КАП, КАП, КАП…

Приобретенные в лизинг американские асфальтобетонные заводы должны были выдавать «на гора» продукцию по 320 тонн в час с августа 2014 года. Именно с этого периода начался отсчет лизинговых платежей, которые  уже составляют около 300 миллионов рублей. Главный редактор журнала «Смоленск» Владимир Коренев продолжает расследовать последствия сомнительной сделки, совершенной за счет бюджетных средств.

Но пока получается, что сотнями миллионов рублей оплачивается простаивание дорогостоящей техники. Мы уже уже неоднократно ставили вопрос: кто ответит за халатность? Может быть, Михаил Питкевич? Но он уже, вероятнее всего, в Майами помогает супруге воспитывать троих детей. Владислав Апаков, во всеуслышание объявивший, что в августе 2015 года комплексы наконец начнут выдавать асфальтобетон? Тот при случае может сослаться на то, что эти заводы закупала администрация области, а он хоть и возглавляет бюджетное учреждение, но к распорядителям областного бюджета прямого отношения не имеет…  Скорее всего, «козлом отпущения» сделают кого-нибудь из чиновников. Может быть, даже господина Шукалова, начальника отраслевого департамента. Хотя уверен, что он уж точно как специалист дорожного строительства не был инициатором закупки никому не нужной сверхвысокопроизводительной техники, эксплуатация которой при малых потребностях региона в асфальтобетонных смесях попросту нерентабельна.

IMG_2073

[see_also page_id=»44236″]Тем не менее «американцы» закуплены, и они должны работать. А работают ли? Мы уже рассказывали о том, что комплекс в Вяземском районе находится в ящиках на неохраняемой площадке. По-видимому, критика в прессе возымела действие. 23 сентября с.г. мы побывали в Вязьме, посетили площадку, предназначенную для работы комплекса.  Она наконец огорожена, благоустроена, комплекс смонтирован. Правда, он так и не заработал.

Возле строительного вагончика мы повстречали представителя питерской фирмы ССЛК, осуществлявшей закупку «американцев», и наладчика оборудования, специально «выписанного» из Голландии. Как пояснил голландец, пока не удалось пустить завод, но он надеется, что неисправности будут устранены.

Мастер Андрей Сергеевич Технереднев, которому, по всей видимости, предстоит эксплуатировать оборудование, отметил, что наладчики  осуществляют калибровку весов, датчиков битума, датчиков минпорошка. Что это за калибровка такая, не берусь судить, потому что не инженер по образованию. Но в моем представлении, прежде всего требуется калибровка щебня, который будет загружаться в бункер. А если щебень по фракции не соответствует требованиям американской технологии, завод  не сможет выпускать качественную продукцию…

IMG_2065

Только наша беседа с мастером набрала, как говорится, обороты, подошел представитель питерской фирмы и передал Технередневу телефон. На «проводе» был кто-то из Смоленскавтодора. Нас тут же попросили прочь – мол, нужно было сначала сделать какой-то запрос в Автодор. Нам пригрозили позвать охрану. Но все, что надо было увидеть, мы увидели, а мастер на прощание сокрушался, что многое нам наговорил и теперь не оберется неприятностей – получит «по шапке».

[see_also page_id=»45598″]Вообще, смолян пичкают самой невероятной информацией, чтобы хоть как-то объяснить закупку «американцев». Например, на той пресс-конференции, где г-н Апаков озвучил так и не выполненное обещание пустить заводы в августе, было сообщено, будто пуск двух американских заводов закроет потребности области в асфальтобетоне только на 50 процентов. Откуда взялась такая мифическая цифра, остается только удивляться. Неужели опять говорить о том, что с арифметикой у г-на Апакова нелады? В области в районных ДРСУ более 20 заводов с суммарной производительностью в 600-650 тысяч тонн асфальтобетона в год. В организациях других форм собственности имеются еще 10-12 АБЗ общей годовой производительностью в 800-850 тысяч тонн смеси. Несмотря на то, что большинство этих заводов «возрастные», они востребованы. Некоторые из них модернизированы и выпускают самые высококачественные смеси, а также щебеночно-мастичные смеси – на сегодня наиболее прочный материал, обеспечивающий долговечность покрытия. И главное, все эти заводы с лихвой покрывают потребности региона в проведении ремонтных работ на те объемы, которые определены имеющимся финансированием.

IMG_2061

IMG_2059

Потребности Вяземского района, куда доставили одного из «американцев», с лихвой покрывает один маленький заводик ДС-117-2К, принадлежащий ЗАО «Вязьмадор». Вот что рассказал нам генеральный директор предприятия Владимир Альбертович Помозов:

— Производительность нашего завода – 25 тонн смеси в час. Но у нас проведена модернизация: установлена система электронного дозирования на термодатчиках. Теперь завод выпускает 40 тонн асфальта в час. Мы готовим крупнозернистый, мелкозернистый асфальт, плотную, пористую смесь, песчано-пористую, песчано-плотную – то есть все то, что используется на асфальтировании смоленских дорог.

Завод в первую очередь обеспечивает собственные нужды на тех объектах, которые мы выиграли на аукционах. Кроме того, поставляем асфальт другим подрядчикам. Вот сейчас очень большой объем работ осуществляется на Гагаринской фанерной фабрике, там австрийское производство. Берут асфальт у нас Гагаринская ДСПМК и ряд мелких фирм.

— Берет ли вашу продукцию Смоленскавтодор?

— Нет, но вот мои сегодняшние заказчики один раз взяли асфальт в Гагаринском филиале Автодора, но отказались от такого асфальта, обратились к нам и остались довольны качеством продукции.

На нашей производственной базе находится склад инертных материалов, необходимых для выпуска асфальтобетонных смесей.  Запас: около трех тысяч кубов гранитной фракции 5-20; 40-70 – это самый прочный  дорожный щебень, примерно три тысячи кубов местного щебня 5-20 и две тысячи кубов щебня 3-10. Также имеем запас песка на 6-7 тысяч кубов. Этих материалов хватит на выпуск 35-40 тысяч тонн асфальтобетона всех гостовских марок.

— А сколько асфальта ваш завод может произвести за весенне-летний период при полной нагрузке?

— Примерно тысяч тридцать тонн – этого количества на всю Вязьму хватит и на все прилегающие районы. Но в последнее время годовая нагрузка составляет 7-8 тысяч тонн смеси. В нынешнем году мы, кстати, заасфальтировали три улицы в Тёмкине. Заказчики очень довольны остались. В прошлом году мы уложили асфальт на двух улицах в Угре – опять-таки заказчики снова приглашают нас. В процессе работ нам поступили заказы на благоустройство возле памятника воинам-интернационалистам и возле загса в поселке Тёмкино. Там власти видят, как мы работаем, и оперативно предлагают дополнительные объемы на тех объектах, которые необходимо срочно привести в порядок.

В Вязьме мы остались единственной самостоятельной дорожно-строительной организацией. Была фирма «Дорожник», но она канула в Лету, свой асфальтовый завод они «погасили». Вот у меня стоит их операторская будка. Еще одна дорожно-строительная организация — в стадии банкротства, там сейчас конкурсный управляющий. Так что кроме филиала Автодора (бывшего ДРСУ) и нашей фирмы дорожников в Вязьме не осталось.

— Как Вы думаете, Владимир Альбертович, будет ли востребован пока еще не запущенный комплекс на 120 тонн в час?

— Конечно, завод с такой мощностью может создать конкуренцию. Но его сначала нужно запустить. Ума не приложу, кто взял на себя ответственность закупить американский комплекс. Я даже не говорю о патриотизме. Просто потребности в нем нет. Один наш маленький завод способен, повторюсь, закрыть потребность Вяземского, Тёмкинского и  Угранского  районов вместе взятых.

— Столько денег угрохали в «американца», что себестоимость его продукции будет заоблачной, тем более что к инертным материалам предъявляются высокие требования, а это дополнительные расходы.

— Безусловно. А у нас себестоимость асфальта от 2 100 до 2 300 рублей за тонну, и это при том, что за последнее время возросли цены на поставляемый битум.

IMG_2071

Из Вязьмы наш дальнейший маршрут шел в Сафоновский район. Но там тема была другая. Неожиданно в разговоре с генеральным директором ООО «Далепс» — застройщика нового микрорайона Сафонова — речь зашла о Смоленскавтодоре. Оказалась, что строители отказались от сотрудничества с крупнейшей дорожной организацией области.

— У нас теперь другие партнеры, — сообщил Владимир Александрович. — С Автодором очень долгие согласования. Например, с дорогобужским подрядчиком мы любые проблемы в течение часа разрешаем. А с Автодором это практически невозможно. Согласование затягивается на несколько дней. Я затрудняюсь сказать, целесообразна ли была централизация всех районных ДРСУ, их объединение под единое управление. Но, на мой взгляд, объединение создало только проблемы. Мы даже не рассматриваем ценовую политику Автодора, не интересуемся его ценами. Потому что приоритет имеет время. Оно ценится очень высоко, имеет сегодня цену, и немалую!

Приведу пример с благоустройством этого микрорайона. Мы воспользовались неделей хорошей погоды и завершили основной объем работ. Так что пока нам удача сопутствует!

От себя добавим: удача сопутствует сильным и целеустремленным.

Итак, впечатления от поездки противоречивые. Если оценивать состояние дел в «Вязьмадоре» и в Дорогобужской ДПМК акционерного общества СПК «Смоленскагропромдорстрой», то впечатления позитивные. Например, в «Вязьмадоре» технически исправный асфальтобетонный завод может выпускать 300-350 тонн асфальтобетонной смеси за смену, большой запас инертных материалов, на территории порядок, рабочим созданы хорошие бытовые условия : имеются комната отдыха, комната для приема пищи, душевые. Но огорчает, что мощности используются не в полную силу. Как отметил директор предприятия, АБЗ за сезон в состоянии выпустить 30 тысяч тонн качественной асфальтобетонной смеси. Ее хватит для ремонта покрытия на 35-40 километров дорог. Напомню, что во всей Смоленской области Автодором в 2014 году отремонтировано всего менее 43 километров дорог…

[see_also page_id=»41741″]В связи с этим отмечу: подавляющему большинству дорожников области не понятно – ради каких целей были закуплены американские заводы с заоблачной для Смоленщины мощностью. Заводы имеют определенную технологию, и она в наших условиях, с нашими инертными материалами не позволяет добиться хорошего качества смеси. Причем, это комплексы непрерывного действия, и при выпуске 10-15 процентов от производительности заводы оказываются попросту нерентабельными и к тому же создают массу проблем с качеством.

У нас сложилось впечатление, что на площадке, где установлен комплекс, имеет место заурядная показуха. Конечно, то, что завод наконец смонтирован, что площадка огорожена, завезены инертные материалы, создает приятное впечатление. Мы воспринимаем выполненные работы как реакцию на критические публикации журнала «Смоленск» и «Смоленской народной газеты». Надеемся также, что завод будет запущен. Но очень сомнительно, что он будет востребован. Такого количества асфальтобетона не требуется. Тем более, что в Вяземском филиале Автодора имеется завод мощностью, как минимум, 25 тонн смеси в час. Его годовая производительность по техническому паспорту – 36 тысяч тонн. Такое количество асфальта не требуется ни Вяземскому, ни тем более соседним районам. Фактически потребность закрывается имеющимися в районе заводами при загрузке менее половины мощности.

Заменить  25 заводов бывших ДРСУ экономически совершенно безграмотно. Новые заводы могут быть эффективны только при непрерывной работе. А для этого необходима большая потребность в асфальтобетоне. Этого, увы, нет. Как и качественных калиброванных инертных материалов, и качественного битума.

От рабочих на вяземской площадке мы услышали, будто есть возможность получать битум с нефтеперегонного завода и добавлять в него активные вещества. Но все это также повышает себестоимость смесей. В действующих программах ремонта дорог, имеющихся на сегодня в Смоленской области, потребности в таком количестве продукции, да еще с высокой себестоимостью, попросту нет. Подобные смеси – крупнозернистые пористые и мелкозернистые плотные – вполне качественно и в соответствии с ГОСТом выпускают старые асфальтобетонные заводы. Разговоры о том, насколько мобильны новые заводы по монтажу и демонтажу, на поверку оказались от лукавого. На глазах смолян новые заводы уже второй год не могут запустить. Вынуждены были эксплуатационники даже приглашать иностранных специалистов. Неужели при демонтаже на новую площадку придется опять приглашать иностранных специалистов?

Доводилось слышать, что американские заводы не проходили таможенное оформление. Если это так, то их стоимость при закупке запасными частями в разы меньше объявленной. Но здесь уже поле деятельности для дознавателей и следователей…

Владимир КОРЕНЕВ. Журнал «Смоленск» №10 (182)

SmolNarod.ru