Сказать, что дороги в Смоленске не строятся, значит не сказать ничего. Да, достаточно много и медленно дорог приводятся в порядок, но построить новую дорогу «с нуля» — такого в Смоленске не видели давно. Тем не менее, проект новой дороги в Смоленске есть. И он сдвинулся с мертвой точки. Речь идет о магистрали, которая свяжет Промышленный район с Краснинским шоссе в объезд основных транспортных узлов города.
(Не)забытый проект
О том, что Смоленск через несколько лет ждет транспортный коллапс, говорят давно. Чтобы хоть как-то сыграть на упреждение, власти расширяют дороги и даже пытаются придумать совсем уж фантастические проекты с канатной дорогой. Однако для всех очевидно, что без строительства новых дорог и мостов не обойтись.
С мостами все сложно. Последний чиновник, заговоривший о необходимости строительства хотя бы одного моста (через Чертов ров), чтобы разгрузить Шевченко и медгородок, был экс-губернатор Антуфьев, и было это… пять лет назад.
Будет ли когда-либо в будущем построен этот мост — остается только гадать, но в мэрии есть еще как минимум один проект, который может существенно разгрузить и Шевченко и Кирова. Речь о советском проекте транспортной магистрали, берущей свое начало от пересечения улиц Румянцева и 25 сентября, и заканчивающейся на пересечении улиц Николаева и Марины Расковой.
Четыре километра новой дороги пройдут по 25 сентября, пересекут улицу Крупской, выйдут на Маршала Конева, пересекут проспект Гагарина и соединятся с улицей 9 мая. После этого дорога пройдет по Оршанскому переулку и вольется в Энергетический проезд. Дальше еще 500 метров по околице Реадовского парка, мимо Тульского переулка к конечной точке.
Конечно, за двадцать лет с момента создания проекта новой дороги в Смоленске утекло много воды. На некоторых участках, где должна была проходить магистраль, построили дома, часть городской земли была продана в частные руки, но в большинстве своем застройка города пощадила проект и он вполне может быть реализован в наше время. Правда есть несколько нюансов.
Нюанс первый: снести нельзя построить
Новая дорога должна была начинаться на площади 60-летия ВЛКСМ и пойти вверх по 25 сентября до пересечения с Крупской. То есть существующая ныне дорога должна быть расширена еще на две полосы. Этому может помешать только два старых барака, расположенных сразу у основания улицы. В остальном видимых препятствий для расширения дороги нет.
После пересечения ул. Крупской дорога должна пройти 600 метров по промзоне. Сложность заключается в том, что один из участков, по которому, согласно проекту, должна пройти транспортная магистраль, принадлежит Смоленской епархии, а другой — кирпичному заводу. По имеющейся информации, руководство кирпичного завода, во главе с депутатом горсовета Вадимом Косых, было готово разрешить строительство дороги на своей территории, взамен нового земельного участка, но дальше разговоров дело не пошло.
Дальше новая дорога должна пройти мимо дома №38 и соединиться с улицей Маршала Конева, а после по прямой пересечь проспект Гагарина. Здесь новая дорога пройдет мимо девятиэтажек, заденет парковку и вольется в улицу 9 мая. С этого участка начинается самый сложный этап.
Нюанс второй: трудности перевода
Разумеется, говорить о строительстве подобного грандиозного проекта в Смоленске преждевременно, и все же первые предпосылки уже есть. В мэрии заговорили об изъятии земельного участка, по которому должна пройти дорога, соединяющая улицы 9 мая и Оршанский переулок. В настоящий момент этот важный участок будущей магистрали находится в частной собственности, и чтобы построить на нем дорогу, придется снести восемь домов.
Важный участок будущей дороги расположен по улице 9 мая. По правой стороне дороги на двухстах метрах расположилось восемь деревянных домиков. Эти, пока еще жилые дома, будут снесены. Мэрии Смоленска придется сильно раскошелиться на переселение жильцов, но пока постановление об изъятии земли в муниципальную собственность в администрации города не подписывали.
Речь идет именно об этом участке с восемью домами. Сами жильцы этих домов пока слыхом не слыхивали о том, что на месте их домов пройдет оживленная магистраль. Говорят, придет время — видно будет.
Снос этих домов позволит расширить ныне однополосную улицу 9 мая и полноценно соединить ее с Оршанским переулком, который в свою очередь нужно будет соединить с Энергетическим проездом.
В конце января глава администрации Смоленска подписал постановление об изъятии в муниципальную собственность участка с кадастровым номером 67:27:0020854:5 площадью 2029 кв. м., расположенного по адресу Оршанский переулок, 8.
В этом месте небольшой участок дороги, длиной примерно 300 метров, должен пойти по пересеченной местности. Тут когда-то тоже был частный сектор, но часть домов покинута, а другая часть сгорела или была разрушена. Именно его администрация и собирается изымать.
На краю будущей дороги уже строится десятиэтажный дом, а еще один участок 1200 кв. метров, находящийся на пути, был предоставлен в бесплатное пользование льготнику Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области, а после продан одному смоленскому бизнесмену. Теперь мэрии Смоленска придется изыскивать средства на выкуп данной земли.
Но если и тут все срастется — новая дорога выйдет на финишную прямую и… упрется в лес.
Нюанс третий: судьба реадовского леса
К сожалению, при строительстве таких крупных инфраструктурных объектов, как новая автомагистраль, не может обойтись без вынужденных изменений ландшафта.
Если при наших расчетах брать за основу проект новой дороги, разработанный в 1990 году, то окончание дороги должно проходить от Энергетического проезда до пересечения улиц Николаева и Марины Расковой. Таким образом, около 500 метров дороги пройдет по окраине Реадовского парка. В таком случае не миновать и вырубки деревьев.
После Реадовки дорога минует Тульский переулок и выйдет на Николаева между домами №77 и №73.
Новая трасса может стать альтернативой уже существующей дороге, которая проходит по улицам Шевченко, Кирова и Николаева. Подобный проект может стать поворотным моментом в развитии города и первым за много лет инфраструктурным решением, нацеленным в будущее.
Редакция благодарит нашего эксперта в области градостроительства Максима Гуляева за помощь при подготовке материала.
Алексей ВОЛКОВ