В 2009 году, когда стало ясно, что региональная заявка на празднование 1150-летия Смоленска получит федеральное финансирование, у многих смолян забрезжила надежда на то, что наш родной город вновь станет привлекательным для туристов. Как в былые времена (все еще не столь далекие), когда на парковке возле соборной горы стоял клин туристических автобусов. В объектах туристического показа Смоленск никогда не испытывал недостатка, за тысячу лет их накопилось немало. Однако инфраструктура пришла в упадок. Сейчас она обновилась, но очередей из туристов так и не появилось, как не было их и четыре года назад.
Туристическая привлекательность Смоленска по-прежнему остается низкой из-за неразвитости индустрии гостеприимства. Другими словами, в Смоленске нет не только экономичных, но и просто комфортных гостиниц, а уровень соотношения цены и качества услуг отельеров отпугивает туристов, которым довелось переночевать в смоленских гостиницах.
К такому выводу пришли участники научно-практической конференции «Гостиничный бизнес у западных рубежей России», которая проходит в эти дни в Смоленске.
Дорого и низкопробно
Выступая на конференции, руководитель департамента Смоленской области по культуре и туризму Владислав Кононов признался, что Смоленщина не обладает ценными запасами природных ресурсов, сильной промышленностью, крепким сельским хозяйством. Главный капитал региона – это его тысячелетняя история.
Заставить этот капитал работать мешает несоответствие между уровнем комфорта и ценами на гостиничные услуги. Всего на территории области 77 объектов, где гости региона могут найти временный кров (55 гостиниц и 22 санатория). Ни одна из них не относится к категории повышенной комфортности, однако цены на номера в них приближаются к столичным.
К заслугам областной администрации в деле повышения комфортности пребывания туристов в Смоленске Владислав Кононов относит создание системы туристской навигации и визит-центра. Система туристской навигации включает в себя 26 информационных стендов. На них представлена карта с обозначением достопримечательностей, которые находятся в шаговой доступности от пешехода. Также на стендах отмечены пункты обмена валют, точки беспроводного доступа в интернет, гостиницы и многая другая полезная для туриста информация.
В визит-центре, расположенном в Лопатинском саду, туристы могут с помощью его сотрудников заказать номер в гостинице и экскурсию, получить карту города с основными достопримечательностями, приобрести сувенирную продукцию.
Эти ноу-хау сами по себе вовсе не плохи, однако они не решают главной проблемы – с качественным и комфортным размещением туристов. В общей сложности гостиницы и мини-отели Смоленска могут принять не более полутора тысяч постояльцев.
Приезжие участники конференции признались, что туристы, добравшиеся до Смоленска, как правило, остаются в восторге от культурной программы, предлагаемой туроператором, и в шоке от состояния номеров в гостиницах. За 3700 рублей, которые необходимо заплатить за проживание в одноместном номере одного из смоленских отелей, постоялец не получает даже таких простых услуг, как шведский стол (вместо него по-прежнему сохраняется завтрак по комплексу №5 или №6), в номерах нет фена, бритвы, не говоря уже о более продвинутых услугах.
Портрет «смоленского гостя»
Эксперты нарисовали портрет потенциального туриста, который может посетить Смоленск. Поскольку наш город представляет интерес с точки зрения экскурсионного и делового туризма, сюда приезжают в первую очередь те, кто уже неоднократно побывал за границей и после Гоа и Барселоны решил расширить свой кругозор, путешествуя по древним городам России.
У современных туристов складывается целый комплекс запросов к гостиничной индустрии. Главным требованием является высокое качество сервиса при минимальной стоимости услуг. По оценкам экспертов, к 2027 году количество отелей эконом-класса, размещающих клиентов на высоком уровне, достигнет 25 процентов от общего числа гостиниц.
Современный турист ценит индивидуализацию услуг. Все большим спросом пользуются гипоаллергенные номера (со специальными подушками, ковровыми дорожками), интеллектуальные номера (с настройкой температуры по согласованию с клиентом или телефоном, запоминающим информацию гостя), номера-трансформеры для людей с ограниченными возможностями или семей с детьми.
По словам Екатерины Гараниной, генерального директора консалтинговой компании «Аккорд Менеджмент Групп»,
уменьшить стоимость номера, не понижая качество услуг, можно несколькими способами – ввести самообслуживание, когда клиент заселяется и пользуется предложениями отеля с помощью смартфона, либо уменьшать площадь номеров (особым спросом сейчас пользуются «капсульные» номера), либо сокращать количество услуг, включенных в стоимость (завтрак, wi-fi).
Мифы об «умных» технологиях
Строительство новых крупных современных отелей в Смоленске сопряжено с большими трудностями, главная из которых – отсутствие свободных участков под застройку. Однако создать привлекательную для искушенных туристов гостиницу можно и иным путем, внедряя новые технологии в уже существующую инфраструктуру. Иногородние постояльцы «Смоленскотеля» отметили, что они гораздо больше заинтересованы в звукоизоляционных дверях, чем в кожаных диванах.
Екатерина Гаранина развенчала миф о том, что применение новых технологий дорого и используется поэтому только в новых отелях. Так, стоимость четырехзвездочного отеля на 100 номеров составляет 416 млн. рублей. Самая затратная статья – строительство (214 млн. рублей). Автоматизация обходится дешевле всего – 7 млн. рублей.
Для мышления смоленских отельеров характерно убеждение в том, что новые технологии нужны, но, так как у гостей нет выбора, они смирятся и с их отсутствием. Местный бизнес экономит на капитальных вложениях, чтобы поскорее окупить проект и получить прибыль.
Однако без современной технологической «начинки» их отели не представляют интереса для потенциальных покупателей. Такие отели не пользуются спросом на рынке отельеров. Кроме того, внедрение «умных» технологий, которого так старательно избегают владельцы гостиниц в Смоленске, способны приносить огромную экономию (в частности электроэнергии) и оптимизировать бизнес, координируя работу персонала.
По мнению экспертов, гостиничный рынок Смоленска нуждается в встряске. Как только в город придет сильная компания, способная создать отель по современным стандартам, цена за проживание в номере снизится на 50 процентов. Тогда остановиться в стандартном номере можно будет не за 3 тыс. рублей, а за полторы.
Обратная сторона туристической привлекательности
Еще лет 25 назад частыми гостями Смоленска были не только иногородние, но и туристы из-за границы – Польши, Германии. Приезжали и американцы. Одному из заокеанских гостей смоляне «обязаны» исчезновением одной из городских архитектурных «жемчужин». Речь идет о купеческом доме, который стоял возле лестницы, ведущей к Успенскому собору. По словам профессора Е.А. Шмидта, выдающегося смоленского археолога, в советские годы занимавшегося охраной памятников истории и культуры, двухэтажный особняк, который пощадила война, был снесен после визита группы американских туристов. После посещения собора они вздумали взглянуть, как живут простые советские люди и были поражены интерьерами советского общежития с удобствами на улице. На беду смолян, среди иностранных туристов был журналист, который по возвращении домой в ярких красках расписал бескультурье и запущенность, в которой прозябают жители Смоленска. В российском посольстве его статью прочитали и сообщили в Москву. Оттуда поступил сигнал в обком – ликвидировать злосчастный домишко. Первый секретарь обкома дал команду снести дом, а жильцов расселить. Предложение создать в нём сувенирную лавку не возымело должного действия, и уникальный купеческий особняк сровняли с землей.
Никита БОРИСОВ