В конце 2020 года в Смоленскую областную Думу внесли несколько законодательных инициатив под условным названием «пакет Шапошникова». На страницах партийной печати сообщалось, что их принятие «позволит осуществить масштабную политическую реформу в регионе». Однако при детальном изучении выяснилось, что некоторые из них противоречат здравому смыслу, а другие — Конституции. Smolnarod.ru разобрался, почему эти законопроекты нужно отклонить.
Как сообщалось ранее, 21 декабря в региональный парламент поступили четыре законопроекта. Их появление связано с претендующим на место в Госдуме депутатом Смоленской областной Думы Андреем Шапошниковым. Инициативы касаются всенародных выборов глав городских округов и районов, а также муниципального фильтра и «ценза оседлости» для кандидатов в губернаторы Смоленской области.
Гиганты логики и мысли
Законопроект о возврате прямых выборов глав муниципальных образований в Смоленской области породил два серьезных вопроса.
Во-первых, избирать глав всенародно авторы инициативы предложили, помимо городских округов, только в районах с количеством избирателей более 30 тысяч. О том, с чем это связано, рассказал сам депутат Шапошников в эфире ГТРК «Смоленск» накануне нового года. По его словам, причина в том, что малочисленным районам будет сложно найти финансирование на эти цели, а крупным муниципальным образованиям «это абсолютно по карману».
Но уже в следующем предложении народный избранник заявил, что выборы глав вполне можно совместить с единым днем голосования. Тогда они, по его словам, «серьезных дополнительных затрат не потребуют». Но раз выборы глав можно совмещать с единым днем голосования и это не потребует серьезных затрат, резонно провести их во всех районах, а не придумывать искусственные ограничения. Тем более что законопроект ставит в неравные условия муниципальные образования с сопоставимым количеством избирателей. Так, по нему в Десногорске глава должен избираться жителями, а в соседнем Починковском районе, где количеством избирателей больше, – по-прежнему депутатами.
Во-вторых, 21 декабря Шапошников почему-то предложил внести изменения в закон от 03.07.2003 № 41-з «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области», который ни формат выборов глав, ни сроки их полномочий не определяет. А вот в областном законе от 30.10.2014 № 126-з в настоящее время как раз указано, что главы муниципальных районов и городских округов должны избираться депутатами, а не напрямую жителями.
Очевидно, что вносить изменения нужно было именно в закон № 126-з. Более того, как мы уже рассказывали, подобный законопроект появился на сайте Российской общественной инициативы еще в октябре. Однако авторам для осознания этого потребовался целый месяц. Законопроект о внесении изменений в закон от 30.10.2014 № 126-з внесли в областную Думу лишь 27 января.
Перепишем закон под себя
Вторая инициатива касается так называемого муниципального фильтра для регистрации кандидатов в губернаторы. Сегодня выдвинутому кандидату необходимо собрать в свою поддержку 7% подписей от общего числа депутатов представительных органов в Смоленской области. Авторы законопроекта предложили снизить этот показатель до 5%.
На первый взгляд идея кажется правильной и направленной на оживление политической конкуренции. Но есть важный нюанс. Как известно, депутаты районов и поселений избираются на муниципальных выборах. Точно такие выборы в 2020 году прошли в единый день голосования 13 сентября. В Смоленской области муниципальные депутаты избирались более чем в двадцати районах. При этом политические партии проявили очень разную активность в выдвижении кандидатов.
Например, партия КПРФ, которую представляет Шапошников, выдвинула для участия в выборах лишь 47% кандидатов (135 на 285 мандатов) по округам в районные советы и думы и горсовет Смоленска. На выборах в представительные органы городских и сельских поселений партия «закрыла» кандидатами только 17% мандатов (132 из 763). Для участия в тех же избирательных кампаниях ЛДПР выдвинула 66% и 44%, а СР — 15% и 5% кандидатов соответственно. В то же время «партия власти» уже традиционно «закрыла» кандидатами 100% мандатов.
Получается, что буквально несколько месяцев назад у партий, называющих себя оппозиционными, был прекрасный шанс увеличить количество своих депутатов. Таким образом они могли приблизиться к заветной планке в 7% или даже преодолеть ее. Но вместо участия в политической борьбе «на всех фронтах» и выдвижения максимально возможного количества кандидатов, они лишь обозначили свое присутствие в политическом спектре.
Зато теперь называющие себя оппозицией депутаты предлагают переписать закон. Причем очевидно, что предлагают переписать его под себя, поскольку, кроме «Единой России» и КПРФ, ни у одной другой партии в Смоленской области нет 5% муниципальных депутатов. Таким образом, депутат Шапошников пытается использовать ровно те же приемы, как и политическая сила, которую он активно критикует.
Закон и Конституция — не указ
Общий уровень предложенного «пакета» инициатив подчеркивают два оставшихся законопроекта. Они предлагают установить минимальный срок проживания кандидатов в губернаторы Смоленской области на территории региона. В соответствии с текстом законопроекта кандидатом на эту должность может быть гражданин, постоянно проживающий в Смоленской области не менее 10 лет.
Это предложение не нужно даже критиковать, поскольку оно противоречит российскому законодательству. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ в пункте 5 статьи 4 говорит о том, что подобные ограничения пассивного избирательного права могут устанавливаться только Конституцией России.
Таким образом, внесенные законопроекты не просто плохи, а юридически безграмотны. Когда юрист по образованию и депутат областной Думы не знает основополагающие законы и Конституцию — это, конечно, плохо. Но еще хуже, что в его окружении (по сути — в целом региональном отделении парламентской партии) не нашлось никого, кто бы это подсказал. И можно только догадываться, какие инициативы выйдут из под пера таких депутатов, попади они в Госдуму.
Бремя страдальца
Эти законопроекты депутат Шапошников писал еще в период работы в Думе на постоянной профессиональной основе, получая заработную плату из областного бюджета. Согласно официальным данным в 2018 году (в год избрания депутатом, когда зарплату из бюджета он получал всего 3 месяца) его доход составил почти 806 тысяч рублей (в среднем 67 тысяч рублей в месяц). Годом спустя (уже на полном бюджетном обеспечении) доход составил уже около 1,866 млн рублей (примерно 155 тысяч рублей в месяц).
Больше двух лет депутат спокойно получал заработную плату на уровне начальника департамента за написание 10-12 законопроектов в год. В это же время по меньшей мере половина жителей области выживала на в 5-10 раз меньшие суммы. И только когда «ставку» самого Шапошникова сократили, он решил добиваться лишения зарплаты остальных депутатов областной Думы.
Поскольку перевести на непостоянную основу всех областных законотворцев не позволяло федеральное законодательство, инициативу пришлось скорректировать. При этом для разработки и внесения сложнейшего законопроекта о замене слов «16 депутатов» на слова «5 депутатов» потребовалось целых семь народных избранников.
Сами «радетели за народ» прекрасно знают, что в любое время и без всяких законов могут отказаться от своей депутатской зарплаты или пожертвовать ее на благотворительность. Однако делать это не спешат.
Точно так же они понимают, что внесенные инициативы никакого отношения к «масштабной политической реформе в регионе» не имеют. Очень похоже, что главной их целью является попытка легко заработать политический капитал. А когда безграмотные законопроекты областная Дума предсказуемо отклонит, появится очередная возможность рассказывать о противниках и врагах из «партии власти» и лепить образ страдальца.