В этом году в нашей стране и по всему миру отмечается 100-летие двух крупнейших политических событий XX века – Февральской демократической революции и Октябрьской социалистической революции.
В Февральской революции, которая привела к свержению российского самодержавия, одну из главных ролей играл Александр Федорович Керенский (1881 – 1970), депутат, лидер фракции трудовиков в IV Государственной думе, бывший министр-председатель Временного правительства.
В эти июльские дни исполняется 100 лет, как Александр Керенский стал председателем Временного правительства, сменив на этом посту князя Георгия Львова, который ушел в отставку после организованного большевиками июльского восстания в Петрограде.
Вокруг имени Керенского до сих пор много мифов, а зачастую и откровенной лжи. Ленин организовал настоящую травлю своего земляка, называя его то «фразером», то «самым опасным человеком для революции». Однако другие современники называли Керенского «вождем свободы» и «сыном великой революции».
История – великая шутница – любит преподносить парадоксальные сюрпризы тем, кто не учит ее уроки. Так случилось и с нами. Россия уже 26 лет пытается вернуться к тому, с чего в феврале 1917 года начинало Временное правительство вместе с Керенским и под его руководством. Исторический круг замкнулся.
Поэтому нам важно знать, в чем же была ошибка правительства Керенского? Почему провалились реформы Временного правительства? Предлагаем вниманию читателей «интервью» с Керенским на основе его воспоминаний.
– В начале века марксизм был популярен в России. Почему вы не стали марксистом?
– Марксизм отталкивал меня органически присущим ему материализмом и подходом к социализму, как к учению лишь одного класса – пролетариата. Для большинства россиян ставка только на промышленный пролетариат и полное игнорирование крестьянства было совершенным абсурдом. Согласно марксизму, классовая принадлежность полностью поглощала сущность человека. Но без человека, без личности, индивидуальной и неповторимой, без идеи о необходимости освобождения человека как этической и философской цели исторического процесса – что же тогда осталось от великой русской идеи?
Человек – существо верующее. Он всегда стремится преобразовать мир в соответствии со своими внутренними мироощущениями. Это – религиозный инстинкт и никакое научное знание управлять им не может. Материалистические теории превращают человеческие существа в крошечные винтики чудовищной машины. Абсурдность этих воззрений еще раз доказали две чудовищные войны, а также опыт большевизма и фашизма.
– Но ведь в конечном итоге именно социалистические идеи овладели массами и привели к революции?
– Не социалистические идеи порождали революционное движение в стране. На революционную борьбу толкал сам режим. Упадок в экономике привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и духовного распада.
Позднее, став членом Думы и изучив всю систему управления страной, я осознал всю сложность отношений между правительством, формально несущим ответственность за благосостояние страны, и верховной властью, находившейся в то время в руках безответственной клики невежественных и бесчестных политиков. Я понял, что правящие и привилегированные круги русского общества абсолютно не желают передать власть трезвым, здравомыслящим людям.
– И все-таки, почему происходят революции? Что толкает людей на эти крайние меры?
– Жизнь нормально развивающейся страны основана на принципе честной игры. Предполагается, что и власти и простой люд в своих взаимоотношениях придерживаются определенных правил. Всякий раз, когда эти правила нарушают власти, которые обычно обладают превосходством в силе, это приводит к злоупотреблениям. И тогда люди оказываются перед выбором: либо покорно смириться с произволом властей, либо встать на путь борьбы в защиту своих основных прав, прибегнув к самым крайним методам.
– В нашей стране всегда было модно быть в оппозиции к власти, то есть в обществе всегда присутствовали элементы саморазрушения. Почему?
– Культивируя лишь стремление к богатству и равенству, Россия не смогла выработать стремления к правовому обществу. Именно в этой духовной традиции коренилось враждебное отношение значительной русской интеллигенции к власти государства.
В России никогда не будет подлинной демократии до тех пор, пока ее народ не сделает сознательного шага к единению во имя достижения общей цели.
– Можно ли было избежать кровавой расправы над царской семьей?
– Сам царь предложил решение, достойное правительства свободной России. Николай II передал листок бумаги с текстом своего послания. Суть его сводилась к следующему. Во-первых, разрешить ему проезд в Царское Село для воссоединения с больными членами семьи. Во-вторых, гарантировать безопасность временного пребывания ему, его семье и свите до выздоровления детей. В-третьих, предоставить и гарантировать переезд в Мурманск для отбытия в Англию. И четвертая просьба: возвратиться после окончания войны в Россию для постоянного проживания в Крымской Ливадии. Однако у большинства членов (Исполкома Петроградского Совета – Д.Т.) были совсем другие замыслы.
– Многие до сих пор верят в то, что вы бежали из Зимнего дворца в одеянии медсестры… Для чего понадобилось сочинить этот миф?
– Ложь и клевета порой несокрушимы. Большевистская и правая пресса, большевистские и правые агитаторы отлично понимали, что, уничтожив моральный авторитет тех, кто воплощал верховную власть в республике, они на долгие годы парализуют все демократические и народные силы в России.
– Во все времена коренной вопрос России – это вопрос о земле. Что делали Дума и правительство для решения этого вопроса?
– Было решено немедленно осуществить радикальную земельную реформу. Цель ее – создать по примеру французов и немцев новое «третье сословие» преуспевающих фермеров. Передача земли крестьянам и огромный рост числа фермерских хозяйств осуществлялись при активной помощи правительства, земств и кооперативов. Именно в этот период Сибирь вступила в стадию экономического и культурного развития по американскому типу. Сельскохозяйственное производство возросло более чем втрое, а экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился в десять раз.
– У нас все еще бытует мнение, что до революции в России была потрясающая неграмотность и что именно советская власть дала возможность всем получить образование. Что вы можете сказать об этом?
– К моменту начала войны (1914 г. – Д.Т.) Россия подошла вплотную к введению всеобщего обязательного образования. К 1900 году 42 процента детей школьного возраста посещали школу. III Дума большинством голосов утвердила законопроект о всеобщем обучении. Позднее этот закон был принят IV Думой. Уровень грамотности среди молодежи в стране позволял ввести систему обязательного начального обучения. И не разразись война, она бы полностью была реализована к 1922 году.
За время с 1900 по 1910 год государственные ссуды на образование увеличились в 12 раз. В 1915 году число школ превысило 122 тысячи, а число учащихся достигло 8 миллионов. Ежегодно на учебу за границу отправлялись группы преподавателей и преподавательниц, тысячи учителей из государственных школ побывали в Италии, Франции, Германии.
– Какой была общая ситуация в стране накануне Первой мировой войны?
– Национальный доход России увеличился на 79,4 процента. С 1900 по 1905 год промышленное производство выросло на 44,9 процента, а к 1913 году – на 219 процентов.
Общее улучшение благосостояния народа нашло свое выражение в значительном росте потребления товаров, а также в увеличении вкладов в сберегательных банках.
Политические свободы в России того времени напоминали волшебную сказку. К лету 1914 года Россия превратилась в политически организованную страну, и потребовалось бы от силы два или три года, чтобы вытравить с лица земли все следы самодержавия и создать новую, демократическую Россию.
– А с чего начинало Временное правительство?
– Первостепенную важность имели политические и гражданские права. Была установлена независимость судов и судей. Были ликвидированы все «специальные» суды, а все «политические» дела, или дела, связанные с государственной безопасностью, отныне стали подлежать рассмотрению в суде присяжных, как и все обычные уголовные дела. Правительство демократической революции отменило смертную казнь за все без исключения преступления.
Были отменены все религиозные, этнические и сословные ограничения, провозглашена полная свобода совести. Восстановлена независимость православной церкви. При участии всех партий, общественных организаций и этнических групп был разработан закон о выборах. Было установлено городское и сельское самоуправление.
Всего через три недели после падения монархии новое правительство опубликовало декрет об аграрной реформе. Меры, предложенные правительством, предусматривали полную передачу земли тем, кто ее обрабатывает. Большевики, пытаясь помешать мирному ходу земельной реформы, стремились вызвать анархию в крестьянских массах.
Трудовое законодательство Временного правительства предоставило рабочим независимость и беспрецедентные права. Все эти права им предстояло утратить при большевистском режиме «рабочих и крестьян». Были созданы арбитражные суды, 8-часовой рабочий день.
По возвращении в Россию в 1917 году Ленин сказал, что «…Россия сейчас самая свободная страна в мире».
– Если все было так хорошо, то почему ваши реформы не дали результата, почему Временное правительство было свергнуто большевиками?
– Это в огромной степени объясняется тем, что Временное правительство оказалось неспособным решить проблему создания стабильного демократического режима для осуществления и закрепления этих реформ. В тот период демагогам не составляло особого труда толкнуть рабочих и солдат, утративших чувство дисциплины, на путь любых крайностей.
Демократическое правительство не удалось бы свергнуть, если бы борьба с ним велась честно, а не при помощи лжи и клеветы. Разнузданная кампания дискредитации правительства стала одним из факторов разрушения демократии в России.
Есть некий психологический закон, согласно которому, чем чудовищна ложь, тем охотнее ей верят. Именно в расчете на этот изъян человеческой души и строил Ленин свою стратегию захвата власти.
Большевики с самого начала революции стремились к замене демократической системы неограниченной диктатурой своей партии. Сегодня после двух мировых войн, невозможно отрицать тот факт, что реакция, маскирующаяся под «революцию» и возглавляемая такими демагогами, как Ленин, Муссолини и Гитлер, может создать тоталитарные системы, разрушающие все моральные барьеры.
Но в конце своей долгой жизни, которая полностью прошла в критические годы истории, я со всей очевидностью вижу, что никому не суждено уйти от ответственности за свои деяния и что за все приходится платить. Человек должен научиться жить не ненавистью и жаждой мщения, а любовью и всепрощением.
С Керенским «беседовал»
Дмитрий ТИХОНОВ
В интервью использованы цитаты из мемуаров А.Ф. Керенского «Россия на историческом повороте».