Движение по светофору. Как в Смоленске борются с пробками на дорогах?

Статьи

Пробки на светофорах – данность, с которой сталкиваются все водители. Смоленск в этом смысле догоняет крупные города. Как организовано движение по городу, и можно ли оперативно влиять на ситуацию? Но вопросы издания «Smolnarod» ответил начальник управления безопасности дорожного движения и весового контроля СОГБУ «Смоленскавтодор» Антон Богомолов.

Расскажите, какие светофоры в Смоленске обслуживает СОГБУ «Смоленскавтодор»?

В настоящее время у нас на обслуживании находятся почти все светофорные объекты в областном центре – 105 штук. Есть небольшая часть новых светофоров, построенных недавно Администрацией города, они находятся на гарантийном обслуживании у подрядчиков, а также светофоров, которые не переданы нам на обслуживание.

Что такое автоматизированная система управления дорожным движением?

Еще в 2014 году по поручению Губернатора Смоленской области Алексея Островского началась работа по автоматизации режима работы светофорных объектов. На сегодняшний день из 105 светофоров, обслуживаемых нами, 86 заведены в Автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), еще ее по-простому называют «зеленая волна». Эта система направлена на обеспечение безопасности дорожного движения и оптимизацию движения транспортных и пешеходных потоков на улично-дорожной сети Смоленска. Сейчас после внедрения светофорного объекта в АСУДД он может управляться как заданными программными режимами или менять их по команде от оператора, который наблюдает за ситуацией на перекрестках с помощью камер, а также в зависимости от установленных на перекрестках детекторов, которые считывают движение транспорта во всех направлениях. То есть, если светофор заведен в АСУДД, то оператор и диспетчер могут в кратчайшие сроки менять его режим работы, в зависимости от дорожной обстановки возле перекрестка.

Движение по светофору. Как в Смоленске борются с пробками на дорогах?
фото: pixabay.com

— Эти сотрудники видят все перекрестки Смоленска?

— Да, в их рабочем кабинете выведена информация со всех перекрестков города, также они могут выводить на экран определенную группу перекрестков или какой-нибудь один.

Движение под дополнительную секцию. На перекрёстках улиц Кирова-Черняховского, Кирова-Гагарина, Кирова-Панфилова работает светофор с дополнительной секцией. При включении дополнительного зелёного и основного красного ПДД разрешают движение под секцию, пропустив при этом всех едущих с других направлений. Получается, что по ПДД водители, едущие одновременно с разных направлений, должны пропускать друг друга. Как действовать в этой ситуации, если правило «помехи справа» действует только на нерегулируемом перекрёстке?

На указанных перекрестках работают светофоры с дополнительной секцией. При включении дополнительного «зеленого» сигнала и основного «красного» по Правилам дорожного движения разрешено движение под дополнительную секцию, пропустив при этом все транспортные средства, движущиеся с других направлений. В разделе 13 Правил дорожного движения разъяснено, как проезжать регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Там объясняется, кто кого должен пропускать при проезде перекрестков.

Предусмотрены ли в Смоленске изменения в режимах светофоров? Если, например, надо разгрузить одно из направлений (утром – в город, вечером – из города), или во время пробок, есть ли возможность дистанционно переключать светофоры? Если нет, то почему? Можно ли это сделать?

— Да, изменения режимов работы светофоров, которые находятся в автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД), предусмотрены. Так, в качестве основных целей внедрения АСУДД можно выделить следующие:

— повышение пропускной способности магистралей;

— снижение суммарных задержек транспорта на перекрёстках;

— снижение аварийности на дорогах;

— минимизация времени принятия решения по оперативной обстановке за счет функционирования системы видеоконтроля за обстановкой в районе установки оборудования.

Для решения поставленных целей в рамках функционирования АСУДД обеспечивается решение следующих задач:

— непрерывный сбор информации от территориально распределенных контроллеров, установленных на улицах и перекрестках г. Смоленска;

— передача информации по каналам связи от территориально распределенных контроллеров, видеодетекторов транспорта, установленных на  объектах г. Смоленска для мониторинга обстановки на дорогах.

Движение по светофору. Как в Смоленске борются с пробками на дорогах?
фото: Андрей Рожков

Выполнение поставленных задач позволяет в режиме реального времени максимально оперативно регулировать режимы работы светофорных объектов в зависимости от складывающейся транспортной обстановки, а также особенностей и изменений интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на конкретном участке улично-дорожной сети.  Но, к сожалению, не все светофоры, расположенные на территории г. Смоленска введены в АСУДД, так как постоянно строятся новые светофорные объекты, зачастую получается так, что на одной улице, где раньше было два светофора, работающих в АСУДД, появляется третий, который может тормозить работу системы. Поэтому планомерно ведется работа по вводу в АСУДД каждого построенного светофорного объекта.

— Какими принципами организации дорожного движения руководствуются ответственные лица, устанавливая несколько светофоров на коротких интервалах, создавая тем самым заторы в час пик? Можно ли оперативно влиять на ситуацию, создавая, например, «зелёную волну»?

— Если речь идет о светофорах, устанавливаемых в муниципальных образованиях и городе Смоленске, то места их установки определяют балансодержатели улично-дорожной сети – Администрации. При этом, место строительства светофорного объекта определяется прежде всего принципом обеспечения безопасности дорожного движения и обусловлено изменением интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на конкретном участке улично-дорожной сети. Так, есть участки, где еще год назад была низкая интенсивность движения, но уже сейчас в связи с застройкой или еще по каким-либо причинам, необходимость строительства светофорного объекта появляется.

Что касается того, можно ли влиять на ситуацию? Можно. Но необходимо определенное время от строительства нового светофорного объекта до его включения в АСУДД. Смоленскавтодор оперативно получает информацию о строительстве новых светофоров и в дальнейшем проводит оценку необходимых технических мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы его завести в АСУДД.

— Почему на дополнительной секции нет светоотражающего канта (рынок на Киселёвке, на Колхозной площади)? В темноте дополнительная секция не видна.

— Указанные светофоры соответствуют ГОСТ и в том случае, если не горит дополнительная секция «зеленого», то горит кольцо красного цвета, которое различимо в любое время суток. В том случае, если участник дорожного движения не может увидеть, какой сигнал горит на основном светофоре, например, из-за стоящего рядом большегруза, на перекрестках предусмотрены дублирующие светофоры, которые помогут оценить, в каком направлении необходимо двигаться

Движение по светофору. Как в Смоленске борются с пробками на дорогах?
фото: Андрей Рожков

— Почему между двумя светофорами с кнопкой вызова есть светофоры с таймером? (Краснинское шоссе)? В чём логика создания разных светофоров на одной прямой?

— Как уже отмечалось ранее, светофорные объекты даже на одной улице построены в разное время, по разным проектным решениям по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов. С плановой установкой современных светофоров и, как следствие, возможности внедрения АСУДД на Краснинском шоссе будет единый подход к работе светофорных объектов. Эти работы будут выполнены уже в этом году.

 — На повороте с улицы Шевченко на улицу Румянцева светофор закрыт знаком. Водители нередко оказываются в двусмысленной ситуации. Можно ли исправить положение?

— На данный момент указанный светофорный объект не закрыт дорожным знаком и обеспечена его необходимая видимость, возможно, водитель не видит его при определенных обстоятельствах, но для таких случаев, как отмечалось ранее, на перекрестках имеются дублирующие светофоры.

Движение по светофору. Как в Смоленске борются с пробками на дорогах?
фото: Андрей Рожков

От редакции.

Организация дорожного движения – штука сложная. Необходимо рассчитать плотность потока, загруженность улиц, определить часы максимальной нагрузки. Одновременно учесть правила дорожного движения. И в этой системе выстроить оптимальную схему движения. Это удаётся не всегда. Сотрудники Смоленскавтодора подчеркнули, что готовы к диалогу с общественностью, чтобы с помощью экспертов совершенствовать дорожную сетку Смоленска и области.

SmolNarod.ru