Продолжаем нашу серию репортажей о доступной среде в Смоленске. На этот раз корреспондент Smolnarod.ru сел в инвалидную коляску, чтобы оценить доступность для маломобильных групп населения такого вида транспорта, как троллейбус. Это ужас.
Здоровому человеку не заметны многие вещи, которые для инвалида вызывают отчаяние. Небольшой скат на остановках обычным людям незаметен, а для людей на колясках они кажутся огромными ледяными горами. Казалось бы, низкий съезд на недавно отремонтированной улице Кирова нам видится идеальным, а в реальности он грозит падением с коляски и увечьем. Всё это не понимаешь пока… пока сам не сядешь в коляску. Мы же решили, так сказать, проверить на собственной шкуре всю доступность нашей среды в Смоленске.
В феврале 2018 года смоленские СМИ цитировали руководителя смоленского МУТТП Кирилла Ващилина, который заявил, что предприятие подало заявку на получение федеральной субсидии на приобретение электротранспорта для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. С её помощью МУТТП хочет приобрести по 9 низкопольных троллейбусов в 2018 и 2019 годах, а также 5 трамваев в 2020 году.
Редакция Smolnarod заранее сделала официальные запросы и получила следующую информацию. На 15 февраля 2019 года в муниципальном трамвайно-троллейбусном предприятии на балансе числится два троллейбуса модели Тролза-5265.00 «Мегаполис», из которых на линии только один. Второй находится в ремонте. Ещё один троллейбус модели Тролза-5275.03 «Оптима» полунизкопольный и работает на линии.
Открываем виртуальную карту движения смоленского транспорта http://bus67.ru и видим на линии всего один троллейбус со значком инвалидной коляски. Кстати, вечером на линии не было ни одного низкопольного троллейбуса.
— Предоставление субсидий субъектам Федерации на закупку троллейбусов и трамвайных вагонов предполагает взаимоотношения между Федеральным центром и субъектом Федерации, — отметил наш источник, поясняя отсутствие транспорта, на котором могли бы передвигаться инвалиды.
Мы опросили людей с ограниченными возможностями в Смоленске, которые ведут достаточно активный образ жизни и для них передвижение по городу крайне важно. Все опрошенные единогласны во мнении, что в Смоленске транспорт для инвалидов не доступен.
— Я никогда не пользовалась общественным транспортом. Езжу только на такси. Много неудобств и я ни разу не видела автобуса для инвалидов, — делится паралимпийская спортсменка по лёгкой атлетике Елена Горлова.
— К сожалению, пока не приходилось. Рядом с моим домом находится только остановка маршрутного такси, а оно никак не приспособлено. Что касается автобусов и троллейбусов: наиболее близкая к моему дому остановка троллейбусов находится около самолёта в нашем районе и до недавнего момента там не было почти никакой доступной среды, а зимой и вовсе туда сложно добраться на коляске из-за снега, — рассказывает танцовщица Евгения Кубракова.
— Последний раз хотел доехать от Колхозки до Сортировки. В автобусы, а тем более маршрутки, которые курсируют, вообще никак не заехать. Даже не занести, — поделился спортсмен по бочче Александр Озолин.
Итак, на этой печальной ноте мы решили всё же протестировать намеченный нами транспорт – троллейбус. Нашим гидом в мир инвалидов стал Евгений Билик. О его упорстве, любви к жизни и активной жизненной позиции мы писали в предыдущем материале.
Евгений любезно предоставил корреспонденту Smolnarod вторую коляску, и мы отправились на троллейбусную остановку «Маршала Соколовского» на улице 25 Сентября. Я с ужасом посмотрела на высоту тротуара и испугалась, что никогда в жизни не отважусь на прыжок на коляске в эту бездну. Евгений заверил, что такая высота необходима для комфортного заезда в троллейбус, так как откидываемая аппарель (площадка для заезда) низкопольного транспорта ложится точно на тротуар. В связи с этим создаётся оптимальный наклон заезда в троллейбус. Ну что ж, я успокоилась.
Тем временем подъехал троллейбус. Водитель, заметив на посадочной платформе колясочников, ловко припарковал свой транспорт ближе к тротуару и, открыв переднюю дверь, громко нам прокричал: «Куда едем? Помочь?». Выяснив, что нам не в том направлении, он закрыл двери и отправился дальше. А мы поняли, что троллейбус был обычный, без аппарели. Но водитель оказался настолько неравнодушен, что предложил свою помощь даже на простом троллейбусе. Это растопило наши сердца и мы еще долго обсуждали его героический, по нашим меркам, поступок.
Нам повезло и вскоре подошёл единственный на линии низкопольный троллейбус. Водитель также профессионально заехал в парковочный карман, вышел из кабины и откинул аппарель.
Я настороженно стала заезжать по впервые встречаемой для меня конструкции. Но водитель, весело приговаривая, тут же вцепился своими накаченными ручищами в ручки коляски и закатил нас поочередно в троллейбус.
Кондуктор, миловидная женщина средних лет, не осталась в стороне и помогала пристроить нас, любезно откинула поручень, чтобы зафиксировать коляски в салоне.
Водитель сразу же поинтересовался конечным нашим пунктом, чтобы подъехать к посадочной платформе ближе. На нужной остановке наш ас легко скатил нас по аппарели и напутствовал: «Удачи вам! Приходите к нам ещё!». А милая кондуктор продиктовала номер диспетчера, чтобы в будущем мы не мёрзли на остановке, а узнали заранее время приезда низкопольного троллейбуса на нужную нам остановку.
Среди протестированных видов общественного транспорта самые славные водители и кондукторы, однозначно, работают на троллейбусах.
Дальше наш путь лежал через перекрёсток улиц Тенишевой-Шевченко-Крупской-Кирова. Даже низкие съезды недавно отремонтированной улицы Кирова оказались для меня не доступны. Когда в очередной раз я чуть не выпала из коляски лицом на проезжую часть, наш фотокорр покатил меня к остановке. Евгений заправски балансировал на двух колёсах во время съездов и подъёмов. Я же как только представляла себе, что подниму передние колёса, тут же мысленно падала на спину и со звоном билась головой об лёд.
Мы подъехали к тротуару на улице Шевченко и я окинула взглядом посадочную платформу на троллейбусной остановке.
Сначала нужно преодолеть нечищеный во льду тротуар, где постоянно зависают и прокручиваются колёса. Затем предстоит пересечь под крутым наклоном заезд к бывшему УПК, а ныне Центра дополнительного образования. После этого тебя ждут ещё высокие ступеньки, разрушенные на куски временем, вниз к троллейбусу. Мурашки ужаса побежали по спине. Я поняла, что здесь моя храбрость закончилась и если я рискну это провернуть, то останусь навсегда в этой коляске. Под удивлённые лица ожидающих транспорта людей я «самоисцелилась» и встала с коляски. Дальше все силы наши были направлены на то, чтобы помочь инвалиду проехать по проезжей части к посадочной платформе, а затем поднять его на приехавший транспорт.
Резюмируем. Водители и кондукторы вызывают несомненное уважение . А вот чиновникам, закрывающим глаза на убийственные посадочные платформы и фактическое отсутствие низкопольных троллейбусов (одна единица на линии — это ужас), пора задуматься. Мы предлагаем им стать на один день инвалидами и попробовать самим оценить доступную среду, проехав на коляске по своим обычным будним делам.
Мы призываем запустить флэшмоб #одинденьвколяске и приглашаем принять участие все города России, в том числе журналистов, чиновников, а также руководителей различных организаций.
Наша серия репортажей про доступную среду продолжится и дальше. Следите за событиями.