«Это не работа, а «распиливание» бюджета любыми доступными средствами»

Смоленские следователи продолжают распутывать коррупционный клубок, возникший вокруг строительства ФОК «Юбилейный» и ряда других юбилейных объектов. Больше всего вопросов со стороны правоохранительных структур возникло к СОГБУ «Смоленскавтодор» — одному из крупнейших «освоителей» бюджетных средств после прихода к власти губернатора Алексея Островского.

Как мы уже рассказывали, под подозрение попал Антон Идирисов — руководитель ООО «Смолоблстрой», организации, которая являлась субподрядной на нескольких объектах «Смоленскавтодора». С редакцией smolnarod.ru связался руководитель одной из московских фирм, которая участвовала в юбилейных стройках в Смоленске. Он внимательно следит за развитием событий и согласился побеседовать с нами и высказать свое мнение на условиях анонимности.

— Какой информацией вы обладаете на данный момент?

[see_also page_id=»127392″] — Мне стало известно, что большинство сотрудников «Смолоблстроя» вызваны на допрос, а вот г-на Идирисова пока никто найти не может. Это косвенно свидетельствует о том, что сбор информации и оперативная работа велись уже давно. Плюс ко всему, Идирисов как физическое лицо — банкрот. Потому что его, образно говоря, «кинули».

— Кто же его «кинул»?

— А здесь такая же схема, которая была в истории с «главным юбилейным строителем» – Огарковым и его группой компаний «Трансстрой». После попадания в немилость Огаркова срочно потребовалось передать в «подконтрольные руки» все важные подряды. Вы об этом уже рассказывали. Таким образом, именно на достройку единственного официального объекта ООО «Трансстрой» – детский сад в Михновке — администрация заводит СОГБУ «Смоленскавтодор». А тот, в свою очередь, отдает на субподряд этот объект в ООО «Смолоблстрой» — Идирисову.

Алексей Островский и Владислав Апаков (слева) на открытии детского сада в Михновке
Алексей Островский и Владислав Апаков (слева) на открытии детского сада в Михновке. Фото — smolensk-i.ru

Напомним, что начало этой истории положено летом 2014 года. Сначала Идирисова приблизили через Апакова, дали ему подряды (при этом часть субподрядных поставщиков и производителей работ ему досталась из тех, кого уже Огарков «кинул» один раз). После «эффективного освоения бюджетных средств» деньги, как всегда, кончились, и Идирисов по той же схеме не оплачивал подрядчикам и поставщикам на разных объектах.

Если открыть сайт арбитражного суда, то таких дел — ворох. Они должны ООО «Дельта» за котельную в детском саду в Михновке более миллиона рублей, «Смоленской лифтовой компании» за полный комплекс работ по оборудованию ФОКа лифтами, должны «Сфере безопасности» за установку пожарной сигнализации, двум охранным предприятиям. Все контракты заключались в период осень 2014 года — весна 2015-го.

[see_also page_id=»17925″] Официально как минимум две компании — «Дельта» и «Смоленская лифтовая» – имеют «почетное звание» «дважды кинутых». Сначала Огарков, а потом «Смолавтодор»-«Смолоблстрой». А если взять тех поставщиков, кто не пошел в суд?

— Получается, что Идирисов жертва? Он что, не знал, на что подписывается?

— На самом деле, я думаю, он был заинтересован в том, чтобы быть приближенным. Он решил, что он нашел «правильную крышу», которая решит его старые вопросы, а дальше — по стандартной схеме: произошло банальное замещение одного подрядчика на другого.

— Ну а судебная тяжба, которая ведется между «Смолавтодором» и УКСом. Они ведь уже давно судятся, и Апаков пытается доказать, что им якобы недоплатили и даже должны еще остались. С этим как?

— Я полагаю, это такая параллельная реальность — иллюзия сохранения законности. Скорее всего, это было изначально запланировано по причине того, что всегда имеется определенный допуск в таких ситуациях. Вдруг выясняется, что вскрылись новые дефекты, которые допустил прежний генподрядчик, и это требует дополнительных средств. Деньги если бы были в УКСе — ему бы заплатили по-тихому. А нет — через судебное решение все это делается. То есть это такой спектакль для обывателя и отчасти для правоохранительной системы.

Наблюдая за тем, что происходит в Смоленске, прихожу к выводу: это не работа, выстраиваемая с точки зрения основ экономики, оптимизации бюджета, а это «распиливание» бюджета любыми доступными средствами. Причем не очень-то изощренными.

Здесь все средства хороши. Находится заранее жертва, правда, жертва этого не знает. Бегает счастливо полгода-год, считая, что она поймала счастье за бороду, что у нее все двери открыты, на совещания ходит, объекты есть, и первые деньги вроде бы пошли. А потом (после освоения бюджета) появляется оборотная сторона медали, когда денег не хватает ни на что, человек становится «крайним», а незапятнанной остается администрация, власть.

— Тем более аналогий в новейшей истории хватает.

[see_also page_id=»70336″] — Конечно. В 2014 году сменился «пассажир» в лице Огаркова на «Смоленскавтодор». Потом решили «Смоленскавтодор» под удар не ставить из-за приближенности. Потом у него внутри появляется доверенная структура, получающая от него подряды, нигде не фигурирующие фактически. Формально «Смолоблстроя» вроде как нет, но на всех проблемных объектах, за которые «Смоленскавтодор» помпезно получает благодарности, на нижних ролях у них — «Смолоблстрой», из которого сейчас делают «стрелочника». Некрасивая схема, но рабочая. Которая работала, работает и, видимо, будет работать. Ждите следующего «пассажира», видимо, на строительстве ФОКа в Дорогобуже. Все виноваты, только администрация ни при чем.

— Как вам недавний спич губернатора Островского, целиком и полностью посвященный выбеливанию «Смоленскавтодора»?

— Что касается этого совещания с силовиками — то здесь, как мне кажется, Островский наговорил лишнего. Слишком явная заинтересованность в «чистоте» «Смоленскавтодора». Теперь отступать некуда. Фактически Островский послал силовикам такой сигнал: «Смоленскавтодор» трогать нельзя, он в таких тяжелых условиях «спасает честь всей строительной отрасли вверенной мне области». «Так что вы сначала санкцию в Кремле получите».

При этом возникает вопрос: а как там с дорогами у «Смоленскавтодора»? Может, не надо достраивать спортивные комплексы и детские сады (пусть это делают строительные компании), а пора дорогами заняться?

Или вот, например, цитата Островского: ««Смоленскавтодор» оказался единственной организацией, которая была в состоянии завершить строительство важнейшего для региона спортивного объекта». Но ведь это же неправда! «Смоленскавтодор» был всего лишь распорядителем средств, а работы осуществлялись его доверенными лицами!

[see_also page_id=»123165″] Или вот что говорит Апаков: «Особенностью заключения контракта значилось завершение работ, которые выполнял предыдущий недобросовестный подрядчик, а также срочность завершения работ». Недобросовестность заключалась в том, что администрация (в лице УКСа) остановила платежи в тот период, когда 99% работ уже были сданы. Осталась только поставка части оборудования и его пусконаладка.

Вот еще красноречивая цитата Апакова: «Сегодня этой компании («Топфлор-инвест» — прим. ред.) не существует, она обанкрочена. И это красноречиво говорит о ее предыдущей деятельности».

Ой ли?! А как же тогда трактовать банкротство основного субподрядчика по этому объекту «Смолавтодора» – «Смолоблстрой»? Более того, г-н Идирисов, как же отмечалось выше, тоже находится в процедуре банкротства как физическое лицо. Кто несет ответственность за это, Владислав Викторович?

— Вернемся к Идирисову. Я правильно понимаю, что связь данного гражданина с Владиславом Апаковым имеет давнюю историю?

— Полагаю, с конца 2013 года это фактически бизнес-партнеры, хотя появление Идирисова на ключевых объектах в Смоленске не связано с удмуртским «кланом» (Питкевич-Апаков). Он просто проплывал в своих проблемах мимо – и прибился. Хотя это уже другая история.

Так вот, на Идирисова зарегистрировано три компании: ЗАО «СУ-197» от 09.07.2012, АО «СУ-197» от 27.03.2014 и уже известный нам ООО «Смоленскоблстрой» от 04.07.2014. Кстати, обратите внимание на дату регистрации последней. Это июль 2014 года. Тот самый период, когда Огарков уже начинал паковать чемоданы. То есть ЗАО «СУ-197», которое погрязло в проблемах при строительстве двух объектов — «Витебского квартала» и прогимназии — зарегистрировано в 2012 году. А после того как «договорились», зимой и летом 2014 года — уже регистрируются новые юрлица.

Смоленский долгострой - "Витебский квартал"
Смоленский долгострой — «Витебский квартал»

[see_also page_id=»102779″] ЗАО «СУ-197» начинает строительство «Витебского квартала», где генподрядчиком выступал «Смоленскавтодор», а также прогимназии на ул. М. Расковой. То есть мы видим многочисленные договора субподряда, Идирисов часто мелькает от имени «Смолавтодора» в новостях, управляет ФОКом… Связь очевидна. Кто умеет 2+2 складывать — тот поймет.

— Давайте спрогнозируем дальнейший ход развития событий. Чего ждать смолянам?

— На мой взгляд, строительным компаниям нужно постараться не попасть в число «дважды кинутых» на строительной ниве государственных подрядов от областной администрации. Простым смолянам — продолжать ожидать ввода в эксплуатацию всех недостроенных объектов, потому что очевидно – существующая администрация не в состоянии это сделать, при том, что даже выделяет дополнительные средства на достройку. А воз и ныне там. Чиновникам от строительства – гадать кто будет следующим «стрелочником».

Остается надеяться, что критическая масса фактов неэффективного правления областью, некомпетентности в реальном секторе экономики в общем и строительной отрасли в частности привлечет со стороны правоохранительной системы области и федерального центра, а также кураторов Смоленской области от Администрации президента более пристальное внимание.

Беседовал Максим ЗАХАРОВ

SmolNarod.ru