В редакцию smolnarod.ru пришло письмо за подписью директора СОГБУ «Смоленскавтодор» Владислава Апакова. Господин Апаков — частый антигерой наших публикаций, однако в переписку (а тем более в судебные тяжбы) с нами, как правило, предпочитает не вступать. И коль уж в этот раз было сделано исключение, более того, оспаривается одна из самых резонансных публикаций нашего издания за последние месяцы, у нас закралась мысль: неужели мы оговорили честного человека? Сегодня мы опубликуем ответ г-на Апакова и обнародуем факты, которые не были озвучены в оспариваемой публикации.
Обо всем по порядку. 8 августа на нашем сайте вышел материал «Афера на 110 миллионов: подробности нового коррупционного скандала в Смоленске». Ознакомиться с материалом можно по ссылке выше. Для тех, кому лень читать, коротко перескажем смысл публикации.
[see_also page_id=»140669″]Утром 8 августа в офис СОГБУ «Смоленскавтодор» нагрянули следователи. Они проводят расследование по факту причинения ущерба бюджету Смоленской области в сумме 110 миллионов рублей. В период с ноября 2016-го по май 2017 года «Смоленскавтодор» закупил 22 единицы техники на общую сумму 288,9 миллиона рублей. Однако, как выяснили следователи, цена оказалась завышена на треть, а по некоторым лотам – почти в два раза. Продавца определили в результате конкурса, на который вышли три аффилированных ООО и подали недостоверные сведения о стоимости техники. Конкурсная комиссия отсеяла двух поставщиков и оставила одного — ООО «Сильные машины» (г. Смоленск), у которого и закупила технику. В результате этой закупки, как выяснили следователи, и был причинен ущерб бюджету.
От редакции мы высказали предположение, что клерки «Смоленскавтодора» не удосужились проверить истинные рыночные цены и не глядя заключили многомиллионный контракт, убыточный для области. В качестве иллюстрации мы привели ссылку на продажу асфальтоукладчика «Фогель 1800-3» за 15 миллионов рублей. Аналогичную машину «Смоленскавтодор» купил почти за 34 миллиона.
А теперь читаем реплику Владислава Апакова, которую мы публикуем во исполнение ст. 46 Закона «О СМИ» («Право на ответ»):
Итак, если резюмировать ответ Владислава Апакова, получаем следующее: в природе якобы не существует процессуального документа, содержащего выводы о причинении ущерба бюджету Смоленской области. «Смоленскавтодор» предпринял все законные меры по выявлению истинной стоимости техники, а пример некоего частного продавца некорректен, поскольку речь идет о ссылке на объявление, а не на официального дилера. Тем более что на конечную цену асфальтоукладчика влияет множество разных факторов. Такая вот получается картина. Уделал Владислав Апаков «журналистов-клеветников»! Или нет? Попробуем разобраться.
Подвох появляется с первых же строк письма г-на Апакова, где он говорит об отсутствии «процессуального документа». Заявление довольно странное: неужели г-н Апаков думает, что мы стали бы делать такую публикацию, не имея на руках копии весомого процессуального документа, а именно постановления о возбуждении уголовного дела? По понятным причинам мы не можем опубликовать скан документа, однако приведем одну цитату из него:
«Полученными денежными средствами неустановленные лица распорядились по своему усмотрению, причинив своими действиями бюджету Смоленской области материальный ущерб на сумму 109 991 912 рублей».
Вот так, четко и недвусмысленно. Ни мы, ни следователи не обвиняли кого-либо в совершении уголовно наказуемого преступления, ибо это — прерогатива суда. Однако выводы об ущербе бюджету сделаны однозначные. Интересно, считает ли г-н Апаков необоснованными эти выводы, и если да — то почему он их не обжаловал? А если обжаловал — то с каким результатом? Поскольку расследование уголовного дела продолжается, можно предположить, что никаких нарушений при его возбуждении допущено не было. А раз так — то и в дискуссии об «отсутствии процессуального документа» можно поставить точку.
Сколько же на самом деле стоит асфальтоукладчик «Фогель супер 1800-3» и почему «Смоленскавтодор» заплатил за него без малого 34 миллиона рублей?
Действительно ли дополнительное оборудование, комплектация, транспортные расходы на доставку и гарантийное обслуживание могли привести к почти двукратному увеличению стоимости данной машины? Попробуем разобраться.
[see_also page_id=»134447″]Итак, вот ссылка на сайт госзакупок. Как следует из документа, 14 декабря 2016 года, за две недели до новогодних праздников, СОГБУ «Смоленскавтодор» выставило тендер на покупку асфальтоукладчика Vogele super 1800-3. Согласно приложению №2 к информационной карте, обоснованием начальной (максимальной) цены контракта послужили три информационных письма от компаний ООО «Ком-Сервис», ООО «Трансмаш» и ООО «Сильные машины», каждая из которых указала одну и ту же цену — 33 967 212,00 рублей. По окончании всех конкурсных процедур 22 декабря 2016 года заказчик перевел ООО «Сильные машины» за покупку сумму в размере 33 967 212 рублей. Как утверждают следователи, организации аффилированы между собой, имеют одни и те же места регистрации и общих лиц в составе учредителей.
Взаимосвязь этих организаций легко проверить через базы данных, например, myseldon.com. Так, выясняется, что некто Дудуния Малхаз Гурамович одновременно являлся директором компаний ООО «Ком-Сервис» и ООО «Трансмаш». Последнее зарегистрировано по адресу ул. Шевченко, д. 99 — в том же здании, где прописано ООО «Сильные машины». Таким образом, упомянутая г-ном Апаковым проверка стоимости объекта закупки по факту напоминает банальную фикцию.
Идем дальше и попытаемся узнать рыночную стоимость закупленной техники. Как мы сообщали в нашем материале, всего было закуплено 22 единицы техники на общую сумму 288,9 миллиона рублей, так что Vogele super 1800-3 — это лишь один из многочисленных примеров.
Начнем с того, что средняя цена подобной машины со схожими характеристиками — не секрет Полишинеля. Владислав Апаков, уже пятый год возглавляющий «Смоленскавтодор», наверняка знает, что, помимо германского «Фогеля», есть еще как минимум три модели от европейских фирм с аналогичными параметрами: Bomag BF 700 C-2, Dynapac SD2500CS, Volvo P 6820 C. Все эти машины в стандартной комплектации имеют стоимость порядка 265 тысяч евро, что при декабрьской цене евро в 65,5 рубля составляло около 17,3 миллиона рублей.
В отличие от легковых автомобилей, список опций которых достигает десятков позиций, главной и самой дорогостоящей опцией асфальтоукладчика является уширитель, влияющий на количество полос укладки асфальта. В среднем уширитель до 8 метров, о котором пишет г-н Апаков, стоит около 25 000 евро с НДС, что в декабрьских ценах евро составляет 1,6 млн рублей.
[see_also page_id=»111465″]Кстати, в аукционной документации не указано какое-либо дополнительное оборудование и комплектация, кроме уширителя до 8 метров. Все остальные опции являются базовым оснащением у всех производителей асфальтоукладчиков, представленных в России. Что касается гарантийных обязательств, то они зависят от производителя. Как правило, это 12 месяцев или от 1000 до 2000 моточасов. Запуск оборудования в работу и обучение представителей Заказчика у всех производителей включены в стоимость машин. Что же касается транспортных расходов, то стоимость перевозки из Москвы в Смоленск подобной машины составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Вот и возникает вопрос: откуда взялась цена в 34 миллиона?
Мы сделали запросы в несколько коммерческих фирм, поставляющих подобную технику. Например, фирма из Кургана ООО «Ростснаб» (на рынке с 2011 года) предлагает Vogele super 1800-3 в схожей комплектации за 264 тысячи евро, что при цене евро 65,5 рубля составляет всё те же 17,3 миллиона рублей.
Интересно, а за сколько аналогичный асфальтоукладчик продает смоленское ООО «Сильные машины», то самое, которое продало Vogele super 1800-3 «Смоленскавтодору»? Быть может, данная организация, как официальный дилер «Фогеля», спасет тонущую аргументацию Владислава Апакова? Мы сделали запрос коммерческого предложения и выяснили, что аппарат с аналогичными техническими характеристиками ООО «Сильные машины» оценивает в 330 тысяч евро, что про цене евро в 65,5 рубля составляет 21 миллион 615 тысяч рублей. Т.е. на 12,3 миллиона дешевле, чем купил Владислав Апаков.
Дополнение: в ноябре 2016 года ООО «Сильные машины» для «Тулаавтодора» поставило два асфальтоукладчика Vogele super 1800-3 с уширителем до 7 метров по 23,9 млн за штуку, что на 10 миллионов дешевле, чем для «Смоленскавтодора».
Наконец, в письме г-на Апакова указывается, что один из факторов, влияющий на цену товара, — «сумма внесения обеспечения исполнения контракта». Сумма банковской гарантии, которую ООО «Сильные машины» запросило у банка, составляет 5,095 081,80 рублей на срок до 31 июля 2017 года. Таким образом «Смоленскавтодор» обезопасил себя от риска некондиции или иных форс-мажоров со стороны продавца. Однако вышеуказанная сумма никак не может быть включена в стоимость техники. Максимум, что может заложить продавец в конечную цену, и то при наличии теплых и дружеских отношений с заказчиком, — так это плату по процентам за пользование банковской гарантией, которая при условии 5% годовых набежит за восемь месяцев (с декабря 2016-го по 31 июля 2017 года) на 162 тысячи рублей. Более того, согласно пункту 7.1.4. Контракта, если в качестве способа обеспечения исполнения обязательств Поставщиком выбрано внесение денежных средств, заказчик обязуется возвратить эти средства Поставщику в течение десяти дней после исполнения настоящего Контракта в полном объёме. Как видим, данное условие никак не может оказать существенное влияние на конечную цену контракта.
[see_also page_id=»90640″]Обращают на себя внимание и еще несколько любопытных моментов: например, согласно условиям контракта поставка товара осуществляется с даты подписания контракта по 30 декабря 2016 года. Возникает вопрос: для чего потребовалось ужимать сроки поставки, если учесть, что асфальтоукладчик работает только при плюсовой температуре, что для Смоленской области — не раньше мая? Пусконаладочные работы, которые входят в стоимость контракта, также должны проводиться в теплое время года при наличии асфальта. А если учесть, что все производители асфальтоукладчиков к концу сезона (сентябрь/октябрь) стараются реализовать технику, «зависшую» на складах, напрашивается вывод, что сотрудники СОГБУ «Смоленскавтодор» изначально имели сговор с предполагаемым поставщиком и намеренно сократили срок поставки, не дав возможность иным производителям принять участие в электронном аукционе.
Ну и наконец, интересно, а за сколько же коллеги «Смоленскавтодора» из других регионов закупают подобную технику? В ноябре — декабре 2016 года КГКУ «Алтайавтодор» проводило электронный аукцион на поставку аналогичного гусеничного асфальтоукладчика с одной лишь разницей — ширина укладки асфальта ограничена 5 метрами. Цена контракта — 22 057 433,00 руб.
Т.е. разница в том, что на Алтае закупили гусеничный асфальтоукладчик Vogele super 1600-3, который отличается от машины с индексом 1800-3 меньшей на три метра шириной укладки, соответственно, чуть меньшим весом и мощностью двигателя. Но при этом победителя аукциона «АСМ-Алтай» нет в перечне официальных дилеров, а следовательно, продавец не имеет дилерской скидки и поддержки завода изготовителя по гарантийным обязательствам, что влечет за собой удорожание покупки. Машину следовало доставить в Барнаул, который на три с лишним тысячи километров дальше от Москвы, чем Смоленск. И при всем при этом барнаульцам удалось сэкономить на одной машине 12 миллионов бюджетных рублей по сравнению со смоленскими коллегами.
В общем, как ни крути, не получается у нас слепить образ благородного Д’Артаньяна из Владислава Апакова. Подозрение в коррумпированности г-на Апакова и возглавляемой им структуры обретает форму факта при вдумчивом анализе их закупочной деятельности. Ответ, который пришел в нашу редакцию, возможно, произвел бы впечатление на новичка, несведущего в теме. У нашей же редакции есть достаточно широкий круг экспертов, в том числе в правоохранительных органах, готовых разложить на пальцах нехитрые схемы, которыми пользуются смоленские дорожники. Жаль только, что пока г-н Апаков имеет неофициальный статус неприкасаемого для смоленских правоохранителей, а на его защиту со всей решительностью бросается Алексей Островский. Видимо, губернатор понимает: копни следствие глубже, ниточки коррупционных схем могут протянуться и до его кабинета.
Максим ЗАХАРОВ