Маленькая девочка с огромным мужеством делает среду доступной

Новости сегодня
Мы продолжаем наш проект о доступной среде. В преддверии 8 марта мы вас познакомим с миниатюрной смолянкой, мужеству и силе которой могут позавидовать брутальные мужчины. Подробности в нашем материале.

Многие смоляне замечали «Дюймовочку» в коляске на улицах нашего города. Другие же читают её в Инстаграм под ником little_iriska. Итак, Маленькую Ириску зовут Ирина Науменкова. И ей… 35 лет. При своём весьма скромном росте 135 сантиметров вес девушки составляет 32 килограмма. Честно говоря, глядя на её озорное лицо и детскую улыбку никогда в жизни не могла даже предположить, что Иришке стукнуло 20.

_Mn44uR2U-w

Ирина родилась здоровой девочкой, но около 3 лет врачи поставили неутешительный диагноз — ювинальный ревмотоидный артрит (ЮРА), а в 7 лет Ира уже вынуждена была сесть в коляску.

Девочка окончила школу и поступила в вуз, но после окончания первого курса его закрыли.

— Институт закрылся, остался только в Москве. Но туда я, конечно, не смогла поехать. В начале 2000-х не было у нас дистанционного образования, если только в других городах, но и то учебных заведений было мало и не те, которые я хотела бы, — вспоминает Ирина.

Впоследствии девушка всё же прошла курсы дистанционного обучения по интернет–маркетингу и основам маркетинга.

nhHqDJfztYM

Вспоминая детство, Ирина отметила своё хорошее окружение. Сверстники девочку никогда не обижали. Все подруги и друзья у озорной Ириски обычные здоровые люди.

— На улице да, смотрели, смотрят и будут смотреть. Только раньше было, конечно, хуже. Нас колясочников практически не было на улице, я была можно сказать единственная, кто не боялся выходить на улицу, ездить в город, кино, театр. В меня тыкали пальцем (сейчас такое, кстати, тоже иногда бывает). Особенно дети любят смотреть, подходить, тыкать. Ситуации бывали и бывают разные, — с улыбкой рассказывает Ирина.

Проблема доступной среды маленькой Ириски начинается с порога квартиры. Девушка живёт в пятиэтажном доме на 5 этаже без лифта. Целиком и полностью её глоток свежего воздуха зависит от брата. Он живёт отдельно со своей семьёй. Но среди работы и личных дел он всегда находит время, чтобы снести вниз свою сестрёнку. Затем она с мамой отправляется гулять. А брат подъезжает уже, чтобы вернуть Иринку домой.

— Как вы оцениваете доступность среды в Смоленске для людей с ограниченными возможностями: тротуары, транспорт, пандусы, культурная среда, социальные объекты, магазины?

— Плохо оцениваю доступность в нашем городе. Тротуары – это какой-то ужас. Они высокие. Очень высокие. Те колясочники, которые сами ездят, без сопровождения, бедные, как они справляются, я не знаю. Меня возят, но и то, скакать по таким тротуарам – это кошмар какой-то. Я домой приезжаю, у меня ноги болят от того, как поскачу по нашим тротуарам, дорогам, пандусам. Такое ощущение, что сама ходила, колени просто ноют.

WTWhB5YX0Eg

Что касается транспорта, то Ирина ездит на трамваях.

— То, что у нас появились низкопольные трамваи – это очень хорошо. Раньше в город я не могла попасть в любое время, когда захочется. Сейчас с этим проще. Правда не везде хорошо заезжать на них и съезжать. Не всегда работает аппарель (откидная площадка для съезда/въезда в трамвай). Было такое, что нам говорили, что аппарель сломана и её не могут откинуть. В центре, когда приезжаю туда или уезжаю, откидная площадка не всегда плотно ложится к земле и получается, что она зависает в воздухе. Заезжать соответственно неудобно. В общем без помощи, одному в трамваи не заехать. И тем более не съехать. Со мной проще, я легкая и не высокая, и нам с мамой помогают, а если человек, допустим мужчина, с ростом 1 метр 75 см и весом не 32 кг, как у меня, то там конечно труднее помогать с заездом и съездом в трамвай. Знаю, что вроде бы троллейбусы у нас еще появились низкопольные, но я их еще не испытывала.

QneMMUCWXLg

Ирина настоящая охотница за пандусами. Она их фотографирует и выкладывает в ленте, поясняя по каждому из них, насколько он удобен или не удобен в пользовании.

— С пандусами у нас все плохо. Отсюда вытекает и недоступность магазинов, кафе, аптек и далее. Мало магазинов, где сделан качественный пандус, по всем правилам и стандартам. В основном у нас делают крутые пандусы и еще любят делать пандус в форме рельс. Это просто дикий ужас. В какие-либо кафе попасть тоже практически невозможно. У нас вообще мало кафе и ресторанов с доступностью. В Драмтеатре я видела пандус. Но им правда не пользовалась. В кино я езжу только в Макси, а там все доступно. С аптеками у нас все плохо. В них вообще не попасть. Там либо всё те же рельсы, либо кнопки вызова, но они тоже не все удачно расположены. В церквях нет доступа. Только в Катыни, в построенной церкви отличный пандус. В наш центральный собор можно попасть только, обойдя его сбоку и то там высокие порожки.

DT-oORFqCq4

Ирина поясняет, что пандусы нужны не только людям с ограниченными возможностями, но и мамам с колясками, пожилым людям, которым трудно шагать по крутым ступеням.

По мнению Ирины, создать идеальный пандус просто — достаточно руководствоваться закону. А там указана и угол наклона, и покрытие, и ширина, и поручни.

— Но у нас не читают законы. Не думают о людях. Лишь бы сделать. Создатели допускают кучу ошибок: есть такие крутые пандусы, что я просто остаюсь на улице. Пандус обязательно должен быть с покрытием, чтобы было не скользко. Поручни должны быть. И никаких рельсов!

Ниже примеры хороших пандусов.

изображения не найдены

Подписчики Ириски присоединились к её увлечению и тоже стали присылать фотографии пандусов. Но самое прекрасное в этой охоте, что не все люди оказались чёрствыми и не пробивными. После публикации отвратных пандусов некоторые руководители пишут Ирине, что попытаются решить эту проблему. А некоторые молча устраняют недостатки и знакомые присылают Ире фотографии с уже исправленным пандусом или застеленным покрытием.

— «Доступная среда» для меня — это, когда можно спокойно ездить по улицам, не объезжая десятки ям на тротуарах. Иногда я езжу по дороге, потому что тротуар просто отвратителен вместе с бордюром. Чтоб бордюры были адекватные, чтобы пандусы делали не для галочки, чтобы можно было попасть в кафе, рестораны спокойно. Мы тоже хотим много где побывать, но это просто не доступно. Чтобы у нас строили больше социальных объектов. У нас есть ДС «Юбилейный», он сделан отлично. Там занимаются инвалиды, меня приглашали туда. Но он очень далеко. Почему у нас один такой объект? У нас нет бассейнов с доступностью для инвалидов. Почему? Я очень хотела бы в бассейн, но… но нет специальных. Если так думать, то много чего у нас нет и не хватает.

QrTyd9da2uk

Несмотря на всю недоступность среды Ирина, будучи по своему характеру оптимисткой и живчиком, не сдаётся и каждый день преодолевает кучу препятствий, раздвигая границы невозможного.

— Стараюсь вести активный образ жизни) Люблю кино, театры, гулять в парке, ходить в кафе. Люблю принимать в чем-то участие, — делится Ириска.

Но. Есть для всех инвалидов страшное время года — зима. Если летом хотя бы с помощью сопровождающих можно гулять, то зимой это нереально. Неубранные улицы, сплошной гололёд и сугробы для инвалидов по сравнению с обычными людьми во стократ делают окружающий их мир непроходимыми дебрями.

— У нас летом-то с доступностью не очень, а зимой так вообще все плохо. У нас не чистят дворы и улицы, скользко, коляска буксует в снегу. А у меня обычная коляска, там надо самой крутить колеса, я не могу, — поясняет Ирина.

Но девушка не сидит дома сложа руки и нашла себе увлечения по душе. Она создаёт своими руками бижутерию.

— Люблю что-то делать своими руками. В Интернете сейчас можно найти много информации. В ютубе посмотреть видео и всё! Ты уже мастер чего-то там! Я хотела научиться делать серьги, я научилась. Рисовать пока не научилась. А очень хотелось бы, но видимо это мне не подвластно. Я делала несколько раз серьги на заказ, но это не значит, что я на этом зарабатываю. Зарабатываю я по-другому. Я работаю. Удаленно, но работаю.

Ирина мечтает съездить отдохнуть в санаторий в Беларусь и копит на это все свои кровно заработанные деньги. Родители у Ирины пенсионеры и она помогает им как может. Так что пока отдых является целью номер один.

— Раз так случилось, что я села в коляску, то значит это моя судьба. Главное не унывать, не опускать руки, найти себя и продолжать жить. Сейчас много возможностей. В 90-х не было интернета, но я всё равно находила чем себя занять. Ко мне никто не относился, да и не относится как к инвалиду. Я не люблю, когда меня жалеют. Жизнь всегда вносит свои коррективы. Главное думать позитивно. Ценить надо этот момент, этот день, а завтра будет новый день. Новые приключения, впечатления, эмоции, — делится своим секретом Ириска.

Ну а ниже, господа, предприниматели и чиновники, коллекция позорных пандусов, которые являются вашим лицом и вашим отношением к людям. Судя по фото, вам абсолютно плевать на своих клиентов. В этой коллекции и поликлиники, и школы, и отделение ГИБДД на Лавочкина. Очень надеемся, что руководители этих «шедевров» задумались и исправили свои ошибки. Кстати, самая беда, по словам Ирины, с аптеками. С ними вообще всё плохо: либо пандуса вообще нет, либо он не заезжаем.

изображения не найдены

Напомним, редакция Smolnarod выпускает серию репортажей о доступной среде в Смоленске: «Город как сплошной барьер: один день в инвалидной коляске«.

Здоровому человеку не заметны многие вещи, которые для инвалида вызывают отчаяние. Небольшой скат на остановках обычным людям незаметен, а для людей на колясках кажутся огромными ледяными горами. Казалось бы, низкий съезд на недавно отремонтированной улице Кирова нам видится идеальным, а в реальности он грозит падением с коляски и увечьем. Всё это не понимаешь пока… пока сам не сядешь в коляску. Корреспондент нашей редакции села в коляску и на своём опыте оценила «доступность«.

IMG_9421

Вывод нашего эксперимента не удивит ни инвалидов, ни перевозчиков, ни самих чиновников – доступной среды в Смоленске нет. Мы протестировали трамваи, троллейбусы и маршрутки. И проблема не только в отсутствии аппарелей (откидных площадок для заезда) в транспорте. Проблема в посадочных платформах и тротуарах. Все посадочные платформы общественного транспорта необходимо привести к единой высоте для низкопольного транспорта.

IMG_9501

При этом не забыть о тротуарах. Ведь зачастую, чтобы попасть даже на правильную платформу, как например на троллейбусной остановке «Маршала Соколовского» на улице 25 Сентября, необходимо преодолеть прыжки по тротуарам. А бывают и хуже случаи. От автомобильной стоянки торгового центра «Макси», например, к остановке общественного транспорта ведёт пандус, который может просто убить человека с ограниченными возможностями.

инвалидной

Возможно тогда вы не будете лепить пандус для галочки, наклейку с инвалидной коляской на салон маршрутки, кнопку вызова на крыльце, куда ведут три ступеньки. А самое главное, вы не будете подписывать акты принятия работ у дорожников с их съездами с тротуаров. Поймите, инвалиды тоже люди того же сорта, что и вы. Все мы ходим под Богом и не угадаешь, каким будет твой завтрашний день. От беды и болезни никто не застрахован.

Чтобы исправить пока не поздно эту беду мы предлагаем вам продолжить флэшмоб #одинденьвколяске и стать на один день инвалидами, прокатиться по городу по своим обычным рутинным делам на инвалидной коляске. Поверьте, они с радостью вам предоставят свой транспорт на время для пользы дела. Вы на опыте поймёте все ошибки при создании «доступной среды». Многое зависит от нас. От руководителя организации, от директора школы, от начальника управления, от прораба стройки дома, простого дорожника, от чиновника. И если каждый в этой цепочке поймет на собственном опыте в чем проблема, то он приложит и все усилия, чтобы её устранить. Только при совместном взаимодействии проблемные вопросы доступной среды можно решить.

SmolNarod.ru