Смоленский городской Совет, превратившийся в абсолютно бесполезный, технический орган по утверждению документов, спущенных из горадминистрации, недавно принял два, казалось бы, абсолютно технических решения. Названия этих документов начинались со слов «О внесении изменений в Положение о…», что закономерно отвлекло от них внимание общественности. Однако при более внимательном рассмотрении оказалось, что здесь пахнет не то безграмотностью чиновников, не то коррупцией, не то желанием избежать ответственности за принятые судом решения. Как еще можно объяснить эту бессмыслицу?
Вопрос – «Об утверждении Положения об управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска» — был принят в минувшую пятницу на сессии Смоленского городского Совета. Как следует из текста документа, данное управление более не будет заниматься выдачей разрешений на строительство и капитальную реконструкцию. Голосованием по следующему вопросу – «О внесении изменений в Положение об Администрации Промышленного района города Смоленска» — депутаты возложили эту обязанность на администрацию Промышленного района города. Примечательно, что, как следует из обновленного Положения об управлении архитектуры и градостроительства, функция по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства за управлением остается. А вот по выдаче разрешения на строительство – нет. Странно…
[see_also page_id=»62013″]Возникает вопрос: действительно ли это решение техническое и не является ли оно попыткой создать для чиновников смоленской мэрии коррупционную лазейку? Депутат Смоленского горсовета Сергей Лебедев поинтересовался у и. о. начальника управления архитектуры и градостроительства Аллы Кучеровой, почему именно администрация Промышленного района? И почему бы, в таком случае, не дать такие же полномочия остальным районным администрациям города в пределах своих территорий? В ответ было сказано, что это лишь «пилотный проект», и если все сложится удачно, то в дальнейшем так и будет сделано. Депутат Лебедев словам чиновницы не поверил.
Для чего Николаю Алашееву понадобилось подсовывать депутатам такие решения? Все будет зависеть от того, чья подпись будет стоять под разрешением на строительство. Предположим, что Александра Самуйлова, главы администрации Промышленного района (а иначе зачем вообще нужно было городить огород?). Поскольку в последнее время подобные разрешения даются со скрипом, результатом чего становятся проигранные мэрией суды с застройщиками, в этом случае повестки из службы судебных приставов, понуждающие выдать заветный документ, будут приходить не главе города Смоленска Николаю Алашееву, а главе Промышленного района Смоленска Александру Самуйлову. В любой момент «провинившегося» чиновника могут наказать увольнением, перевести на другую должность, заменить как картридж в принтере. А дальше – новое должностное лицо, и новые повестки из УФССП. Глава города вывел себя из под удара.
Напомним один из наиболее резонансных эпизодов – строительство десятиэтажного жилого дома в Красном Бору, разрешение на строительство которого обязал выдать Верховный (!) суд РФ. Насколько нам известно, это решение до сих пор не выдано. Не менее резонансная история – отказ выдать разрешение на строительство общественно-делового здания в сквере напротив «Гамаюна». Из этого отказа чиновники смоленской мэрии дважды сделали информационный повод в стиле «Николаю Алашееву грозят уголовным делом за невыдачу разрешения на строительство». Тогда же мы развенчали миф о бессилии «невинной администрации города» перед натиском «всесильных застройщиков» и показали, что причина всему – некомпетентность, а, быть может, даже вороватость отдельных чиновников.
[see_also page_id=»66516″]Кстати, о вороватости. В этом (не) техническом решении горсовета есть еще один любопытный момент. Здесь, по понятной причине, мы можем оперировать лишь гипотезами. Например, предположить, что абстрактный глава города Иван Иванов требует мзду за разрешение на строительство. В случае если этот факт вскроется правоохранительными органами, то при прежнем Положении ему бы грозила 290 статья УК РФ «Получение взятки» с максимальным наказанием до 12 лет лишения свободы. Теперь же, когда выдача разрешения на строительство вышла за пределы компетенции Ивана Иванова, ему «светит» более мягкая, 159 статья УК РФ – «Мошенничество». Максимальный срок наказания – до шести лет лишения свободы. То есть получается, что фактически в коррупционный сговор с застройщиками вступает абстрактный глава города Иван Иванов, но с юридической точки зрения решение принимает территориальный орган исполнительной власти. А раз так, Иван Иванов по определению не может получить взятку, он может лишь мошенническим путем ввести застройщика в заблуждение относительно своих полномочий. Повторим, это лишь гипотеза. Ведь согласно п. 24 ст. 38 Устава города Смоленска «Глава города … принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения». На очереди изменения Устава?
И, наконец, о юридической стороне вопроса. Как показала экспертиза данных решений Смоленского горсовета, разработчики документов сами не ведают, что творят. Точка зрения юриста Юрия Галаева:
«Считаю, что внесенные Смоленским городским Советом изменения в Положение об администрации Промышленного района города Смоленска по возложению полномочий на администрацию Промышленного района по выдаче разрешений на строительство, разрешений на реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории города Смоленска, противоречат этому же Положению. Согласно документу, территориальный орган — администрация Промышленного района, являясь структурным подразделением администрации города Смоленска, обеспечивает на территории Промышленного района исполнительно-распорядительные функции администрации города. Вмененные новые функции должны будут исполняться администрацией Промышленного района на территориях Заднепровского и Ленинского районов, что является нарушением. Правильно было бы возлагать эти властные функции на администрации районов города соответственно их территорий».
От редакции добавим: оценку этому решению Смоленского горсовета должна дать прокуратура Смоленской области, как надзорный орган за исполнением законодательства.
Максим ЗАХАРОВ