Слёзы, боль, отчаяние. Всю гамму чувств испытал корреспондент Smolnarod.ru, который сел в инвалидную коляску и проверил доступную среду в Смоленске на себе. Подробности в нашем репортаже.
Однажды моя знакомая, руководитель детского центра, рассказала, что только когда по вине случая оказалась на два месяца в инвалидной коляске, смогла понять важность доступной среды. После этого она обустроила в своей организации пандус, расширила двери, убрала всевозможные пороги в своём заведении. Тогда она сказала, что пока сам не сядешь в инвалидную коляску и не проедешь — не поймёшь доступность этой самой среды. Предлагаем это сделать нашим смоленским чиновникам, которые бодро рапортуют на совещаниях об успешной доступной среде в Смоленской области. Друзья, её у нас вообще нет. Мы проверили. Начнём с трамваев.
[see_also page_id=»230048″]В феврале 2018 года смоленские СМИ сообщили о том, что 20 столичных трамваев планируют доставить в Смоленск к концу марта – началу апреля. По техническим характеристикам 20 вагонов превосходят те, что город приобрёл в 2016 году. Москва бесплатно передаст Смоленску транспорт модели 71-619К. Кроме того, руководитель МУТТП Кирилл Ващилин заявил, что предприятие подало заявку на получение федеральной субсидии на приобретение электротранспорта для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. С её помощью МУТТП хотело приобрести по 9 низкопольных троллейбусов в 2018 и 2019 годах, а также 5 трамваев в 2020 году. Все эти покупки зависят от федерального решения – у Смоленска нет денег на приобретение нового транспорта. Теперь о том, что в реальности есть.
Всего на 15 февраля 2019 года на балансе муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия числится 21 трамвайный вагон с переменным уровнем пола:
— модель 62103, производства «Белкоммунмаш» (Беларусь) 2 единицы и обе не эксплуатируются;
— модель 71-623 производства УКВЗ (Челябинская область), которые смоляне любя называют «рыжиками», 19 единиц, из которых только 7 на линии.
Остальные, кто из-за поломок, а кто из-за вспученной плитки вдоль рельсов стоят в депо. На участках улицы Николаева и проспекта Гагарина необходимо демонтировать плитку (кроме переездов), нанести сплошную линию дорожной разметки 1.1., установить знаки 5.14д «Выделенная трамвайная линия». Кроме того, в критическом состоянии находится участок трамвайных рельсов на проспекте Гагарина, Шевченко, Трамвайном проезде, где также требуется срочный капитальный ремонт.
Итак, на весь город мы имеем в лучшем случае 7 приспособленных для инвалидов трамваев. На виртуальной карте движения смоленского транспорта http://bus67.ru эти трамваи помечены значком с инвалидной коляской. В итоге мы больше пяти не насчитали.
Во вторник мы встретились с нашим гидом в мир инвалидов Евгением Биликом около торгового центра на 25 Сентября. Женя родился здоровым парнем и уже закончил физакадемию, когда при падении с высоты в 1993 году повредил позвоночник. Долгих семь лет он проходил реабилитацию и даже мог немного передвигаться с поддержкой на своих ногах, но увечье одержало победу и с 2000 года он окончательно сел в инвалидное кресло. Молодой человек не опустил руки и решил во чтобы-то ни стало передать свои знания физической культуры молодому поколению. Он стал тренером и на данный момент ведёт две команды по бочче для лиц с проблемами интеллектуального развития и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В силу этих обстоятельств Евгению приходится активно передвигаться по городу, а также ездить на чемпионаты России. Евгений прихватил для меня вторую коляску, чтобы и я на себе проверила доступную среду.
Приехав на трамвайную остановку, я оторопела. Даже если приедет этот чудесный низкопольный трамвай, то как к нему съехать? Сердце замирало от страха и ужаса при одной мысли скатываться с этой наледи на проезжую часть. И это обычному человеку кажется, что горка невысокая. А в инвалидной коляске — она гигантская.
Простояв 36 минут на остановке, мы так и не дождались низкопольного трамвая и решили попытать счастья проехать на обычном. Однако водитель на наши чаяния предложила дальше ждать низкопольный.
Промозглый ветер и сырость брали своё. Ноги заледенели, а перчатки на руках все были мокрыми и грязными от колёс. Но мы всё же не сдавались. Добравшись до медгородка (остановка Медуниверситет возле Мандаринового гуся) на другом транспорте, мы вновь решили отправиться на трамвайную остановку «Смолэнерго». Правда добраться до неё инвалиду не так просто. Были моменты, когда при съезде с тротуара передние колёсики выворачивались поперёк, а задние взлетали над землёй. В этот момент от страха упасть лицом вниз я выставляла вперёд ногу, а ведь инвалид обречён на падение в такой ситуации.
Преодолев несколько переходов, мы подкатываемся к рельсам. Через них практически невозможно проехать — передние маленькие колёса залетают в узкие углубления рельсов и из-за завышенной плитки ты просто не можешь «сдать» ни вперёд, ни назад. Колёсики предательски «танцуют» и становятся поперёк, словно издеваясь над нами. Тогда мы поняли, что на тротуар нам не суждено попасть и поехали по краю проезжей части под недовольные взгляды автомобилистов. В этот момент я вспомнила о попрошайках, которые ездят вдоль машин. На эту мысль навели брезгливые взгляды водителей, которым просто невдомёк, что по-другому нам никак не попасть на остановку.
Подъехав к злополучному «островку» (посадочной платформе) возле заборчика, я вдруг поняла, что забраться на него нереально! Нервы сдали, душа разрывалась от отчаяния. Сидишь в коляске на проезжей части и не можешь никак попасть на посадочную платформу.
Но и на этом нашли злоключения не закончились. С заправским видом я открыла виртуальную карту движения транспорта, но поблизости не было ни одного трамвая со значком инвалидной коляски. Не теряя надежды, я позвонила диспетчеру. Но и она не порадовала. Ближайший трамвай придёт на остановку через 52 минуты.
К этому времени мы замёрзли до ужаса. Прокатиться на трамвае нам так и не удалось. Диспетчер посоветовала предварительно звонить и уточнять время прибытия «рыжика» на конкретную остановку, прежде чем инвалид планирует выехать из дома. То есть по своему намеченному плану попасть на планируемую встречу или поезд у маломобильных людей не получится.
Мы покатились на остановку для троллейбусов и маршруток. Но об этом мы расскажем в следующем репортаже. Там обстановка оказалась ещё хуже, но нам хотя бы удалось уехать.
Отметим, проблема с вышедшими из строя низкопольными трамваями сложилась из-за торчащей под разными углами и высоте плитки, которая уложена вдоль рельсов. Трамваи просто ломают рамы. А замена таких конструкций стоит более миллиона. Кстати, сотрудники муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия заявили, что если после наступления весны плитка не осядет, то, возможно, низкопольные трамваи выведут из эксплуатации. Простите, а что же делать тогда людям с ограниченными возможностями?
Активист Евгений Плёнкин видит решение проблемы в поднятии тротуара по высоте.
— Для наших трамваев нужно создавать высокие платформы, с которых инвалид будет просто заезжать в салон, а не будет вынужден ждать, пока ему откинут аппарель. С троллейбусами проблема зачастую в том, что они просто физически не могут подъехать близко к тротуару. Там надо перевешивать провода, а так же убирать карманы, потому с ними гораздо сложнее маневрировать. В городе одна высокая платформа (точнее её подобие) на трамвайной остановке ТЮЗ, — пояснил Евгений.
Евгений прислал пример такого высокого тротуара на платформах для трамваев.
В завершении нашего репортажа мы на своём опыте поняли, что проблема не только в отсутствии низкопольных трамваев, а также в наплевательском отношении дорожников при создании посадочной платформы и подъезда к ней. Без помощи сопровождающего нас коллеги-фотокорреспондента мы бы так и не заехали на платформу.
Предлагаем чиновникам стать на один день инвалидами, сесть в коляску и прокатиться по своим обычным делам. Возможно, тогда великие умы поймут всю недоступность смоленской «доступной» среды и попробуют найти свои варианты решения проблем. Ведь никто не застрахован от травм и болезней. Ну а мы продолжим цикл наших репортажей о доступной среде. Следите за событиями.