В Смоленской области, как известно, очень любят создавать т.н. «региональных операторов». Суть их проста и, со слов областного начальства, благовидна: вместо того, чтобы бюджетные средства раздавать по частным фирмам, которые, якобы, закупают товары по завышенным ценам, нужно работать по принципу одного окна, аккумулируя деньги в руках одной, полностью подконтрольной организации. Это, якобы, обеспечит прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств. О том, чем такая экономия обернулась в реальности — мы проанализировали на примере одного госконтракта.
Всемогущие операторы
Однако, начнем с истории. Становления таких государственных «мега-компаний» в Смоленской области началось в 2012 году в дорожной отрасли. Тогда, по решению областных властей, произошло объединение 28 районных ДРСУ «под крыло» СОГБУ «Смоленскавтодор». Этот процесс даже обозвали «реформой дорожной отрасли» на Смоленщине, а директор Смоленскавтодора Владислав Апаков стал одним из самых медийных лиц региона. Сегодня, как всем известно, этот господин бежал из России и находится в международном розыске.
[see_also page_id=»230048″]Однако идея создания «региональных операторов» оказалась столь манящей, что опыт с Апаковым никого ничему не научил. В 2018 году в Смоленской области новыми полномочиями был наделен ОГАУЗ «СОМЦ» — Смоленский областной медицинский центр. Он стал «региональным оператором» по распределению лекарств для льготных категорий граждан. А недавно смолянам рассказали, что благодаря этому удалось урезонить частные организации, которые, якобы, «делают людей своими заложниками». СМИ сообщили, что «появление регионального оператора позволило сберечь более 28 миллионов рублей из бюджетных средств».
На чем основаны заявления о такой бережливости — сказать трудно. Скорее всего, на том, что расследованием хозяйствования деятельности СОМЦа еще толком никто не занимался. Наверняка, это только предстоит сделать. Особенно после назревающего скандала с еще одним «региональным оператором», который незаметно для глаз обывателя стал любимчиком областного департамента здравоохранения. Накануне скандал утек из высоких кабинетов и стал достоянием общественности. Например, областного отделения ОНФ, на заседании которого произошло бурное обсуждение этой истории. Речь идет о компании ОАО «Медтехника-Смоленск», владельцем которой является областной департамент имущественных и земельных отношений.
«Мутный» контракт
Внимание «фронтовиков» привлек контракт № 0163200000318005179 на поставку медицинских изделий для оказания паллиативной помощи. Планировалось закупить дыхательное оборудование, аппараты для реанимации, аспираторы для внутривенного введения препаратов и прочие инструменты, призванные облегчить страдания людей.
Не так давно мы делали репортаж о том, как оказывается эта помощь и о трагических судьбах столкнувшихся с неизлечимыми болезнями. Неужели кто-то решил «погреть руки» на помощи смертельно больным людям? Будем разбираться.
И так, департамент Смоленской области по здравоохранению объявляет аукцион в электронной форме и определяет даты начала и окончания подачи заявок участниками: 27.08 и 12.09.2018 года соответственно. По результатам аукциона составляется протокол рассмотрения единственной заявки от 17.09.2018 г. и принимается решение о заключении Контракта с ОАО «МЕДТЕХНИКА-СМОЛЕНСК», как единственным участником на условиях, предусмотренных извещением и документацией об аукционе. Иными словами, условия в конкурсной документации были изложены так, что никто, кроме Медтехники, не смог участвовать в тендере.
[see_also page_id=»219069″]По окончанию аукциона заказчик, департамент Смоленской области по здравоохранению, заключает госконтракт от 28 сентября 2018 года. Контрактом определяется срок поставки товара – не позднее 14 декабря 2018 года. Цена контракта составляет 18 427 627 рублей, которая включает в себя расходы по доставке товара получателям.
Затем ОАО «МЕДТЕХНИКА-СМОЛЕНСК» закупает медицинские изделия у оптовых поставщиков (ООО «Дельрус-Центр», ООО «Нурмес», ООО «САМЕД») на общую сумму 13 856 500 рублей. Разница в ценах контракта и договоров поставки, как было заявлено на заседании ОНФ, составляет 4 300 000 рублей, т.е. превышение контрактных и реальных цен по данной закупке достигает 30%, а по отдельным позициям 48% и 71%.
Никакие расходы на доставку данных изделий в медицинские учреждения Смоленской области не могут оправдать такое завышение цен. Изучаем закупку и приходим к выводу о том, что в ней присутствует весь букет признаков коррупции. Здесь и необоснованное и значительное завышение контрактных цен, и закупка у единственного поставщика с «подгонкой» под него конкурсной документации, и комфортные условия для Медтехники (исполнять контракт можно было 2,5 месяца). Наконец, контракт был заключен с поставщиком, который является не производителем продукции, а ее перекупщиком.
Свой среди своих
Чем же объясняется такое благоволение к ОАО «Медтехника-Смоленск»? На основе данных, предоставленных нашим источником в Департаменте Смоленской области по здравоохранению, мы предположили, что у чиновников и руководителей медицинских учреждений региона сложились с этой организаций взаимовыгодные отношения.
Открываем базу данных юридических лиц и выясняем, кто же является совладельцем этой организации? А является им Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. Дальше — еще интереснее. Не так давно директором организации значился некий Ковалев Сергей Николаевич, который покинул должность в феврале 2018, а затем… «всплыл» в должности заместителя начальника департамента здравоохранения Смоленской области (вместо уволенного Олега Степаненко). С этого момента ОАО «Медтехника-Смоленск» стали доставаться всё новые и новые многомиллионные контракты от учреждений здравоохранения области и непосредственно от профильного департамента.
[see_also page_id=»207825″]Конечно, сотрудничество Медтехники с областным здравоохранением велось и раньше. Всего в период с 2016 по 2018 годы включительно организация заключила 288 контрактов на общую сумму свыше 170 млн рублей, в том числе, с департаментом здравоохранения области на 28,5 млн рублей. Однако именно на 2018 год приходится расцвет фирмы на ниве освоения бюджетных средств. Тогда же фирму и начали подозревать в систематическом завышении цен а департамент — в манипуляциях, цель которых — обеспечить победу на аукционе именно ОАО «Медтехника-Смоленск».
В сухом остатке
А в сухом остатке мы получаем очередную «мутную» историю, которая свидетельствует о том, что создание «региональных операторов» и прочих подконтрольных областным властям фирмочек никоим образом не гарантирует рачительного освоения бюджетных средств. Методы работы департамента Смоленской области по здравоохранению вполне можно описать словом «саботаж». Дикость ситуации заключается в том, что подобные примеры хозяйствования применяются в сфере здравоохранения. Особенно на фоне бесчисленных жалоб простых смолян на нехватку лекарств и отписок чиновников о том, что денег в казне нет.
Просим считать данную публикацию обращением в правоохранительные органы с просьбой проверить изложенные факты и дать им правовую оценку.