Инициатива смоленских областных чиновников об очередной реорганизации местной театральной жизни была неоднозначно воспринята культурной общественностью Смоленска и даже Москвы.
Дело в том, что власти региона обсуждают возможность создания в областном центре филиала Мариинского театра, который может разместиться на базе Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова. Планируется, что данная инициатива позволит возродить традиции балета и оперы на Смоленщине.
Однако далеко не всем профессиональным работникам театрального искусства такая инициатива смоленских чиновников понравилась. Недавно своё критическое мнение об этом на страницах федерального журнала «Театрал» высказал известный российский театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС Павел Руднев.
Он считает, что полноценный театр оперы и балета может существовать только в городе-миллионнике, где есть возможность приглашать на каждый спектакль 5-8 солистов, которые прилетают самолетом из разных концов мира. Но в Смоленске-то нет аэропорта, а, значит, не будет и солистов. К тому же, по мнению Руднева, в результате такого слияния Смоленск просто потеряет собственный драматический театр.
Затем критическая точка зрения была высказана на федеральном портале ClassicalMusicNews.Ru, где появилась статья «Оптимизация театров: Гергиев захватил Смоленск». Автор статьи также даёт неутешительный прогноз такого слияния, точнее поглощения: «Смоленские драматические актёры в оперных спектаклях Мариинки смогут участвовать лишь в качестве миманса. Это в лучшем случае, в худшем им всем предстоит искать работу, причём, скорее всего, в другом городе».
И вот теперь эту скандально-конфликтную ситуацию прокомментировал известный писатель, драматург, член Союза писателей России, член Гильдии драматургов России и Америки, лауреат литературной премии им. А. П. Чехова, член жюри Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» Леон Агулянский:
– Впервые услышав новость о слиянии российских театров, я решил, что это очередная интернетная байка – разбудить дискуссию. Но нет. Теперь такая перспектива нависла над Смоленским драматическим театром, изменившим мою жизнь, мою судьбу, мое творчество.
Каждый раз я приезжал на проводимый театром Международный фестиваль «Смоленский ковчег» с тяжелым чувством: театр нужен только тем, кто в нем работает. Но полные залы, публика, аплодирующая стоя, восторженный блеск в глазах каждый раз убеждали меня: театр нужен зрителю, он важнее «хлеба и зрелищ», он будет жить! Грибоедовский живет! Каждая премьера – событие культурной жизни страны. На сценах театра – классика, пьесы современных авторов и смелые театральные эксперименты. География гастролей вызывает уважение.
«На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра», – читаю на страницах всемирной сети. Странно. Имена двух театров в одной фразе – как выстрел в висок.
Представим, как может развиваться действие этой пьесы в жанре трагедии. Итак, знаменитого Грибоедовского театра больше нет. Есть филиал Мариинки. Смена руководства, косметический ремонт, худрук и труппа – домой. Еще одна гастрольная площадка для лиц, от которых спасенья нет на радио и ТВ, готова к эксплуатации. Кто-то скажет: «Ничего. Театр остался. Здание – вон оно, фасадом смотрит на площадь Ленина».
Но Театр – не здание! Театр – это труппа, руководство, художественный руководитель, спектакли сыгранные и еще не родившиеся, таланты раскрытые и выращенные, эмоции, унесенные зрителем домой. И самое главное, это – история, в которой мы – песчинки, принесенные ветром. И принадлежит она не только нам, но нашим детям и внукам.
Не будем забывать, Смоленск – университетский город, где молодежь учится не только профессии, но и оставаться людьми всегда и везде. Отберите у них театр, отберите историю, отберите духовность, ищи их потом в Польше и Германии, в Штатах.
Грибоедовский театр не смогли уничтожить революция и война. Так что? Теперь он исчезнет росчерком пера?! Господа хорошие, откройте Сайт театра и прочтите его историю. Не вы создали этот ТЕАТР, не вам его убивать. Еще не поздно. Сходите в Храм. Он тоже пережил Наполеона, войну и революцию. Сходите и не совершайте ошибку, которую нельзя будет исправить.
Комментарий подготовила Анастасия ПЕТРАКОВА