Эксперты Общероссийского народного фронта в Смоленской области проверили дороги Смоленска, которые ремонтируются по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Дороги сделаны варварски и с нарушением требований дорожно-строительных работ в части «доступной среды».
Активисты провели проверку вместе с инвалидами по зрению. Рейд они начали с проверки пешеходного тротуара у торгового комплекса «Империя» на улице Крупской, где вблизи располагается «Дом слепых». Оказалось ,что сразу после пешеходного перехода тротуар практически отсутствует, его территория полностью заставлена автомобилями, которые постоянно въезжают и отъезжают. Незрячим инвалидам пройти мимо торгового комплекса практически невозможно. Кроме того, на месте нескольких отсутствующих искусственных неровностей торчат металлические штыри, о которые легко могут споткнуться незрячие люди.
Также при установке бордюрного камня не были произведены работы по его занижению. Людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зайти в общественный транспорт без посторонней помощи очень трудно.
Проблема с занижением бордюрного камня на остановках оказалась не только на улице Крупской.
— Мы выявили системные проблемы в данном вопросе. На всех пассажирских остановках на улицах Крупская, Николаева, проспекте Гагарина, 1-м Краснофлотском переулке, где были произведены дорожно-строительные работы, не занижен бордюрный камень, его высота превышает 15 см. На пассажирских остановках рядом с областной больницей, железнодорожной больницей, областным департаментом по социальной защите — такая же ситуация. Эти учреждения ежедневно посещают немалое количество жителей, в основном это пожилые граждане, люди с ОВЗ, — рассказал член регионального штаба ОНФ в Смоленской области, председатель Смоленской областной организации Всероссийского общества слепых Сергей Ковнерев.
По словам модератора тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Смоленской области Николая Ярова, при ремонте дорожных участков и пассажирских остановок не учитывается мнение граждан с ограниченными возможностями здоровья, а их на территории региона проживает более 22 тыс. человек.
— Мы неоднократно поднимали данную проблему перед органами исполнительной власти, однако она до сих пор не решена. Примечательно, что, в частности, при обустройстве дорожного участка в 1-м Краснофлотском переулке, где расположена железнодорожная больница, работы по занижению бордюрного камня на въездах к частным домам произведены. Мы направили обращение в администрацию Смоленска, где указано на необходимость обустройства элементов доступной среды для лиц с ОВЗ на ремонтируемых улицах, – подчеркнул Яров.
К слову, во время проведения дорожных работ нарушены все требования безопасности по всему городу. По мнению смолян, разрытые ямы угрожают как безопасности пешеходов, так и автомобилистов. Возле остановок на этот чудо-ремонт без слёз не глянешь. Ямы перед бордюрным камнем даже не присыпаны песком, а высота бордюров явно не проходит ни под какие новые требования «доступной среды».
Так, например, смолянин Иван Корнеев акцентирует внимание на нарушениях правил благоустройства города Смоленска в части п. 4.6 «При выполнении строительно-монтажных и других работ, связанных с разрытием (земляных работ), места их производства должны быть оборудованы ограждениями, обеспечивающими безопасность людей и транспорта. Кроме того, в тёмное время суток на дороге и тротуарах с обозначением световой сигнализацией красного цвета. Запрещается складировать строительные материалы, грунт на газоны, тротуары, проезжую часть за пределами ограждения мест проведения работ».
Если пройтись только по улице Багратиона, то здесь мы увидим и бордюрные камни, брошенные на газонах и тротуарах, и оставленные вдоль бордюров ямы. Причем бордюрные камни установлены настолько варварски, что в некоторых местах они невероятно завышены, а на других участках вообще оказались ниже имеющегося на тротуаре асфальта.
Куда смотрят дорожники и проверяющие их надзорные органы — не понятно. Хотя с 2018 года изменены на законодательном уровне дорожные нормативы, которые предписывают занижать их при переходах для комфортного передвижения маломобильных граждан.
А, например, на спуске с улицы Лавочкина на Витебское шоссе тротуар обрывается и вовсе в неожиданное для вас время. Справа идущий тротуар, не блещущий шириной, неожиданно заканчивается около кустов и земляного вала. При этом на другую сторону перебежать нет возможности: нет пешеходного перехода и тротуар на той стороне огражден забором.
Почему дорожники варварски ремонтируют, а чиновники Смоленска не контролируют качество выполненных услуг и расходование федеральных и бюджетных средств, остается только догадываться. Но то, что смоляне видят на отремонтированных улицах, ввергает в шок. Кстати, оказалось, что дорожники экономят ещё и на «толщине» слоя. Редакции Smolnarod поступила информация и о том, как на этих дорогах «размазывают» асфальт, а «излишки» укладывают за деньги в частный сектор. К этому вопросу мы вернемся в ближайшее время.
К слову, беда с разгильдяйским отношение дорожников и чиновников к ремонту дорог отмечена не только в областном центре. В Вязьме «осваивают» деньги на тротуары в никуда. А жители Сафонова и вовсе после такого благоустройства решили, что в их городе «работают идиоты или вредители».
Хороший пример для подражания другим городам подал мэр Нижнего Тагила, который проверил доступность среды вместе с инвалидами-колясочниками и руководителями дорожных служб, которых посадил в инвалидные коляски. Комиссия проверила основные социальные объекты, такие как Пенсионный фонд, бюро медико-социальной экспертизы, торговый центр. Затем они прокатились к месту жительства одного из инвалидов-колясочников. Мужчины в костюмах далеко не везде смогли преодолеть свои же бордюры. Придется переделывать.
Опыт мэра Нижнего Тагила и его дорожников достоин только восхищения. Жаль, что смоленские чиновники закрывают глаза на отсутствие доступной среды. А ведь это так просто — сесть в коляску и проверить.
Напомним, что ранее были названы регионы РФ с самой развитой инфраструктурой для инвалидов. Смоленская область в список не попала. Здоровому человеку не заметны многие вещи, которые для инвалида вызывают отчаяние. Небольшой скат на остановках обычным людям незаметен, а для людей на колясках кажутся огромными горами. Казалось бы, низкий съезд на недавно отремонтированной улице Кирова нам видится идеальным, а в реальности он грозит падением с коляски и увечьем. Всё это не понимаешь пока… пока сам не сядешь в коляску. Вывод нашего эксперимента не удивит ни инвалидов, ни перевозчиков, ни самих чиновников – доступной среды в Смоленске нет.
Мы запустили флэшмоб #одинденьвколяске. Корреспондент редакции Smolnarod сел в коляску и сам проверил доступность среды в областном центре. Сопровождал нас в мир «доступной среды» колясочник Евгений Билик. О том, как мы тестировали доступную среду в трамваях, троллейбусах и автобусах можно посмотреть в наших репортажах. Также мы рассказывали о маленькой девочке, которая с огромным мужеством делает среду доступной. Она стала настоящей охотницей за пандусами.
Жители микрорайона Новый Смоленск в Миловидово подняли очень важную проблему. Зачастую, по незнанию, автомобилисты перегораживают съезды с тротуаров, предназначенные для инвалидов, подробнее об этом читайте ТУТ.