Кризис некомпетентности: долги здравоохранения Смоленской области перевалили за 1,5 миллиарда

Политика
Смоленское здравоохранение продолжает все глубже залезать в долговую яму, однако ответственных за финансовый кризис нет. Власти и правоохранители надеются, что проблема «сама рассосется». Тем временем, ситуация из кризиса финансового превращается в кризис некомпетентности, который ставит под удар жизнь и здоровье пациентов. Smolnarod.ru продолжает расследовать причины и следствия финансового краха смоленского здравоохранения.

Напомним коротко суть вопроса: почти все смоленские медицинские учреждения оказались на грани банкротства. У них нет денег, чтобы оплачивать коммунальные услуги, закупать медикаменты и продукты питания для стационаров. Дошло до того, что больницы вынуждены брать лекарственные препараты в долг у поставщиков. Многомиллионные задолженности перед поставщиками сложились почти у всех медучреждений области. Хуже всего с долгами в ЦРБ крупных райцентров области — Ярцева, Рославля, Починка, Дорогобужа, Вязьмы и Гагарина, а также в Смоленской областной клинической больнице (СОКБ). В общей сложности, как мы уже сообщали, сумма долга на начало апреля перевалила за 1,2 млрд рублей.

Что касается официальной картины, то она была изложена в ответах на наши запросы в ФОМС, УМВД России по Смоленской области и областную Прокуратуру.

[see_also page_id=»178844″]Ответ из полиции выигрывает в нашей номинации «Король отписок». Из документа за подписью заместителя начальника УЭБиПК России по Смоленской области Д.В.Новикова следует, что важнейшая социальная проблема региона (не зря же наши областные власти при каждом удобном случае рапортуют о «социально-ориентированном бюджете») не заинтересовала правоохранительное ведомство. В документе не содержится даже дежурной, отписочной формулировки, дескать, УМВД провело (или намеревается провести) проверку по изложенным нами фактам. В нем нет даже намека на малейшую заинтересованность в поиске истины.

Мы поинтересовались в УМВД, проводится ли проверка фактов? Рассматривается ли в качестве одной из версий спланированный характер возникновения кредиторской задолженности ОГБУЗ Смоленской области, либо речь следует вести о банальной нехватке средств в областном бюджете? Планирует ли УМВД России по Смоленской области вмешаться в ситуацию и пресечь нарушение прав пациентов с одной стороны, и предпринимателей, с которыми не произвели расчеты, с другой?

Ответ публикуем полностью:

dav

Несколько глубже проблему копнул территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Мы поинтересовались у директора ТФОМСа Л.И.Волынец ее видением проблемы, а также причиной завышения тарифов для медучреждений, работающих в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП). Напомним, именно вольницу частных клиник на бюджете ФОМСа наши собеседники называли как одну из причин сложившегося финансового кризиса.

В ответе, адресованном «уважаемым представителям редакции газеты», сообщается, что «все тарифы рассчитываются в строгом соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минздравом, а размер тарифов един для всех медучреждений, работающих в системе ОМС».

Очень странное заявление.

Особенно, в свете нашего недавнего журналистского расследования о деятельности в Смоленске Калужского филиала МНТК Микрохирургии глаза. Из выводов, которые мы сделали, основываясь на документации ФОМСа, следует, что стоимость одного законченного случая для МНТК оценивалась в несколько раз выше, чем за аналогичную услугу для пациентов Смоленской областной клинической больницы.

Еще раз подчеркнем — данные были взяты на официальном сайте ТФОМСа, и наши заключения с тех пор так никто и не опроверг. Что же получается, лукавит представитель ФОМСа?

Впрочем, как выяснилось из этого же ответа, с 2018 года калужская клиника более не финансируется по линии ОМС. Что никоим образом не отменяет ее «сладкой жизни» за счет средств Фонда в 2017 году, когда задолженность в сфере областного здравоохранения накапливалась, как снежный ком.

В заключение своего ответа представитель Фонда все-таки призналась: да, проблема существует, а ТФОМСом «проводится работа по анализу финансового состояния медицинских организаций Смоленской области, просчитываются возможности и сроки погашения имеющейся задолженности медицинских организаций». И ни слова о причинах возникновения кризисной ситуации.

[see_also page_id=»182310″] Зато более рассудительной оказалась Прокуратура Смоленской области, которая недвусмысленно указала на виновников. Смысл ответа за подписью начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства М.А.Потапова таков: причиной возникшей задолженности стало оказание услуг медучреждениями «за пределами расчетных объемов медицинской помощи», которым с 26 апреля увеличили тарифы и усилили режим экономии. Экономить решено на сокращении имущественного комплекса, не используемого в лечебном процессе, и содержании административно-управленческого персонала.

А далее идет фактура, которая ставит под сомнение достоверность информации, полученной надзорным органом в департаменте здравоохранения. Например, в документе сообщается, что на 20.04.2018 года просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций составила более 800 миллионов рублей. При том, что нашему изданию достоверно известно о сумме задолженности в 1,2 миллиарда рублей по состоянию на начало апреля 2018 года, которая продолжает расти.

Далее, из ответа прокуратуры: «Установлено, что размер задолженности снизился по состоянию на 20.05.2018, составил 581,7 миллион рублей». Опять вынуждены поставить под сомнение вывод прокуратуры и заподозрить областных чиновников в «двойной бухгалтерии»: по информации нашего издания, получившей неофициальное подтверждение в одном очень компетентном органе, долги перевалили за 1,5 миллиарда. И ничего удивительного в этом нет. Судите сами: тариф для медучреждений был повышен на смехотворные 7% с 26 апреля, т.е. менее двух месяцев назад. Появившиеся дополнительные средства в лучшем случае позволили медикам приостановить сползание в долговую яму. Спрашивается, откуда у них взялось более 200 миллионов рублей (следуя арифметике прокуратуры), чтобы рассчитаться с долгами?

Из вышесказанного делаем вывод: кризис не рассосался. Он нарастает, подвергая риску жизнь пациентов. Причем, кризис этот не только финансовый, но, в первую очередь, управленческий. Экс-начальнику департамента здравоохранения Владимиру Степченкову удалось создать такую «систему», при которой за учреждения здравоохранения фактически никто не отвечает, и эти учреждения, носящие статус ОГБУЗ (областные, государственные, бюджетные), предоставлены сами себе.

Степченков отправлен в отставку, но изменений нет. Недвусмысленно на это намекает и статус его последователя, Елены Войтовой, которая четвертый месяц ходит с приставкой и.о.

Неудивительно, что в растерянности оказались даже правоохранительные органы, в частности УМВД России по Смоленской области, которое констатировало: ни областной департамент здравоохранения, ни департамент бюджета и финансов «не производят расчеты с областными государственными бюджетными учреждениями». Все финансирование «одноканальное» и идет по линии ФОМСа, — дополняет полицейских областная прокуратура. Тариф ФОМСа утверждает коллегиальный орган — соответствующая комиссия. Получается, что департамент полномочен лишь тасовать главврачей и гнать статистику?

[see_also page_id=»174538″]По факту проблема замалчивается областными властями. Видимо, и чиновники, и правоохранители уповают на «авось»: вдруг деньги придут в виде какой-нибудь федеральной субсидии? Только вот беда: даже если субсидия в областной бюджет и поступит, мы снова вернемся к тому, с чего начали: администрация области «не производит расчеты с областными государственными бюджетными учреждениями».

Тем временем, арбитражный суд Смоленской области наводняют исковые заявления со стороны невольных кредиторов смоленского здравоохранения, а главврачи, загнанные в угол, просят суд их отклонить. Приведем цитату из отзыва на один из таких исков за подписью главврача Сафоновской ЦРБ И.С.Кристалинского:

Наше учреждение финансируется за счет средств ТФОМСа, в том числе оплата поставленного товара происходит за счет денежных средств, поступающих в рамках этого финансирования. В связи с тем ,что в 2017-2018 году имело место снижение тарифа за оказание медицинской помощи, у ОГБУЗ «Сафоновской ЦРБ» образовалась кредиторская задолженность за 2017 год в размере 79,8 млн рублей». <…> Со своей стороны мы ежемесячно обращаемся в Департамент Смоленской области по здравоохранению и ТФОМС с просьбой об увеличении … тарифов, так как доходы, получаемые ЦРБ при существующих тарифах не позволяют покрыть затраты на содержание ЦРБ в полном объеме. Таким образом вины (умысла, неосторожности) в действиях ОГБУЗ «Сафоновская ЦРБ» не имеется. Оплата за поставленный товар будет осуществлена нами при наличии средств.

Как говорится, круг замкнулся. Никто ни в чем не виноват. А раз нет виновных — то и наказывать некого. Разве что главврачей ЦРБ назначить крайними. А пациентам, судя по всему, стоит запасаться медикаментами, так как лечить их в больницах скоро будет нечем.

SmolNarod.ru