В Смоленске продолжает работать антикризисная экспертная группа, образованная по инициативе депутата Государственной Думы РФ Алексея Казакова. Работа группы наделала немало шума: члены губернаторского пула удивились оперативности экспертов, которые за несколько дней сделали документ, над которым тысячная администрация, якобы, работала не один месяц. Затем последовала критика отдельных предложений, высказанных группой, собранной справедливороссами. Что стоит за «титаническими усилиями» авторов губернаторского анткризисного плана и почему целый ряд пунктов из него оказался в документе, представленном альтернативной группой экспертов? Почему члены экспертной группы не афишируют свои имена? На эти и ряд других вопросов отвечает руководитель экспертной группы, депутат Смоленского городского Совета Сергей Лебедев.
Сергей Александрович, не так давно антикризисная экспертная группа выработала первый пакет предложений для исполнительной власти Смоленской области. Какова реакция на этот документ?
Отмечу, что в принятой губернатором антикризисной программе есть пересечения с нашими предложениями, о чем писала ваша газета. Объективности ради надо сказать, что вызваны они ни столько вниманием к нашим предложениям, сколько тем, что оба антикризисных плана основаны на Плане антикризисных мероприятий Правительства РФ, который для нас всех стал рамочным документом. По существу, разработчики губернаторского плана выполнили ту же работу, что и мы, и это еще большой вопрос, кто выполнил ее лучше. Но в условиях кризиса я считаю неправильным «меряться» планами, надо думать, как воплощать их в жизнь.
Немало вопросов у ваших оппонентов возникает и к составу экспертной группы, Мол, это какая-то фантомная группа, не существующая в реальности.
Эта группа существует в реальности, сейчас ее костяк – 12 человек, экспертов, профессионалов, грамотных людей. Проблема в том, что у истоков ее формирования стоит «Справедливая Россия», которая, как всем известно, находится в оппозиции к действующей власти. Все это знают, и ради сохранения добрых отношений с губернатором, предпочитают, что называется, «не светиться». Да мы и не настаиваем. Главное – это результат. Кстати, добавлю, что членов «Справедливой России» в этой группе всего два человека. Остальные не имеют к партии никакого отношения. Более того, в наших планах — поднять статус экспертного совета до надпартийной структуры.
В Смоленской области есть много людей, которые имеют колоссальный управленческий опыт, полученный в куда более сложные кризисные периоды во время руководства крупными промышленными предприятиями, финансовым сектором, исполнительной властью, и они готовы поделиться своим опытом с теми, кто сегодня руководит областью. Это в основном люди пенсионного возраста, но их опыт в каком-то смысле бесценен. Вот по предложению депутата Госдумы Алексея Казакова мы и создали такую экспертную площадку. Да, идет какая-то возня, «а достаточно ли они компетентны», «а есть ли они на самом деле»… Я далек от этих интриг. Приходите и посмотрите сами, насколько мы компетентны, есть ли мы на самом деле, а может быть все наши планы прилетели из космоса!
У Вас не складывается ощущение, что разного рода антикризисные программы для органов власти Смоленской области являются какой-то профанацией, отпиской, чтобы доложить «на верх»?
Это проверяется жизнью и проверяется очень просто: если ты будешь сидеть и ничего не делать – последствия будут плачевными. Если крутиться, предпринимать меры, то всем этим негативным тенденциям можно будет противостоять. Важно, чтобы за тезисами, которые написаны на бумаге, стояли реальные дела.
Первый пункт, который мы записали и отправили – это оптимизация или сокращение бюджетных расходов на 10% и сокращение управленческого аппарата на 10%. Сейчас об этом говорят на уровне федеральной власти и это очень простой принцип: власть в экономии бюджетных ресурсов всегда должна начинать с себя. Надо сократить расходы на обеспечение комфортности органов власти, сократить премии и прочие выплаты. К сожалению, сегодня мы видим, что экономия ведется на бюджетной сфере. Какую отрасль не копни. Взять ту же медицину. У нас реальная укомплектованность бригадами скорой медицинской помощи в два раза меньше нормативов, у врачей денег на лекарства нет, зато власть на себе не экономит, о чем говорит бюджет Смоленской области.
На недавнем заседании экспертной группы прозвучало несколько ключевых предложений, которые вы предлагаете Смоленской области. Давайте их конкретизируем.
Сначала я бы хотел сказать об общей схеме работы нашей группы. Нам поступает множество предложений на электронную почту, письменно и устно от людей сочувствующих, болеющих за Смоленщину. Не все они связаны непосредственно с антикризисными мерами, многие относятся к идеям на перспективу. Мы эти предложения обобщаем и направляем в областную антикризисную комиссию, пусть там разбираются.
[see_also page_id=»27530″]
Очень важно, чтобы все поняли: на сегодняшний день в Смоленской области нет каких-то прорывных проектов, за счет которых можно было бы как-то переломить ситуацию. У нас нет нефти, нет сильной промышленности. Поэтому концепция у нас должна быть простая: «курочка по зернышку клюет». Там, где можно сэкономить, или наоборот, получить дополнительный доход и потом рационально его распределить – все это надо использовать. Поэтому все наши предложения – это предложения «маленьких эффектов», из которых, в конечном счете, можно получить весомый результат. Такие предложения мы и планируем развернуть до уровня конкретных программ.
Вот пример. Самый мощный государственный проект в Смоленской области – это АЭС-2. Речь идет о том, что мы должны использовать этот якорный проект, который будет развиваться без нашего непосредственного участия, для того, чтобы «затянуть» туда другие возможности для бизнеса. В Десногорске надо создавать зону экономического благоприятствования. Мы направляли свои предложения губернатору, получили ответ от архитектора области совершенно не по существу. Но мы не остановились на этом. Мы отправили свои предложения в Правительство, в концерн Росэнергоатом, в Госдуму. И вот совсем недавно наши предложения были рассмотрены на комитете Госдумы по энергетике, председателем комитета Грачевым наши предложения были одобрены. Прозвучало даже предложение создать рабочую группу, чтобы помочь Смоленской области интегрироваться в этот государственный проект. И уже сейчас есть инвесторы, которые готовы на сопутствующем тепле Смоленской АЭС-2 делать проект мощного рыбного и тепличного хозяйства на сотни гектаров. Мы будем подталкивать этот проект через наших депутатов областной Думы, обозначать необходимость каких-то налоговых преференций для создания такого бизнеса.
>Еще одно предложение, которое начинает оформляться в инвестиционный проект именно с подачи нашей группы – это проект замены электрокотельных в бюджетных организациях Смоленской области на котельные с другими видами топлива. У нас их по области 140 штук в бюджетных организациях, а ведь электричество – это самое дорогое топливо. Я думаю, этот инвестиционный проект будет предложен дорогобужскому предприятию «Котломаш», который мог бы взяться за производство котлов на дровяном или комбинированном топливе. Можно было бы наладить производство древесных пилет или брикетов для таких котельных. Это одновременно создало бы новые рабочие места и позволило бы сэкономить бюджетные средства.
Алексею Казакову поступило интересное предложение организовать систему электронного администрирования эксплуатации государственного и муниципального транспорта. Очень интересная задумка, которую мы скоро оформим в качестве инвестиционного проекта. Электронная система, работающая в связке с ГЛОНАСС, ведет полный контроль, начиная от выпуска машины на маршрут с медицинским освидетельствованием водителей, передвижения по маршруту, остановки, заправки и так далее. Это позволило бы сэкономить до 30% средств, расходуемых на топливо, и сделать работу транспорта более эффективной.
Мы много говорим об экономии, а что на счет эффективного расходования бюджетных средств?
Уже давно вся страна начала переформатирование со сметного бюджетирования на программно-целевое. Но, к сожалению, в Смоленской области, за исключением каких-то отдельных программ, мы от этого не ушли. У нас дают, к примеру, 100 млн рублей, под штатное расписание, которое было сто лет назад, и естественно смета за год эти 100 млн съедает. А должны быть конкретные программы, под которые рассчитываются финансы, нанимаются люди определенной квалификации. Программно-целевой принцип декларируется, но реально у нас везде сметы, латание дыр. И эту идею мы также направили в областную администрацию.
[see_also page_id=»31115″]Пытались ли вы как-то выходить на площадку Общероссийского народного фронта со своими предложениями, учитывая, что Алексей Казаков стал ассоциированным членом Центрального штаба ОНФ?
Мы планируем по ряду позиций сотрудничать с ОНФ. К нам в группу поступил ряд тревожных сигналов по поводу того, что на фоне кризиса, когда на зарплаты бюджетникам денег еле-еле хватает, некоторые наши бюджетные учреждения расходуют деньги, мягко говоря, странно. То решат дороги делать и вдоль обочин траву высаживать посреди зимы, то через тендеры покупают материалы для ремонта дорог по заоблачным ценам, то фасады в центре Смоленска делают с использованием не дорогих материалов, прописанных в смете, а дешевых аналогов… И это только единичные сигналы, на самом деле их пугающе много.
Пока мы не наведем порядок с системой госзакупок и расходованием бюджетных средств на объекты капитального строительства – любые сэкономленные средства улетят в трубу. Но в силу ряда политических моментов расследования по делам, имеющим признаки коррупции, может быть запущено только через федеральную структуру ОНФ. Губернатор Алексей Островский много говорит о борьбе с коррупцией, и нам, экспертам, пришло время ему в этом вопросе тоже как следует помочь.
Беседовал Максим ЗАХАРОВ