Представители Национально-культурной автономии белорусов в Смоленской области побывали в городе Лиозно Витебской области на ежегодном фестивале «Сунички».
Работа по налаживанию побратимских связей между райцентрами Смоленской и Витебской областей ведется в рамках проекта «Атлас дружбы» при поддержке Фонда президентских грантов. Всего в рамках проекта запланировано 12 поездок – 6 по районным центрам Смоленской области и 6 – Витебской. Первая поездка была в Дубровно. В «Атлас дружбы» планируется внести сведения об истории районов, а также их экономическом потенциале и достопримечательностях, которые будут интересны для туристов.
Лиозненский район Витебской области – один из самых восточных уголков Белоруссии, а поселок Лиозно – самый географически близкий к городу Смоленску белорусский райцентр. Для смолян Лиозненский район всегда был транзитной территорией по пути в Витебск. Теперь, благодаря работе белорусского землячества, здесь живут добрые и гостеприимные друзья смолян.
Что составляет экономику района? Конечно, в первую очередь, это сельское хозяйство и молочное животноводство. Зерновые, которые выращиваются в Лиозненском районе, в основном идут на фураж. На территории района действует 11 сельхозпредприятий, из которых 4 – инвесторских. Что под этим подразумевается? Предположим, есть успешное предприятие – Белорусская железная дорога. Или Витебскоблодор. Эти структуры спонсируют сельхозпредприятия. Т.е. сверхдоходы идут не на премии топ-менеджерам (за счет которых, например, экс-глава РЖД смог приобрести дом с шубохранилищем и поместье сыну в Лондоне) или на содержание футбольной команды (как в случае со Смоленскавтодором), а на развитие АПК. Много вы знаете госмонополий в России, которые имеют подсобные хозяйства?
Так, например, в Лиозненском районе появилось «Сельскохозяйственное республиканское дочернее унитарное предприятие «Выдрея» транспортного республиканского унитарного предприятия «Витебское отделение Белорусской железной дороги. Имеется льнозавод, производящий льнотресту, которую затем отправляют на Оршанский льнокомбинат.
Рассказали смолянам и о том, как крупные белорусские предприятия легкой промышленности дают возможность работать глубинке. Например, «европейский бренд» нижнего белья Marc Formelle – на самом деле белорусский, и он тоже представлен в Лиозненском районе. Головной офис предприятия находится в Минске, однако местные власти смогли привести в район часть производства, уговорив главу предприятия, у которого есть лиозненские корни. В течение двух месяцев создали около 100 рабочих мест. Цех белорусского обувного гиганта «Marko» тоже работает в Лиозненском районе. Обувной магнат Мартынов («Marko» — это Мартынов и компания) — родом из Дубровно. Здесь, в Лиозненском районе, шьют детали для обуви. По такой же схеме организовано производство «Marko» и в Дубровно.
Что касается культурной составляющей, то тут на повестку выходят районные бренды, которые лет 10 назад начали создавать в Витебской области. В Лиозненском районе брендом стала земляника. История этого бренда такова. В деревне Добромысли, что в 12 км от Лиозно, когда-то начинался фестиваль самодеятельной песни и поэтов, который называется «Сунічныя бары» (земляничные боры). Его организовал руководитель местного дома культуры, а на сцене выступали творческие людей района. В период «брендирования» районов было решено, что этот фестиваль нужно проводить на районном уровне. С 2012 года на фестиваль съезжаются гости со всей республики.
Тем временем, на Витебщине набирал обороты фестиваль «Глубокская вишня» в Глубоком, который даже стал международным. Потом появилось празднование Яблочного спаса в Шарковщине, потому что когда-то местный селекционер выводил там новые сорта яблок. Так Шарковщина решила взять себе «яблочный» бренд. В Миорах появилась клюква и фестиваль «Жураўлі і журавіны Міёрскага краю», где мы, кстати, были в сентябре 2015 года.
Ну а Лиозненский район выбрал себе в качестве бренда землянику, тем более, что в районе уже вовсе развивался фестиваль «Сунічныя бары», а потом уже местные власти решили, что суницы (земляника) будет брендом района. Никакой исторической подоплеки здесь, конечно, нет. Зато появилась районная премия, которая называется «Суничка». Сначала она была для людей культуры, а теперь премией награждают по самым разным номинациям: производство, медицина, образование и многое другое. Ежегодно в декабре жители Лиозненского района имеют замечательное, красочное предновогоднее мероприятие. Помимо диплома каждому победителю полагается премия в размере 5 базовых величин (это примерно 3700 на российские деньги). На вручении этой премии и побывала делегация смолян.
Что касается туризма – то он здесь, если так можно назвать, патриотический. На территории района имеется около 92 воинских захоронений. В том числе Стасинское, где расположено единственное офицерское воинское кладбище. На нем погребены 182 павших офицера. Мемориал на Адаменской горке – дело рук местного мецената. Предприниматель вложила более 100 тыс. долларов в реконструкцию мемориала. Сама нарисовала проект и поставила памятный знак на месте, где находился госпиталь.
Обратите внимание на масштаб и уровень фестиваля «Сунички». Напомним, Лиозно — это поселок городского типа с численностью населения в 7 тыс. человек. Всего в районе проживает около 14 тыс. жителей. Это как наш Велижской район. Мы тут недавно злословили в адрес велижских властей, которые не смогли организовать жителям нормальную елку. Вот, посмотрите, смоленские «боссы» от культуры, как в белорусской провинции организуют мероприятия.
Ежегодно местный ДК проводит более 200 массовых мероприятий. Все артисты, выступавшие на сцене в этот вечер — местные жители, которые в свободное от учебы и работы время занимаются творчеством. Это было реально круто. И зал полон зрителей.
Таким нам запомнился Лиозненский район. В ближайшее время нас ждут новые поездки!