Николай Коншин – о кино

Интервью
26 сентября – день памяти замечательного актёра и хорошего человека. Николай Сергеевич Коншин скоропостижно скончался ровно год назад.

Наш блистательный актёр, заслуженный артист России Николай КОНШИН 35 лет своей жизни посвятил смоленскому театру, был известен далеко за пределами Смоленщины. Николаю Сергеевичу, в отличие от многих других «нестоличных» актёров, удалось поработать в кинематографе – как прежнем, советском, так и нынешнем, XXI века: «Генералы против генералов», «Норильская Голгофа»… Нам этот опыт показался любопытным, и мы решили рассмотреть его отдельно. Предлагаем вашему вниманию фрагменты интервью, данных мастером в 2012 и 2014 годах.

Пёстрая фильмография

– Мальчишкой я снимался у Андрея Тарковского в «Андрее Рублёве». Жили мы тогда во Владимире, и мы всем двором – мне было десять лет (смеётся) – пошли сниматься в массовых сценах. Когда горит Успенский собор – мы там бегали, потом ещё в Суздаль ездили на съёмки…

Был такой сериал – «Государственная граница», я там играю немецкого генерала; это самый первый фильм, называется «Мы наш, мы новый…» Снимали в Даугавпилсе. Почему я там оказался – я тогда работал в Псковском драматическом театре, мы в Прибалтике были на гастролях, и приехала съёмочная группа, с Вией Артмане. И мы к этой группе подошли вдвоём с замечательным актёром Валей Порошиным, который потом играл в «Белых одеждах» Рядно, играл Горького в сериале «Под знаком скорпиона», сейчас он уже покойный… Мы подошли, и нас взяли, причём его как какого-то солдата, красного, а меня – немецким генералом! Я там у моста стою, даю какую-то команду… когда потом смотрели этот фильм, только я себя и узнал – так не похож (смеётся).

Потом был фильм «Люди на болоте» Виктор Тимофеевича Турова, у нас очень многие из театра снимались, но тоже – в групповых сценах, хотя были роли и со словами – у Виктора Ивановича Макарова, у Сергея Арсеньевича Чередникова… Здесь же всё снималось, в Смоленске… Прекрасный сериал!

А потом был трёхсерийный фильм Сергея Николаевича Колосова и Людмилы Ивановны Касаткиной «Потерянные в раю», но он как-то прошёл незаметно. В Талашкино его снимали… Снимался я и в фильме Обрыв», четырёхсерийном, съёмки велись в Новоспасском, я там играл небольшую роль доктора, но «Обрыв» тоже незаметно прошёл.

001

Наконец, мои работы в жанре документально-игрового кино. Фильм «Генералы против генералов». Мой герой – Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич, старший брат секретаря Ленина Бонч-Бруевича, Владимира Дмитриевича, самый первый начальник штаба Красной армии.

Потом был фильм, опять же, четырёхсерийный, «Москва – Берлин. Завтра война». А сейчас выйдет документальная картина «Один из пяти миллионов», надеюсь, её покажут на 9 Мая. Там мы с моей женой, Людмилой Степановной Лисюковой (мы постоянно работаем вместе), снова за кадром – озвучиваем, правда, немцев.

Как попасть на экран

– Режиссёр Юрий Михайлович Кузавков к 100-летию Твардовского снимал фильм «Три жизни поэта». Он приезжал в Смоленск, мы случайно познакомились, и я пригласил его, будучи в Москве, на свой моноспектакль «Портрет» по Гоголю в музее писателя. Он пришёл на спектакль, очевидно, я ему понравился, и он пригласил меня на роль Бонч-Бруевича. Иначе он, конечно, никогда бы на меня не вышел.

Что такое кино? В Москве тысячи, десятки тысяч актёров – из провинции, из самой Москвы – которые ходят, бедные, по актёрским агентствам (в Москве 40, если не больше, актёрских агентств, которые занимаются подбором актёров для фильмов, сериалов и так далее). И это хождение довольно унизительная процедура. Я как-то трижды побывал в этой шкуре – это страшно! Идёт фотосессия, видеосессия, и на актёров страшно смотреть, даже на известных, у которых на лице написано: «Ну, снимите меня, ну, пожалуйста!..» (смеётся) Это унизительно! А тем более сейчас в кино ситуация такая, что актёров набирает не режиссёр – за исключением таких, как Говорухин, Михалков – а набирает продюсер. И продюсером может стать каждый! Каждый, кто может достать деньги – взять кредит, ещё каким-то способом – и будет уверен, что эти деньги окупятся. Они окупаются посредством рекламы, которая вставляется в фильмы. А рекламу выгодно вставлять в боевики, «ментовские войны» и тому подобное.

003

Я к чему всё это говорю. Почему мы видим сегодня на экране практически одних и тех же актёров? Ну, сотню, даже, думаю, меньше – пятьдесят. Да потому что они набили руку на технике съёмки! То есть, если меня берут, меня, не привыкшего к обстановке, будут снимать два дня, а время – деньги! А другого актёра, который снимается из фильма в фильм – он уже профессионально знает, когда повернуться, куда вступить… Там ведь очень всё сложно!

Я когда снимался в роли Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича, мне на полу наклеивали полосы – куда мне нельзя заходить, где я должен чётко встать, чтобы попасть в камеру. Есть хорошие актёры, очень хорошие, я не спорю, и набирают их в основном продюсеры – по родственным связям, по симпатиям, по знакомым… То есть, там такой междусобойчик. Продюсер берёт и режиссёра. Тот говорит: вот этих я снимать не буду – они плохие артисты!.. Ах, не будешь? До свидания! Следующий!.. Режиссёры тоже в очереди стоят. (Улыбается.) Раньше было по-другому. Вы, наверное, знаете, что ассистенты Ларисы Шепитько искали ей актёра на главную роль в фильм «Сотников» около года. Сейчас представить себе такое невозможно! Искали по всей стране, по всем каналам и нашли такого неприметного, казалось бы, Бориса Плотникова в Свердловском ТЮЗе…

Секрет успеха

– Чтобы играть в кино – много и хорошо – нужно жить только в Москве! У меня было много всяческих предложений, но мне говорили: «Если мы завтра позвоним, то через час вы должны быть у нас. Как вы доедете из Смоленска? Поэтому бросайте театр, бросайте Смоленск, снимайте в Москве квартиру, живите и ждите звонка в любую минуту». Так многие мои однокашники и делают.

005

Почему я так не поступил? Ну, что же, я полный идиот, что ли?! Ради какой-то дури всё бросить… Деньги там, правда, совершенно другие, но ехать туда и ждать у моря погоды… Я себя уважаю, я уважаю свою профессию. Понимаете, кино, которое я сейчас вижу, все эти сериалы и так далее – это типажи. Это может каждый: вы, вы, любой!.. Главное – снять, вас озвучат, фильм смонтируют, но пройдёт год, другой, пять – и вы никто! Главное для актёра это, конечно, театр! В театре актёр, настоящий актёр, получает психофизический тренинг. В ролях!

На съёмочной площадке

– Бывают ли сюрпризы, неожиданности во время съёмок? Хм, то, чего я прежде не знал, вскрывается на этапе чтения сценария. Когда идёт съёмка, сюрприз только один: она начинается в 10 утра и заканчивается в 11 часов вечера. Вот мы снимаем «Генералы против генералов». В связи с тем, что фильм на историческую тему, в кадр постоянно подпускают дым, герои находятся в такой дымке. И вот вроде всё хорошо сняли, всё замечательно сделали, отсматривают материал: ах ты, мало дыма!.. Переснимают дубль. Теперь – много дыма! Опять переснимают. Потом, у меня пенсне мосфильмовское – оно всё время падает. Его приклеили, и я его уже больше не отклеивал. И весь день, все съёмки в пенсне – это было мучительно.

Это со стороны кажется, будто всё просто, но там столько всяких тонкостей, которые мы, простые зрители, не наблюдаем… Вот ещё пример. Второй дубль – на столе не так лежит ручка. Переснимаем… Потом представьте: снимали меня одного, иногда в кадре появлялся адъютант. Обслуживали съёмки человек 20: осветители, гримёры, пиротехники, реквизиторы, какие-то непонятные люди… Всё это очень утомительно! Когда сам попробуешь сниматься, понимаешь, что все киноактёры – это большие труженики. Хоть звёзды и получают бешеные деньги, но это страшно! Это ужасно утомительно, и нужно иметь колоссальное терпение…

004

Работа над фильмом заняла два дня. Самым сложным оказалось озвучание. Текст записывали восемь часов кряду с пятиминутным перерывом – представляете? Нам повезло, мы уложились в восемь часов, в одну смену.

Противоположный пример. Я вспоминаю, как играл доктора, небольшую роль, в фильме «Обрыв». Меня привезли в Новоспасское в 10 утра, – было жарко, лето, – одели, опять же, приклеили пенсне (смеётся)… В 12 дня я был готов. Несколько фраз, – там умирала главная героиня, её играла хорошая актриса из Малого театра, Полякова (она, кстати, тоже в «Восхождении» снималась)… Ну, вот я готов. Читать я не могу, плохо вижу, мне говорят: «Ничего-ничего, сейчас ваша сцена будет сниматься!..» Жду час – хожу из угла в угол, жду два, три… Начали снимать без пяти двенадцать ночи!.. Я проболтался там 12 часов – ничего не делая и уже проклиная всё на свете! Господи, я бы сам заплатил, только бы меня отпустили!.. Жара, а я в сюртуке… И я понял, какая страшная специфика съёмок. Это так утомительно!.. А актёры, которые много снимаются, к этому то ли привыкли, то ли смирились… И все артисты – и заслуженные, и народные – сидят, одетые, готовые, ждут… Иногда анекдоты какие-нибудь рассказывают.

Вместо эпилога

В творческой биографии Николая Сергеевича Коншина семь документальных фильмов: «Генералы против генералов», «Москва – Берлин. Завтра война», «Один из пяти миллионов», «Время прощения», «Норильская Голгофа», «Вайда краски», «С немцами против Гитлера». Эти фильмы нечасто, но показывают по телевидению, некоторые из них доступны в Интернете. Найдите возможность и обязательно посмотрите это кино!

Сергей МУХАНОВ

SmolNarod.ru