Смоляне обратили внимание на изменение национального состава водителей маршрутных такси. На смену русским водителям приходят кавказцы, которые почти не говорят на русском языке и, как полагают пассажиры, вольно трактуют правила дорожного движения. Есть ли повод для беспокойства? И что вообще представляет собой труд водителей маршрутных такси, с которым многие смоляне сталкиваются каждый день?
Как выяснил Smolnarod.ru, количество гастарбайтеров в рядах водителей маршрутных такси в Смоленске действительно возросло. «Дикие, по-русски толком не говорят, аж страшно с ними ездить. Они вообще пересдают на права у нас? Их реально за последние месяцы стало очень много, больше, чем русских», — рассказывает читатель, пассажир рейса №16, корреспонденту Smolnarod.ru.
[see_also page_id=»202139″]В среднем в регионах ЦФО заработок водителей колеблется в районе 2 тысяч рублей за одну смену. Об этом, в частности, свидетельствует статистика на сайте vsezarplaty.ru. Если говорить об окладах, которые предлагают работодатели водителям маршруток, то, согласно статистике вакансий, она колеблется около 30 тысяч рублей в месяц. Примерно такие деньги зарабатывают водители маршруток в областях ЦФО, в том числе, и в Смоленской области. Много это или мало, учитывая условия труда водителей?
«Увеличилось количество проверок, и их качество. Если раньше на что-то могли закрыть глаза, то теперь спрашивают жестче. В зависимости от административного нарушения, могут штрафовать и водителей, и директоров, юрлиц. Раньше ИП приравнивался к физлицу, то теперь они приравнены к юрлицам, а это кратно повышает суммы штрафов. На их оплату у перевозчиков уходит практически столько же, сколько на оплату труда водителей. Работать без штрафов, если реально смотреть на вещи, невозможно. Сказывается и то, что все водители теперь трудоустроены официально. Прежней практики подработок, когда водитель мог сесть за руль в удобное для него время, уже нет. В итоге получается, что подобрать на работу ответственного человека стало непросто. К тому же, учитывая, что труд, работающего на маршрутах тяжелый и физически, и морально. Поэтому и приходится брать на работу выходцев из ближнего зарубежья», — комментирует ситуацию руководитель НП «Смолавтотранс» Сергей Лаврик.
Мы пообщались с людьми, непосредственно связанными с маршрутными перевозками, и вот, что они нам рассказали:
Виктор Смирнов. Бывший владелец и водитель маршрутного такси:
«У меня последний водитель чуть ли не за рулем умер от инсульта. Инсульт случился на Колхозной, ему стало плохо и он ударился в другую маршрутку. Пока оформляли ДТП, человек не мог назвать свое имя. Сотрудники ГИБДД думали, что он пьян, т.е. они не смогли распознать, что он болен. Я срочно приехал, повез его домой, так он не узнавал, где находится. Вызвали скорую, но потеряли время. Через 9 дней его не стало. Похоронили в Раю.
Второй водитель. Лежит в реанимации под «присосками». Инсульт. Но, слава богу, жив. Вывод какой? Каторжный труд. Власти создали каторжные условия, в виде дежурств (в вечернее время – прим. ред.). Они ездят полупустые или вообще пустые. Но водитель три круга сделать обязан. Работает до полдвенадцатого, считай, с 5 утра. Потом человек моет машину, если она грязная, приезжает домой ближе к часу и идет спать. Через 4 часа – снова вставать и идти за путевкой. Должны работать через день, но некоторые работают и 5 дней подряд с двумя выходными, потому что нет водителей».
[see_also page_id=»229484″]У нас каждый третий водитель – с давлением. Ему по идее путевку не должны давать, но дают, потому что работать некому. Если их на маршрут не выпускать – у нас парк станет. У нас даже люди с группами (инвалидности – прим.ред.) работают, получают как-то справки. Давление – это каторжный труд, недосыпание, усталость. Что касается зарплат – то это тысяча-полторы, ну может на самых хлебных — 44, 56 маршрутах выходит две. И еще один фактор – у нас в Смоленске нет подготовки водителей категории D. Дорабатывают возрастные, а молодежь сюда не идет».
Сейчас Виктор отошел от дел и радуется тому, что более не связан с этим бизнесом.
Алексей Кузьменков, владелец микроавтобусов маршрутных такси:
«Проблема с кадрами огромная. С одной стороны, многих устраивает такой график работы – день через день. Но в 6 надо встать, и работать до 20.45. После начинают работать дежурные машины. Это те же водители дежурят, что работали с утра. На каждом маршруте от 2 до 4 дежурных машин. Зарплаты у водителей зависят от маршрута. На каждом – свои условия труда. Где-то директора поставили по 2-3-5 больше машин. Это означает, что за день машина делает на 2-3 круга меньше. Соответственно, заработок у водителей стал меньше, кроме директоров, который стали зарабатывать больше. Зарплата зависит только от выработки. Отложили аренду, топливо, остальное – водителю.
Кадровый резерв отсутствует, молодежь вообще не приходит. Большая проблема с получением категории D. Можно пройти повышение квалификации в ДОСААФ, но сдача экзаменов – только в Рославле. Это очень дорого, и очень сложно сдать. Никто не хочет учиться. Кавказцы приезжают, они сдали на права в Воронеже, в Москве, им там проще сдать. Некоторые даже по-русски разговаривать не могут. Но они получили права и пошли работать. Приходится брать кавказцев, только потому что русские не хотят работать. Если еще лет 5 назад в начале сентября ко мне была очередь (летом люди не хотели работать – заработки маленькие, условия труда в душной машине – очень тяжелые), то сейчас очередей и близко нет. И дальше будет только хуже. К сожалению, без узбеков нам не справиться».
Как сказывается ситуация на безопасности перевозок? В пресс-службе УМВД России по Смоленской области нам уточнили, что статистика конкретно по маршрутным такси, и тем более по конкретным водителям, в ведомстве не ведется. ДТП считается случай, в результате которого люди получили травмы. В том числе, от резкого торможения. «В прошлом году у нас было 46 ДТП с пострадавшими, в этом году за полугодие – 13 ДТП с пострадавшими», — сообщили нашему изданию в ведомстве.
[see_also page_id=»87280″]Если же говорить об авариях, в которых, выражаясь языком полицейских, был нанесен только ущерб имуществу, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств никто не пострадал, то их гораздо больше, но такой статистики нигде нет. Однако достаточно воспользоваться поиском по новостным лентам, как натыкаешься на многочисленные новости с леденящими кровь подробностями подобных аварий. Счет им идет на десятки. Самый жуткий случай в современной истории Смоленска произошел 8 сентября 2012 года в поселке Серебрянка: в результате аварии погибли 13 человек. По версии следствия, водитель микроавтобуса умер за рулем, в результате микроавтобус на полном ходу вылетел на встречную полосу и врезался в опору ЛЭП.
В комитете по транспорту администрации города Смоленска о проблеме дефицита кадров знают, но повлиять на нее ввиду нынешней экономической ситуации не могут. Беспокойство в связи со снижением привлекательности профессии водителя общественного транспорта для граждан РФ в комитете разделяют, однако не связывают проблему кадрового голода и знания водителями ПДД. «Практика прошлых лет (2016 г.) изжила себя, к счастью. Перевозчики сейчас не используют метод раздачи путевых листов. Каждый перевозчик оформил медосмотр водителей перед рейсом. Водители, состояние которых вызывает сомнения, на рейс не допускаются. Ввиду отсутствия полномочий комитетом не проверяется внутренняя хозяйственная деятельность субъектов частного бизнеса. Рекомендательно, перевозчикам предлагалось учитывать аварийность и наличие штрафов за нарушение ПДД при приеме на работу и в непосредственной трудовой деятельности. Кроме того, неоднократно до перевозчиков доводится необходимость соблюдения водителями культуры общения с пассажирами», — ответили Smolnarod.ru в комитете по транспорту и связи администрации Смоленска.
Думается, что сегодняшняя проблема безопасности перевозок, которая решается силами «государственно-частного партнерства», т.е. путем привлечения частников на городские маршруты, является следствием ослабления муниципальных перевозчиков. Со времен наступления в России дикого капитализма МУПы начали обескровливаться, а все доходы перетекли в руки частных перевозчиков. У власти есть все возможности и наладить работу МУПов, и отрегулировать работу частников, но для этого государство должно в разумных пределах субсидировать перевозчиков и устанавливать им разумные тарифы. Однако этого не делается, потому что денег на эти цели у области нет. А нет их, потому что деньги растворяются в коррупционных схемах. Расплачиваться за это приходится пассажирам, для которых каждая поездка сопряжена с риском для жизни.
Максим ЗАХАРОВ