Археолог-любитель нашел настоящую Старую Смоленскую дорогу

Игорь Ясинский, президент фонда «Примирение» и организатор фестиваля «Лубино», около 20 лет назад задался одним из важнейших для смоленской истории вопросом, ответ на который определил направление его хобби на годы вперед: где же на самом деле проходит Старая Смоленская дорога?

Интерес этот возник неспроста. Дело в том, что долгое время смоленские историки и экскурсоводы называли Старой Смоленской дорогой магистраль, которая идет от Московского шоссе в Смоленске на Кардымово а затем на Дорогобуж. Еще с начала 2000-х годов у Игоря Ясинского закралось сомнение: имеет ли это шоссе отношение к Старой Смоленской дороге, при том, что в обиходе его иначе и не называли? Попросив у товарища металлоискатель, он пошел исследовать предполагаемую дорогу на ее подлинность.

«Я пошел по Кардымовскому шоссе и был до крайности обескуражен: ничего от 1812 года (ни пули, ни ядра) там нет», — удивляется Игорь Ясинский.

После чего он решил основательно заняться этим вопросом и стал изучать историческую литературу и карты. В ходе поисков он обследовал пешком район от ж/д переезда в Сортировке до деревни Духовская.

«Оттуда я пошел и прошел по всему этому участку до поля боя Лубино. Поначалу я ходил просто с картами и пытался понять, где находится это место. Но когда уже понял, куда пришел, то захотел это подтвердить (с помощью металлоискателя). Когда пошли ядра, пули, стало понятно, что это именно настоящая Старая Смоленская дорога».

Распознать дорогу может только человек знающий. Она обустроена и оканавлена с двух сторон, однако время и природа все прячет и маскирует, порой увидеть воочию совсем непросто — тут помогают старые карты, обращение к логике строителей дороги и немножко везения. Например, на обочинах дороги можно обнаружить деревья, несвойственные окружающему ландшафту — дубы, сливы, яблони. Вероятно, 200 лет назад путники, невольно разбрасывая косточки от плодов, дали жизнь этим деревьям.

staraya smolenskaya 2

В одном из мест, например, ее пересекает противотанковый ров, который тоже слился с природой. Теперь можно легко спутать отсыпи 1812 года с трудами защитников Смоленска 1941 года (ров можно найти на картах).

С исторической точки зрения Старая Смоленская дорога представляет интерес при изучении событий 1812 года. Рядом с ней генерал П.А.Тучков должен был прикрыть место соединения двух российских армий. Прибыв на Лубинский перекресток этой дороги 7 августа 1812 года со своим отрядом, он не понял что происходит, поэтому, фактически ослушавшись приказа, выдвинулся по этому участку старой смоленской дороги по направлению к городу. Делалось это с двумя целями: во-первых, разобраться в ситуации, а мы уже знаем, что координация была потеряна и одна из отступающих армий проведя в ночных переходах всю ночь, запутавшись в сельских дорогах — вернулась практически к месту выхода, что было равносильно катастрофе. Измотанная масса людей могла быть легко отрезана от основных сил и ликвидирована.

Во-вторых, интуитивно понимая, что ситуация сложная, Тучков двигаясь в сторону Смоленска, сразу же выискивал выгодную позицию для своих войск. Пройдя несколько километров от лубинского перекрестка до поля у деревни Валутино, он обнаружил прекрасное место для обороны. Его войска стояли на возвышенности, а наступающим французам перегораживало дорогу обширное болото, через которое вел небольшой мостик, который бойцы Тучкова предусмотрительно разобрали. Этот смелый поступок настоящего солдата и просто умного человека предопределил спасение заблудившейся армии, возможность соединения двух армий в дальнейшем и саму возможность сражения при Бородино. Сам Тучков при этом дрался со своими солдатами до последнего, был ранен и взят в плен в бессознательном состоянии.

staraya smolenskaya 7

«Я беседовал с жителями свой деревни Духовской и с жителями окрестностей. Люди примерно моего возраста вспоминали, как они в детстве ходили в школу им. Горького. Особенно после дождя толпа детей, пробиравшись через лес по Старой Смоленской дороге, находила чугунные ядра и маленькие свинцовые пули. Они их использовали для стрельбы из рогаток. Очень удобный был снаряд и достаточно тяжелый. Сейчас этой школы уже нет. На моей памяти, уже лет 15 здесь никто не живет. Раньше здесь было несколько учительских домиков и небольшое кладбище. Кладбище осталось, а домиков уже нет», — рассказывает Игорь Ясинский.

В ходе изысканий выяснилось, что от Смоленска до Соловьевой переправы дорога петляет мимо сгинувших ныне деревень и фактически отсутствует на современных картах.

«Вы можете себе представить, что здесь прошел Наполеон со всей своей великой армией? Здесь ходил Пётр I, Алексей Михайлович. Здесь происходили громадные события, имеющие огромное историческое значения для страны. Можно наступить на след Наполеона с точностью до нескольких метров», — смеется Ясинский.

Настоящая Старая Смоленская дорога — немощёная. Она покрыта гатью (прим. «гать» — настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место) только в мокрых низинных местах. Ясинский вскрыл эти прослойки и выяснил, что дорога там выложена маленькими 10-сантиметровыми жердями.

staraya smolenskaya

Выходя за Соловьеву переправу (в районе часовни), дорога практически совпадает с современным асфальтом до деревни Михайловка. В Дорогобуже Старая Смоленская дорога прерывается.

staraya smolenskaya 5

staraya smolenskaya 6

«Там находится река и моста нет. Поэтому проехать невозможно. А уже дальше – дорога “отсыпанная”, т.е. в том первоначальном виде, в котором она всегда и была».

Напомним, что это не единственное дело, которым занимался Игорь Ясинский. Уже многие годы он является организатором военно-исторической реконструкции «Лубино», в которой принимает активное участие. О последнем прошедшем фестивале в Кардымовском районе читайте ЗДЕСЬ.

SmolNarod.ru