Прежде чем начать разговор о деятельности смоленского ФОМСа, надо напомнить о некоторых давних событиях.
Ровно десять лет назад, в середине ноября 2006 года, было арестовано шестеро высокопоставленных чиновников Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Генпрокуратура обвиняла тогда директора фонда, двоих его заместителей и еще троих начальников управлений фонда в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток.
То, что у нашей системы обязательного медицинского страхования большие проблемы с законом, было понятно еще 20 лет назад. Именно тогда, в середине 90-х, по всей стране прокатилась волна скандалов, связанных с деятельностью региональных отделений ФОМСа.
Коррупция, протекционизм, воровство, нецелевое использование средств и другие серьезные нарушения финансово-хозяйственной деятельности стали сопровождать деятельность российской системы обязательного медицинского страхования практически с момента ее создания.
[see_also page_id=»54971″]К сожалению, эти скандалы коснулись и Смоленской области, где территориальный ФОМС был организован в 1993 году. А всего через два года, в 1995-м, проверкой, проведенной Управлением Федерального казначейства совместно с областной прокуратурой, было выявлено много нарушений в деятельности этого отделения ФОМСа. Еще через два года, в 1997-м, но уже проверкой КРУ МФРФ, там снова были обнаружены нарушения законодательства.
Оказалось, что в области не было схемы взаимоотношений между ФОМСом и бюджетом здравоохранения области, что позволяло СОФОМСу бесконтрольно расходовать огромные средства налогоплательщиков (в том числе и на свое безбедное содержание). Деятельность фонда сводилась к взиманию с граждан денег (тогда 3,6%) за несуществующие услуги, а затем перераспределению этих средств между «своими» лечебными учреждениями, областным комитетом здравоохранения и дирекцией фонда вместо того, чтобы использовать их по прямому назначению – на создание и финансирование в области системы обязательного медицинского страхования.
Смоленский ФОМС 20 лет назад фактически действовал в интересах очень небольшой группы лиц (председателя правления фонда, исполнительного директора и председателя областного комитета по здравоохранению), которые, пользуясь полной бесконтрольностью, откровенно наживались на здоровье сограждан. Стоит ли удивляться тому, что обязательное медицинское страхование (ОМС) в народе давно уже расшифровывают по-другому – Обязательно Много Стащат.
Зачем обо всем этом говорить спустя столько лет? Ведь смоленским ФОМСом уже давно руководят другие люди. Однако, как показывают события, в этой системе почти ничего не изменилось с тех пор. В последнее время ряд главных врачей смоленских лечебных учреждений выступили с серьезными претензиями к областным медицинским страховщикам.
Среди тех врачей, которые жестко критикуют деятельность смоленского ФОМСа, и бывший главный врач Смоленского областного онкологического клинического диспансера Сергей ГУЛО:
– Вообще то, что в смоленском территориальном ФОМСе не все в порядке, я понял, будучи главным врачом смоленского онкодиспансера. Внимательно изучая переписку с этим фондом, я пришел к выводу, что смоленский ФОМС просто откровенно искажает статистические данные об объемах медицинской помощи, которые потом показывает в областном департаменте по здравоохранению, а также отсылает в Москву своему руководству и в профильное министерство. А ведь за этими искаженными данными стоят большие деньги.
Федеральным ФОМСом в феврале 2016 года проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании с использованием средств обязательного медицинского страхования Смоленской области в 2015 году. Проверка выявила нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, в частности, отсутствие системного подхода к формированию тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Информация о результатах проверки была направлена в адрес губернатора Смоленской области.
А недавно я получил письмо из областного ФОМСа за подписью его директора Белькова. В письме говорится следующее: «По данным акта-сверки объемов медицинской помощи за десять месяцев 2016 года, ОГБУЗ «Смоленский областной онкологический клинический диспансер» выполнило объемы по обращениям при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи 65,5%; медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, 74,5% (норматив – 83,3%). Просим предоставить пояснения по факту недовыполнения объемов за десять месяцев 2016 года».
Я не знаю, откуда областной ФОМС берет эти цифры, но они не соответствуют действительности. Более того, могу ответственно заявить, что смоленский ФОМС вообще не принимает к отчету реальные цифры по оказанию помощи.
Доказать же их лукавство очень просто, так как в онкодиспансере ведется статистика. И цифры, согласно нашим документам, совсем-совсем другие. За 11 месяцев 2016 года по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи онкодиспансер выполнил 72,77% (по обращениям), то есть больше, чем было положено по плану. Кстати, за тех больных, которые были осмотрены специалистами диспансера сверх плана, ФОМС и вовсе не платит.
То же самое и с цифрами по дневному стационару. ФОМС указывает, что у диспансера выполнение 74,5%, а в реальности – 85,6%, что уже выше норматива (83,3%). Причем 133 случая сверх плана, а ведь это живые люди, которые нуждались в помощи. Врачи не могут им отказать. И на лекарства для них были потрачены диспансером деньги, которые ФОМС компенсировать не собирается.
[see_also page_id=»108328″]Имеются и другие примеры. Своему же начальству в федеральном ФОМСе смоленский ФОМС постоянно дает неверную статистическую информацию о якобы недовыполнении онкологическим диспансером государственного задания на 20-50% по видам помощи, а федеральный ФОМС транслирует данные в Администрацию президента (по их запросу).
Почему смоленский ФОМС занимается подлогом? Ведь это полное вранье. Онкодиспансер исполняет государственное задание на 100%, а по некоторым видам оказания помощи перевыполняет объем от 46 до 101,4%. Это хорошо видно по статистике самого диспансера. Причем то, что делается сверх 100%, диспансеру не оплачивают, а не принять пациента в поликлинике врачи не имеют права.
На мой взгляд, необходима проверка Счетной палаты РФ в отношении смоленского ФОМСа и областного департамента по здравоохранению на предмет финансовой деятельности, исполнения федерального законодательства в части финансирования онкологического диспансера в 2013-2016 годах.
И, конечно, мне очень обидно за смоленский онкодиспансер. Департамент Смоленской области по здравоохранению и территориальное отделение ФОМС задолжали Смоленскому онкологическому клиническому диспансеру в общей сложности около 120 млн рублей! Врачей диспансера эта ситуация не может не волновать. И теперь, чтобы скрыть эту задолженность, онкодиспансер разваливают. Отделение химиотерапии переводят в состав ведомственной больницы ОАО «РЖД», где коммунальные условия лучше, но закупки химиопрепаратов проводятся без аукционов. К сожалению, все делается очень грубо и непрофессионально, с единственной целью – сокрыть долги.
Я неоднократно связывался с руководством федерального ФОМСа, но мне кажется, что они делают вид, что сами не понимают и не знают, что с этим делать. Предполагаю, что долг, созданный ФОМСом, повиснет на Смоленской области, если нет никаких других фондов или запасных «парашютов» в ФФОМСе. А если это так, то компенсировать его можно будет только за счет пациентов, проводя экономию на стандартах и протоколах диагностики и лечения.
За пролеченных радиологических пациентов диспансер не получал и не получает денежного возмещения со стороны ФОМСа с ведома департамента по здравоохранению, химиотерапевтическое отделение юридически приобретает иной адрес и статус. Из абсолютно обязательного триединства онкологической науки и практики в лоне смоленской онкологии остается только хирургия. Кто следующий?
Подготовил Дмитрий ТИХОНОВ