Федеральные средства на ремонт дороги «Суетово-Постниково» в размере 46 млн рублей в 2014 году остались неосвоенными. Как рассказали нам местные жители, объект, который попал в сводный перечень объектов, утвержденный правительством РФ, был фактически полностью готов к эксплуатации четыре года назад.
Получение федеральных субсидий – всегда хороший информационный повод для исполнительной власти. Это, как гласят официальные пресс-релизы, есть признак внимания государства к проблемам региона. К сожалению, эти знаки внимания зачастую рассыпаются о некомпетентность и вороватость местных чиновников. Одна из подобных историй – строительство автодороги «Суетово-Постниково», на которую по правительственной смете в июле 2014 года выделено 46,3 млн рублей. 23 сентября 2014 года был даже объявлен тендер на проведение работ, в условиях которого среди прочего значилось укрепление откосов и обочин земляного полотна «засевом трав с одиночной нормой высева с поливом водой». Сев травы, как и все остальные работы, согласно контракту «Смоленскавтодора», планировалось осуществить с 20 ноября по 20 декабря 2014 года.
Наш корреспондент побывал на месте строительства автодороги в конце апреля, и вот какая картина предстала его взору. На протяжении всего ремонтируемого отрезка дороги (4,6 км) была произведена отсыпка песко-гравийной смесью. Причем, как рассказали нам местные жители, дорогу отсыпали 4 года назад, а в прошлом году ее лишь выровняли грейдером. Для этого из числа местных жителей набрали бригаду с одним «Камазом» и, не торопясь, убирали ветки вдоль дороги (видеозапись разговора имеется в распоряжении редакции).
Информационный знак в начале ремонтируемого участка дороги гласит, что срок окончания строительства — ноябрь 2015 г. Т.е., вывеска (паспорт дороги), размещенная субподрядной организацией, открыто свидетельствует об имеющем место нарушении госконтракта, пункт 1.4. которого гласит: «существенными условиями контракта для сторон являются цена, сроки выполнения и качество работ». Контракт сорван. А что же на этот счет думают надзорные органы?
Соответствующий запрос в прокуратуру Смоленской области был направлен депутатом областной Думы Константином Давыдкиным. В нем депутат просил проверить, законно ли была проведена закупка СОГБУ «Смоленскавтодор» в октябре-ноябре 2014 г., если работы, согласно договору подряда, должны быть проведены до конца декабря 2014 г.
В ответе прокуратуры говорится, что фактический выполненный объем работ по контракту в денежном отношении составил 6,5 млн рублей (то самое выравнивание грейдером и уборка веток). В конце 2014 года работы на объекте были приостановлены в связи с выявленными недостатками проектно-сметной документации, которая в настоящее время находится на корректировке. Вердикт прокуратуры – в пользу «Смоленскавтодора»: оснований для проверки вопросов, указанных в обращении, не имеется. Но тут же возникают вопросы, ответы на которые не потрудился найти надзорный орган: проходила ли экспертизу проектно-сметная документация, и если да, то кто поставил под ней свою подпись? Насколько существенными являются корректировки ПСД, чтобы нарушать условия исполнения контракта? Какова судьба банковской гарантии, которую субподрядчик обязан выплатить заказчику в случае срыва взятых на себя обязательств?
А теперь – точка зрения заявителя. «Целью аукциона, который требовал выполнить указанный объем работ за один месяц, состояла в том, чтобы исключить из числа участников аукциона других участников торгов и обеспечить победу лояльной заказчику компании, — рассказывает депутат областной Думы Константин Давыдкин. — При этом всем было понятно, что данный объем работ фактически выполнить за месяц, да еще и в декабре, вряд ли возможно.
[see_also page_id=»27530″]Если бы по какой-либо причине выиграла компания, не приближенная к заказчику, в отношении нее уже последовали бы штрафные санкции, предусмотренные законодательством и условиями контракта. Ее попросту бы «задушили», а в дальнейшем устроили показательную порку с участие СМИ, чтобы другим было неповадно перебивать «хлебные» госконтракты. А так – все тихо, нарушений нет. Если исходить из того, что на дорогу выделялись целевые федеральные деньги и она должна быть введена в эксплуатацию до конца 2014 г., можно предположить, что заказчик отчитался в Москву документально о расходовании средств и принятии дороги. Аналогичная ситуация возникла в Богдановском сельском поселении, где к 31 декабря 2014 года нужно было выполнить фактически невыполнимую работу за полтора месяца, с укладкой асфальтом, где единственным участником и победителем стало близкое «Смоленскавтодору» ООО «Виадук-М», — рассказывает депутат.
К слову, о дороге с. Богданово — Стройбаза САЭС. Здесь, в отличие от суетовской грунтовки, должны были вести укладку асфальта. Как такое возможно? Но прокуратуру и это не смутило. В ответ на депутатский запрос надзорный орган пишет следующее: «В соответствии с информацией СОГБУ «Смоленскавтодор» анализ климатических условий в Смоленской области дает основания полагать, что в ноябре-декабре допустима плюсовая среднесуточная температура, при которой возможно проводить работы по укладке асфальтобетонного покрытия, кроме того его устройство возможно и при минусовой среднесуточной температуре с использованием специального обогревательного оборудования». Но раз это возможно, почему работы не были выполнены, а условия госконтракта сорваны?
В июне 2014 года первый вице-губернатор Михаил Питкевич заявлял, что работы на дороге «Суетово-Постниково» запланированы на 2014 год. Неделю назад начальник департамента по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов отметил, что за счет субсидии из федерального бюджета эту работу планируется выполнить в 2015 году. Построят ли? А может быть, основные работы уже выполнены несколько лет назад, а «Смоленскавтодору» остается лишь пройтись грейдером и убрать ветки? На что будут потрачены федеральные 46 миллинов рублей? Наша редакция будет следить за судьбой дороги «Суетово-Постниково».
Максим ЗАХАРОВ