Лопатинский «адъ»

Вооружившись фотоаппаратом, прогулялся по Лопатинскому саду. Я не художник и не архитектор, чтобы компетентно рассуждать о его облике, однако с 1980 по 2006 годы я прожил в доме 8 по ул.Пржевальского, и окна нашей квартиры выходили прямиком на Лопатинский сад. Поделюсь некоторыми наблюдениями. 

Когда-то ЦПКиО (раньше название «Лопатинский сад» было не в ходу) был чем-то вроде нашего двора. Воспоминания из детства: в начале 80-х парк был на реконструкции. Тогда появился его ныне ветшающий декор — каменные парапеты с мраморной облицовкой вдоль границы парка, лавочки, черные металлические вазоны, деревянные парковые скульптуры — фигурки девушек, символизирующих времена года. Мало кто помнит, что на массовом поле, где сейчас расположен каток и кафе, когда-то была сцена, а зрительская территория была оборудована деревянными сидениями с каменным основанием в форме грибков. Помню, как очищали парковое озеро, воду откачивали при помощи пожарных гидрантов, а потом, когда его вновь наполнили водой, туда запустили рыбу и мы обычными снастями без всяких удочек тягали оттуда карасей. В 90-е здесь установили ограждение. По ночам в парке лучше было не гулять. Неспокойное это было место. Но свое очарование у парка было всегда. 

Смоленск 100 лет-4

То, во что парк превратился сегодня, приличными словами описать сложно. Все больше напоминает это не садово-парковое искусство, не ландшафтный дизайн, а тюнинг (автомобильный термин, которым обычно описывают оснащение автомобилей различными «модными наворотами»). Конечно, многим это нравится. Многим нравится китч и попса, которая всегда собирает больше поклонников, чем серьезное искусство. Но китч не должен затрагивать исторических, памятных мест. Когда-то парк создавал губернатор Александр Григорьевич Лопатин, имя которого даже спустя полтора столетия после его смерти на слуху у смолян. Нынче пошли другие губернаторы, и парк — им под стать. 

Неладное замечаем уже на подходе к Лопатинскому саду. На входе – огромный рекламный баннер. На козырьке центрального входа обосновались часы, которые когда-то отсчитывали дни до юбилея Смоленска. Еще несколько лет назад при их монтаже на Громовой башне они были встречены неоднозначно. И вот теперь часы красуются на входе в Лопатинский сад. По всему парку разбросаны зеленые пластиковые цветочницы. Дело это, безусловно, хорошее, и они вполне уместны для декорирования улиц и пешеходных зон. К архитектуре же (а центральный парк, как мне думается, просто необходимо выдерживать в едином архитектурном стиле) это не имеет никакого отношения. Верх безвкусицы – гипсовые скульптуры и фонтаны. Барышню с тазиком на голове, к примеру, можно свободно купить на любом строительном рынке. Один из фонтанов (ассортимент всё того же строительного рынка) установили прямо на клумбе. Спрашивается, зачем?

skulpture

Пластиковых цветочниц показалось мало, поэтому их решили дополнить белыми гипсовыми вазонами «а-ля классицизм». На массовом поле — базарные баннеры и крикливые вывески катка и ларьков. Конечно, летом, когда все цветет, они не так заметны. Но ведь и зимой парк должен иметь приличный внешний вид! 

progulka po centru-76 (2)

Одно из спорных решений Лопатинского сада – «дизайнерские» лавочки с человечками в форме фонарей. В отличие от пластиковых цветочниц эти произведения искусства, полагаю, стоят немалых денег, так что их вполне можно было вписать в архитектуру парка. В принципе, задумка неплохая. Проблема в том, что во-первых, лавочки слишком миниатюрные, и своими размерами не соответствуют масштабу парка. Будто их привезли из Лилипутии. Во-вторых, расставлены невпопад, зачастую вперемежку со старыми лавочками и светильниками. В результате получается «архитектурный винегрет». И в-третьих, конструкция лавочек, почему-то, не предусматривает урн. Возле белого павильона литературной гостиной на берегу озера композиция из них выглядит уместно, да и перила набережной выполнены в соответствующей стилистике. Но зачастую эти лавочки разбросаны по парку «как бог на душу положит». В результате в одном месте могут соседствовать скамейки трех эпох (восьмидесятые, девяностые, двухтысячные). Хорошо, конечно, что людям есть, где присесть. Но внешний облик парка от этого становится хаотичным и бестолковым. 

progulka po centru-60 (2)

Еще одна беда парка — облицовка каменных гротов. Летом здесь работают фонтанчики. Поскольку гидроизоляция фонтанов сделана кое-как, вокруг них постоянно возникают подтеки. Зачем нужно было делать эту безвкусицу? Справедливости ради отмечу, что до декорирования эти гроты тоже выглядели убогонько. Но «фонтаномания» нынешней дирекции парка — это, все-таки, не решение проблемы.

progulka po centru-67 (2)

Появилась на массовом поле и убогая пушка в блестяшках, которая когда-то стояла напротив мэрии и уже тогда выглядела странно (см. заглавное фото). И вот когда мэрия решила от нее избавиться, ее перенесли в парк. Складывается впечатление, будто руководство парка страдает синдромом Плюшкина, перенося на его территорию все, что готовится на выброс. Кстати, помимо архитектурного мусора в парке с некоторых пор появился и звуковой. По парку развесили громкоговорители, досаждающие людей музыкой и навязчивой рекламой. 

progulka po centru-83 (2)

Продолжать список нелепиц, появившихся в Лопатинском саду за последние годы, можно долго. Цель же данной заметки в другом – привлечь внимание общественности к одному из самых любимых и красивейших мест Смоленска. Я верю, что руководство парка искренне желает сделать его как можно лучше, в условиях скудного бюджета изыскивает возможности, чтобы людям здесь было комфортно и интересно. Но, к сожалению, все это не имеет никакого отношения к архитектуре, которая, повторюсь, по статусу положена этому историческому месту. Считаю, что современный облик парка является отражением состояния архитектуры Смоленска в целом. Однако Лопатинский сад незаслуженно обделен вниманием архитекторов и распорядителей городского бюджета, которым самое время задуматься о его будущем. 

Материал по теме: Послание потомкам 

Максим ЗАХАРОВ

Фоторепортаж полностью – в блоге автора.

SmolNarod.ru