Почему происходит раскол в церкви и к чему это может привести?

Политика
Русская православная церковь разорвала отношения с Константинополем. Решение было принято из-за «антиканонических действий Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ». Что стоит за действиями предстоятелей православных церквей, и ожидает ли православный мир раскол? Ответ на этот вопрос дают смоленские историки и социологи, занимающиеся научным изучением религии.

11 октября синод Константинопольского патриархата отменил решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве. Из-за решения Константинополя начать предоставление автокефалии неканонической церкви на Украине, которое в РПЦ назвали расколом, Синод Русской православной церкви объявил о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Решение было принято вчера, 15 октября, на экстренном совещании в Минске.

По словам экспертов, разрыв касается всей канонической территории РПЦ, в том числе Украины и Беларуси. В РПЦ также заявили, что Константинопольский патриархат «самоликвидировался» как координирующий центр православия.

2

Что это означает?

Если говорить кратко, то епископы и священники Московского и Константинопольского патриархата больше не могут служить вместе, а прихожане не смогут вместе причащаться. РПЦ составила список храмов, где нельзя молиться. Речь идет о Стамбуле, Антальи, Крите, а также Родосе. Если же запрет будет нарушен, то предстоит покаяться об этом на исповеди. Отмечается, что все поместные церкви в ближайшее время будут проинформированы об этом.

Иерарх Украинской православной церкви Московского патриархата – бывший секретарь ныне покойного митрополита Киевского Владимира митрополит Александр (Драбинко) – уже объявил себя клириком Константинопольского патриархата. Он заявил, что территория Украины является территорией восстановленной митрополии Константинопольского патриархата.

1

А как же реликвии и Благодатный огонь?

Принесение в Россию реликвий, которые хранятся в храмах и монастырях Вселенского патриархата, в ближайшее время вряд ли будет возможным, сообщил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Александр Волков.

Представитель РПЦ отметил, что со святынями, которые хранят другие церкви, проблем, скорее всего, не будет. В частности, никак не скажется на разрыве с Константинопольским патриархатом прибытие в Россию Благодатного огня.

«Что касается русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, то Волков указал, что пока нет причины, по которой его насельники должны покинуть обитель, несмотря на то, что юридически Афон подчиняется именно Константинопольскому патриархату», – пишет РБК.

017f631586e7f2b0ba61fcb97cfee5fb

Фото: ru.tsn.ua
Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет в свою очередь заявил, что в Москве поднялся переполох из-за решения Вселенского патриархата предоставить автокефалию украинской церкви и предусматривает противодействие на пути объединения трех украинских православных церквей в одну.

Smolnarod.ru обратился за комментариями к экспертам. Главный вопрос: возможно ли преодолеть этот раскол? Что на самом деле стоит за ним?

Михаил Казаков – доктор исторических наук, профессор СмолГУ:

казаков– Сожалею по этому поводу. Любой раскол противоречит понятию того, что люди должны любить друг друга. Сам по себе раскол – это очень печальный и очень тяжелый факт! Тем более он подрывает понятие единства церкви. А единство церкви является одной из главных идей построения церковного организма в целом. Есть и другая сторона «медали» – политическая. Церковь и политика, как правило, бывают тесно взаимосвязаны. Так уж исторически сложилось. Поэтому к самым последним событиям (к расколу – прим. ред.) вела вся логика предыдущих событий. Поймите, ведь есть земное, а есть небесное. Все-таки хотелось бы выразить надежду, что этот раскол будет когда-нибудь преодолен. Но, к сожалению, в историческом аспекте такого рода расколы тянутся порой весьма долго…

3

Алексей Гавриленков – профессор кафедры социологии, философии и работы с молодежью, доктор исторических наук, доцент СмолГУ:

– Раскол может быть преодолен только в том случае, если Константинопольская патриархия будет соблюдать те нормы права, которые существуют между церквями православными – каноническими. Второй момент: если Константинополь не будет вторгаться на территорию Русской православной церкви. Представьте себе, если бы РПЦ сейчас начала бы вторгаться в дела Константинопольской патриархии! Какую бы вызвало это реакцию?…Те решения, которые были приняты на Синоде РПЦ в Минске, – это вполне закономерное явление. Я подчеркиваю, в сложившихся отношениях. Здесь, конечно, есть и политический аспект – со стороны Константинополя. Я думаю, что это попытка, как говорится, если не с одной стороны зайти, так с другой. Речь идет о роли России в нынешнем мире. Мол, если ее не остановить… Вот и пытаются на Украине «атаковать» со всех сторон – с точки зрения духовного развития, духовных отношений. Политический подтекст именно в этом смысле. Он, безусловно, наблюдается.

1

Игорь Красильников – кандидат исторических наук, доцент СмолГУ:

– На мой взгляд, здесь есть несколько проблем. Номер один – это межличностные отношения. Дело в том, что украинский патриарх Филарет и наш Кирилл (когда Кирилла избирали патриархом) – они были конкурентами на выборах. Филарет даже одно время был местоблюстителем патриаршего престола. Филарет, когда не стал патриархом всероссийским, и занялся, если можно так сказать, раскольнической деятельностью. Пошел возвышать украинскую церковь. Это что касается личностной проблемы.

Вторая проблема – политика. У России и Украины – очень сложные отношения. Украинская церковь московского патриархата оставалась связующим звеном, ее можно назвать тоненькой ниточкой, хоть как-то связывающей Россию и Украину. Часть украинцев из тех, что показывают сейчас украинские и европейские СМИ, давно мечтала разорвать эту нить. Захваты храмов на Западной Украине были еще в 2004 году – во время так называемой «оранжевой революции». Тогда всё начиналось.

2

Что будет дальше? Сейчас это главный вопрос. Я думаю, что если Россия и Украина смогут наладить межгосударственный диалог, то, соответственно, появится возможность и церковного диалога. Если связи двух стран все-таки наладятся, то и «православный вопрос» будет решен. Повторю, украинская церковь к этому (что происходит в настоящий момент) шла на протяжении 20-ти с лишним лет. Понятно, что самостоятельное государство должно иметь самостоятельную религиозную организацию. Что у них из этого получится? Пока нельзя однозначно ответить на этот вопрос.

филарет

Фото: Филарет, Назар Фурик / ИнА «Украинское фото»

Есть еще один момент: Синод состоялся в Минске. На мой взгляд, неслучайно. В Беларуси, по сути, развиваются те же самые процессы, что на Украине, отставая лишь лет на 15-20, а может и меньше. Так что следующей независимой церковью может быть белорусская.

еще

Эксперты подчеркивают, что однозначно сейчас ответить на вопрос, что будет с православным миром, невозможно.

Фото: smolnarod.ru, Григорий Калачьян

SmolNarod.ru