В Смоленской области полностью обновили Старую смоленскую дорогу. Объект, который является одной из важнейших транспортных артерий региона и, в некотором роде, памятником истории, ремонтируют подрядчики СОГБУ «Смоленскавтодор». На сегодняшний день практически весь участок, соединяющий Смоленск и Дорогобуж, получил новый асфальт и дорожную инфраструктуру. Работы ведутся в рамках нацпроекта «Безопасные качественные автомобильные дороги».
Эпопея по ремонту Старой Смоленской дороги началась в 2019 году, когда дорожники реконструировали участки от Кардымова до развязки с дорогой Р-120 и участок в дорогобужской районе, соединив Слойково, Усвятье и Городок. Однако в целом магистраль оставалась проблемной. На некоторых участках перемещаться было откровенно небезопасно. Теперь эту проблему можно считать решенной. За четыре года отремонтировали участки дороги общей протяженностью 84,615 км.
А старая ли Смоленская?
Автомобильная магистраль, которую именуют Старой Смоленской дорогой, не такая уж и старая. Точная дата появления магистрали в ее сегодняшнем виде не известна. Однако историки утверждают, что, к примеру, в годы Отечественной войны 1812 года, когда Старая Смоленская вошла в историю крупнейшими сражениями, она пролегала отнюдь не там, где сейчас следуют машины.
С начала 2000-х годов у смоленского краеведа Игоря Ясинского возникло сомнение: имеет ли нынешнее шоссе отношение к Старой Смоленской дороге в ее нынешнем виде? С металлоискателем он исследовал дорогу на ее подлинность и с удивлением обнаружил, что ничего от 1812 года (ни пули, ни ядра) там нет. После чего решил основательно заняться этим вопросом и стал изучать историческую литературу и карты. В ходе поисков он обследовал пешком район от ж/д переезда в Сортировке до деревни Духовская.
Поначалу краевед ходил с картами. «Напав на след» исторического артефакта в дело пускал металлоискатель. Когда пошли ядра, пули, стало понятно, что это именно настоящая Старая Смоленская дорога. Распознать дорогу может только человек знающий. Она обустроена и оканавлена с двух сторон, однако время и природа все прячет и маскирует, порой увидеть следы дороги воочию совсем непросто. На помощь приходят старые карты, обращение к логике строителей дороги и немножко везения. На обочинах исторической дороги Ясинский обнаружил деревья, несвойственные окружающему ландшафту — дубы, сливы, яблони. Вероятно, 200 лет назад путники, невольно разбрасывая косточки от плодов, дали жизнь этим деревьям.
В ходе изысканий выяснилось, что от Смоленска до Соловьевой переправы дорога петляет мимо сгинувших ныне деревень и фактически отсутствует на современных картах.
Немного истории
Сама дорога начала формироваться в 14 веке, чуть позже она стала главным трактом, который соединил Европу и Москву. В наши дни Старая Смоленская берёт начало в Краснинском районе, на российско-белорусской границе. «Нулевая верста» — путевой знак — говорит, что здесь начинается Россия.
В 1526 году по Старой Смоленской дороге проехал посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн. В 1606 году по ней торопилась в Москву на свою свадьбу с Лжедмитрием I Марина Мнишек. Во второй половине XVII века этим же маршрутом проследовал Адольф Лизек. «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириною около 30 футов с бревенчатою по болотам настилкою» — отметил в путевых заметках европейский дипломат.
Именно по этой дороге в 1632 году двигалась к Смоленску армия воеводы Шеина, надеясь взять реванш за поражение в 1611 году. В 1634-м здесь же отступали к Москве разбитые остатки войска московитов. В 19 веке при губернаторе Николае Хмельницком на реконструкцию Старой Смоленской дороги было потрачено столько денег, что император Николай Первый произнёс фразу, ставшую легендарной. «Дешевле было бы выложить её серебряными рублями», — недовольно заметил государь, познакомившись со сметой.
В Кардымовском районе находится знаменитая Соловьёва переправа, раньше она называлась Соловьёвым перевозом. Слияние рек Вопи и Днепра – как раз недалеко от нынешней Соловьёвой переправы. Старая Смоленская дорога стала использоваться круглогодично, когда в этом месте на Днепре организовали постоянную переправу. Летом 1812 года жители окрестных деревень установили два плавучих моста. Работы велись под руководством дворянина Ивана Глинки. В июле-августе 1941-го года здесь были кровопролитные бои. Несколько лет назад на берегу Днепра установили часовню, освятив её во имя Георгия Победоносца. Сейчас о тех событиях напоминают мемориалы, переехать через реку можно по хорошему бетонному мосту.
Языком цифр
Работы по реконструкции дороги начались в 2019 году. Были отремонтированы участки в Кардымовском районе (участок протяженностью 9 км: км 16+800 – км 25+800), в Дорогобужском (участок протяженностью 7,2 км: км 66+000 – км 73+230) и Вяземском (участок протяженностью 4,8 км: км 164+200 – км 169+000).
В 2020 году ремонт был выполнен в Дорогобужском районе (участок протяженностью 10,5 км: км 73+500 – км 84+000), в Вяземском районе (участок протяженностью 1,080 км: км 152+960 – км 154+040) (участок протяженностью 10,140 км: км 154+120 – км 164+260).
В 2021 году ремонт был выполнен в Кардымовском районе (участок протяженностью 18,820 км: км 32+878 – км 50+919, км 51+258 – км 52+037), в Вяземском районе (участок протяженностью 2,017 км (км 149+943 – км 151+960) (участок протяженностью 4,421 км: км 144+522 – км 148+943).
В 2022 году выполняется ремонт участка в Кардымовском и Дорогобужском районах (участок протяженностью 13,837 км: км 52+037 – км 65+874) и в Вяземском районе (участок протяженностью 2,8 км (км 169+000 – км 171+860). В рамках работ на объектах проводят фрезерование, устройство асфальтобетонного покрытия, укрепляют обочины, ремонтируют и меняют остановочные павильоны, устанавливают новые дорожные знаки, барьерное ограждение и т.д.
PS. Чтобы полностью решить вопрос с реконструкцией Старой Смоленской дороги, дорожникам предстоит решить две задачи. Одна попроще – ремонт небольшого участка на подступах к Дорогобужу. Однако он и в настоящее время не так уж плох. Задача посложнее – заасфальтировать нетронутый цивилизацией участок дороги от Болдинского монастыря до деревни Семлёво Вяземского района.
В случае, если решение по этому участку будет принято, денег потребуется немало. Ведь речь уже будет идти не о ремонте, а о строительстве новой дороги. Но тогда путь из Смоленска в Вязьму можно будет преодолеть по полноценному дублёру трассы М1.