В этом году знаменитому смоленскому Лопатинскому саду исполняется 140 лет. Много различных преобразований пережил за это время любимый парк смолян. До наших дней облик парка дошел после нескольких серьезных реконструкций, которые очень бережно провели в советские времена. В 1979 году институт «Смоленскгражданпроект» разработал проект комплексного благоустройства этой территории, который был реализован в 80-х. Архитекторы и проектировщики постарались не только сохранить атмосферу русского парка второй половины XIX века, но и добавить современные элементы и формы. Это была последняя и, пожалуй, наиболее удачная реконструкция популярного городского парка.
Сегодня Лопатинский сад снова меняется. Появляются новые детские аттракционы и кафе, в пруд опять вернулись фонтаны и лебеди. Однако некоторые нововведения вызвали споры среди смолян.
Своими впечатлениями от нынешних преобразований делится член Союза художников России, председатель творческого объединения «Артпроиск» Алексей Довгань:
– Лопатинский сад я очень люблю. У меня к нему очень позитивное отношение. Он ведь создавался в XIX веке людьми, у которых был вкус. Это великолепный живописный ландшафтный парк. Здесь много памятников смоленской и российской истории. По этим аллеям прогуливался последний российский император Николай II, приезжавший на празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Поэтому стилистика Лопатинского сада – по-настоящему имперская, в хорошем смысле этого слова. И вовсе неслучайно он был признан одним из лучших парков в дореволюционной России.
Но, к сожалению, в наше время парк приобрёл облик банального коммерческого «предприятия культуры», с размытой стилистикой и непонятными целями. И вот тут-то у Лопатинского сада, как мне думается, начались проблемы.
Мне в последнее время в Лопатинском саду стало как-то неуютно. Попытаюсь объяснить почему.
Как мне кажется, я – человек, способный оценить не только прекрасное, но и новое. Однако то новое, которое появилось с недавних пор в нашем парке, меня почем-то раздражает. Не все, конечно, но многое.
Начну с того, что понравилось. Идея с макетами старинных церквей – просто отличная. Вижу, как люди их фотографируют, как сами снимаются на их фоне. Кстати, я тоже делал снимки с этими макетами. Это здорово. Красиво, познавательно, интеллигентно. Вполне в духе самого сада. Не вызывает никаких внутренних протестов.
А вот новые металлические сварные лавочки, как-то мне не глянулись. Сварщики, делавшие их, конечно, хорошие профессионалы, но со вкусом у них явные проблемы. Диковато выглядят лавочки и непонятные то ли столбы, то ли люди. Вероятно, автор думал, что это скульптура.
Дешевый китч – это, к сожалению, самая большая беда современного Лопатинского сада. Теперь в моем любимом парке эта беда представлена в многообразии форм. И определяющим словом тут является не слово «дешевый», а именно слово «китч» – безвкусица. Все мы знаем, что и дешевые, недорогие вещи бывают сделаны со вкусом. А тут именно безвкусица.
Крашенные бетонные вазоны и чаши, какие-то убогие ядовито-зеленые полукруглые цветочные подставки, зеленые пластмассовые вазоны – это все вызывает отторжение. И, конечно, поразительно безвкусные фонтанчики, которые совершенно нормально смотрелись бы на даче какого-нибудь «нового русского» в начале 90-х, но никак не в главном парке города с многовековой историей. За них просто стыдно.
Зачем-то сделали бессмысленные фонтанчики в гротах. Там же исторические подземелья и старая кирпичная кладка, которая от излишней сырости будет разрушаться. Кстати, многие смоляне, знакомые с историей города, давно предлагают открыть эти подземные казематы для посетителей. Вероятно, в них можно сделать очень стильное кафе или кафе-музей, как в разных европейских городах. Это же будет не только красиво, но и прибыльно. Если это невозможно технически из-за плохой сохранности, то достаточно открыть их для глаз любопытных горожан. И это тоже могло бы приносить доход парку.
Фонтаны, которые сделали в прудах – абсолютно правильно и симпатично. Ведь, насколько я понимаю, они выполняют еще и функцию аэрации воды – стоячая вода насыщается кислородом, чтобы пруды не зацветали, и чтобы там не гибла рыба. Но вот, скажите на милость, зачем там на одном из фонтанов установили совершенно безобразных пластмассовых лебедей? Получился же кошмар!
Это все из какого-то другого парка, поэтому смотрится очень неорганично и вызывает внутренний протест и отторжение. С другой стороны я понимаю, что у парка есть какое-то финансирование. Судя по всему финансирование небольшое, и именно оно, как мне кажется, и определяет эстетику нынешнего Лопатинского сада. Работники сада явно хотят сделать как лучше, но, к сожалению, не хватает денег и чувства вкуса.
Какой же выход из этой ситуации? Думаю, что однозначно пошло бы на пользу городу и парку нормальное общение администрации Лопатинского сада и творческой интеллигенции. У нас много художников и дизайнеров, способных сформировать пространство парка в исходной стилистике и современными средствами. Можно привлечь к диалогу студентов художественно-дизайнерских факультетов, которые вполне могут в качестве курсовой или дипломной работы создать проект развития старинного смоленского парка. Это не потребует больших средств и, на мой взгляд, будет эффективно.
Думается также, что вполне уместно ввести в штат администрации Лопатинского сада должность главного художника или дизайнера, который бы профессионально отвечал за внешний облик парка. Это избавит парк от случайных решений с неопределенным авторством.
Подготовил Дмитрий Тихонов
От редакции.
Мы очень надеемся, что мнение уважаемого смоленого художника послужит началом большого разговора о будущем Лопатинского сада. Предлагаем всем неравнодушным смолянам принять участие в обсуждении и дискуссии. Только все вместе мы сможем сделать наш город лучше!