смоленский ФОМС вообще не принимает к отчету реальные цифры по оказанию помощи.

Доказать же их лукавство очень просто, так как в онкодиспансере ведется статистика. И цифры, согласно нашим документам, совсем-совсем другие. За 11 месяцев 2016 года по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи онкодиспансер выполнил 72,77% (по обращениям), то есть больше, чем было положено по плану. Кстати, за тех больных, которые были осмотрены специалистами диспансера сверх плана, ФОМС и вовсе не платит.

То же самое и с цифрами по дневному стационару. ФОМС указывает, что у диспансера выполнение 74,5%, а в реальности – 85,6%, что уже выше норматива (83,3%). Причем 133 случая сверх плана, а ведь это живые люди, которые нуждались в помощи. Врачи не могут им отказать. И на лекарства для них были потрачены диспансером деньги, которые ФОМС компенсировать не собирается.

[see_also page_id=»108328″]Имеются и другие примеры. Своему же начальству в федеральном ФОМСе смоленский ФОМС постоянно дает неверную статистическую информацию о якобы недовыполнении онкологическим диспансером государственного задания на 20-50% по видам помощи, а федеральный ФОМС транслирует данные в Администрацию президента (по их запросу).

Почему смоленский ФОМС занимается подлогом? Ведь это полное вранье. Онкодиспансер исполняет государственное задание на 100%, а по некоторым видам оказания помощи перевыполняет объем от 46 до 101,4%. Это хорошо видно по статистике самого диспансера. Причем то, что делается сверх 100%, диспансеру не оплачивают, а не принять пациента в поликлинике врачи не имеют права.

На мой взгляд, необходима проверка Счетной палаты РФ в отношении смоленского ФОМСа и областного департамента по здравоохранению на предмет финансовой деятельности, исполнения федерального законодательства в части финансирования онкологического диспансера в 2013-2016 годах.

И, конечно, мне очень обидно за смоленский онкодиспансер. Департамент Смоленской области по здравоохранению и территориальное отделение ФОМС задолжали Смоленскому онкологическому клиническому диспансеру в общей сложности около 120 млн рублей! Врачей диспансера эта ситуация не может не волновать. И теперь, чтобы скрыть эту задолженность, онкодиспансер разваливают. Отделение химиотерапии переводят в состав ведомственной больницы ОАО «РЖД», где коммунальные условия лучше, но закупки химиопрепаратов проводятся без аукционов. К сожалению, все делается очень грубо и непрофессионально, с единственной целью – сокрыть долги.

Я неоднократно связывался с руководством федерального ФОМСа, но мне кажется, что они делают вид, что сами не понимают и не знают, что с этим делать. Предполагаю, что долг, созданный ФОМСом, повиснет на Смоленской области, если нет никаких других фондов или запасных «парашютов» в ФФОМСе. А если это так, то компенсировать его можно будет только за счет пациентов, проводя экономию на стандартах и протоколах диагностики и лечения.

За пролеченных радиологических пациентов диспансер не получал и не получает денежного возмещения со стороны ФОМСа с ведома департамента по здравоохранению, химиотерапевтическое отделение юридически приобретает иной адрес и статус. Из абсолютно обязательного триединства онкологической науки и практики в лоне смоленской онкологии остается только хирургия. Кто следующий?

Подготовил Дмитрий ТИХОНОВ

SmolNarod.ru